Culture and art

Культура и искусство

Мастер из Месскирха Распятие

Мастер из Месскирха Распятие с предстоящими Вторая четверть XVI века. Дерево, масло. 0,42 х 0,59

Мастер из Месскирха Распятие с предстоящими Вторая четверть XVI века. Дерево, масло. 0,42 х 0,59

Мастер из Месскирха Распятие с предстоящими

Картина представляет собой мемориальное произведение, об этом свидетельствуют гербы, помещенные в верхнем правом углу и принадлежавшие Рудольфу фон Эйнгену (умