Culture and art

Культура и искусство

Мастера косовской керамики

Мастера косовской керамики

Н. Козак. Кувшин с оленем. 1970-е гг.

Мастера косовской керамики

Необычайно самобытна и своеобразна гуцульская керамика. Она имеет свою многовековую историю, свои художественные особенности, которые формировались и развивались в прошлые эпохи. Ее традиции передавались из поколения в поколение, из рода в род, обогащались новыми средствами выражения. Так постепенно создавалось драгоценное наследие народного декоративно-прикладного искусства Гуцулыцины.

Новый период в истории развития гуцульской керамики начался в годы Советской власти. В первые послевоенные годы становление гончарства на Гуцулыцине тесно связано с именами замечательных косовских мастеров, членов Союза художников СССР Павлины Иосифовны Цвилык (1861 —1964), Михаила Ивановича (1903—1972) и Анны Иосифовны (1903— 1981) Рощибюков. Взяв за основу художественное наследие гончаров XIX века Д. Зинтюка и П. Кошака из Пистыни, О. Бахматюка и П. Баранюка из Косова, они успешно работали над созданием новой декоративно-бытовой керамики.
После смерти мужа в 1952 году помощником Цвилык стала внучка Надежда Васильевна Вербивская (р. 1925), ей мастерица привила любовь к этому народному ремеслу.
Замечательно, что во всех ее росписях, как на посуде и изразцах мастеров прошлого, вновь оживают бытовые сценки и сочные орнаментальные мотивы. Так, на декоративных тарелках, блюдах и вазах помещены традиционные жанровые композиции: охота, народное гулянье, конные упряжки, сцены из сельской жизни. Среди них яркой национальной тематикой привлекают гуцульские свадьбы.
Особенно оригинальны произведения Павлины Иосифовны Цвилык с росписью растительными мотивами. С большим мастерством вплетала она в них не только традиционные изображения животных, но и новые мотивы, например, изображение голубя — символа мира. Привлекает интересное декоративное решение голубя — изящно и тонко выгравированные туловище и крылья, наполненные множеством зеленых точечек. Они создают впечатление цельного узорного рисунка, живописность и богатство которому придают маленькие потеки во время обжига. В других работах можно увидеть совсем иные изображения птиц — с пышными хвостами и цветкообразными головками.

Н. В. Вербивская. Кувшин с изображением танцующей пары. 1974

Н. В. Вербивская. Кувшин с изображением танцующей пары. 1974

Значительное место среди растительных и геометрических мотивов занимали большие оригинальные цветочные розетки. Разработке этих композиций Павлина Иосифовна посвятила большую часть своего творчества. Цветы она делала из точечек, ромбиков, волнистых линий, черточек, лепестков необычных форм. Создавая бесчисленные вариации из этих простых элементов, мастерица каждый раз получала все новые фантастические узоры. В отличие от других керамистов Косова ее метод росписи необычен: она с предельной свободой размещает орнаментальные мотивы на плоскости изделия. Переплетаясь между собой, они создают иллюзию своеобразного движения. Кроме того, орнаментом заполнялась вся центральная часть, белого фона почти не было. Остальная поверхность бытовой и декоративной посуды украшалась орнаментальными полосами из геометрических мотивов. Этим мастерица подчеркивала архитектонику изделий, монолитность формы, ее связь с декоративной колористической росписью.
Одновременно Цвилык работала над созданием интересной традиционной декоративной скульптуры — глиняных фигур баранов, оленей, коров. Как и в других видах керамики, в них проявилось высокое дарование мастерицы. Часто на спине животных она искусно помещала небольшие вазонки. Вся поверхность туловища расписана растительным орнаментом, роспись выдержана в традиционном сочном колорите. Насыщенны под- глазурные краски — зеленая, солнечно-желтая. Название техник — гравирование и рожкование.
Работы Павлины Иосифовны Цвилык неоднократно экспонировались на выставках в нашей стране и за рубежом, свидетельствуя о больших успехах гуцульской керамики. Особое признание получили ее работы на Всемирной выставке в Брюсселе и международной выставке в Софии в 1958 году. Ее произведения привлекли внимание на выставках в Нью-Йорке в 1959 году, в 1962 году в Праге. Кувшины, вазы, миски и тарелки Павлины Иосифовны Цвилык отличаются изысканностью форм, пластичностью сложных гравированных растительных мотивов — лепестков — «кучеров», цветов, колокольчиков, бутончиков, которыми так богата земля Прикарпатья. За свои художественные произведения косовчанка получила серебряную медаль.

Кувшин. 1970-е гг.

Кувшин. 1970-е гг.

Традиции Цвилык успешнолродолжают развивать ее дочь Стефания Танасовна Заячук (р. 1909) и внучка Надежда Васильевна Вербивская, творчество которых раскрывает новую страницу в народном искусстве керамики. Они — члены творческого коллектива Косовских художественно-производственных мастерских Художественного фонда УССР. Вместе с Вербив- ской работают ее дети — сын Василий и дочь Оксана. Растущие молодые художники, работая в творческой группе, проявляют пытливость, требовательность к себе, трудолюбие. Это дает право предполагать, что со временем они добьются серьезных успехов в керамике и в будущем станут достойными продолжателями творчества династии Цвилыков.
Свой след в искусстве керамики оставили Анна Иосифовна и Михаил Иванович Рощибюк. Характерной чертой их творчества, как и творчества Цвилык, является то, что оно народно в полном смысле этого слова и достигло своего взлета благодаря необычайной жизненности лучших народных традиций.
М. И. Рощибюк родился в городе Коломые. С юных лет начал изготовлять керамические изделия. Учился у коломыйских гончаров, среди которых был известный мастер С. И. Патковский, а также в местной промышленной школе.
С 30-х годов его первым надежным помощником в создании уникальных работ была Анна Иосифовна. Она, как и ее сестра П. И. Цвилык, выросла и научилась гончарному делу в семье потомственного гончара Иосифа Совиздранюка.
Яркое представление о художественно-стилистических особенностях мастерства супругов дают многие произведения, находящиеся в собрании Коломыйского музея народного творчества Гуцулыцины. Сделанные в разные периоды, они свидетельствуют о поисках новых форм, декора, о стремлении возродить те или иные виды гуцульской керамики. При этом чета Рощибюк творчески относилась к тем приемам и традициям, которые им были переданы старыми мастерами. Их миски, кувшины, декоративные вазы, калачи и другие типы декоративно-бытовой посуды близки к народным формам. Но это сходство не означало чистого повторения старинных керамических образцов. Оно выражалось в умении использовать образцы именно через творческое переосмысление каждого элемента декора. Уверенно и четко вытягивалась форма сосуда на быстром, находящемся в постоянном движении гончарном круге. Формы росли и расцветали как фантастические растения с живыми, подвижными, пластически выразительными силуэтами.

Мастерицы косовской керамики в цехе

Мастерицы косовской керамики в цехе

Многие произведения Рощибюк, хранящиеся в музеях Ленинграда, Киева, Львова, Коломыи, говорят о высоком даровании мастеров, создавших великолепие декоративных узоров. Почти все их работы расписаны растительным и геометрическим орнаментами. Умело сочетая эти два основных вида декора, они создавали своеобразные декоративные композиции. Иногда Рощибюк расписывали сосуды только геометрическими мотивами, опоясывая формы изделий несколькими отдельными полосами. Интересны изделия без членений поверхности, искусно покрытые затейливым плетением листьев и цветов.
Очень тонко решают керамисты цветовую гамму. Она ограничена у них несколькими цветами — желтым, коричневым и зеленым на белом фоне. Сочным и более живым узором отличаются росписи рожком по темной поверхности. Светящаяся желтая, белая или зеленая краски в сочетании с коричневым фоном дают яркие колористические соцветия. Рощибюк много сделали для подготовки молодых специалистов. В 1957 году Анна Иосифовна и Михаил Иванович организовали гончарный цех при Косовской фабрике художественных изделий имени Т. Г. Шевченко, ныне — цех производственно-художественного объединения «Гуцулыцина». С тех пор начался наиболее плодотворный период в жизни керамистов — время, когда их многолетний творческий опыт и знания передавались молодым художникам. Рощибюк внимательно и заботливо учили молодежь овладевать гончарным ремеслом, работать самостоятельно и неутомимо, совершенствуя свое мастерство. Сегодня их ученики и последователи стали известными мастерами. Среди них члены Союза художников СССР — Михаил Кикоть, Василий Аронец, Анна Грималюк, Мария Паляныця и многие другие.
Рощибюки посвятили гончарному искусству всю свою жизнь. Михаил Иванович более 40 лет занимался этим ремеслом и до последних лет не оставлял любимого дела. Анна Иосифовна несмотря на преклонный возраст, по-прежнему работает, делает небольшие традиционные миски, тарелки, вазочки, фигурки. Интересны ее кукушки-свистульки. Но, несмотря на это, они жизненны, выразительны и очень искренни.
В экспозиции Коломыйского музея отражено творчество продолжателей династии семьи Рощибюк — дочерей Орыси Козак, Стефании Волощук, Розалии Илюк. Мастерицы унаследовали от матери и отца похожую манеру росписей, но в целом их работы имеют индивидуальный, без труда узнаваемый почерк. Богатое художественное наследие народных мастеров Цвилык и Рощибюк, прославивших косовское мастерство, дает направление новым поискам.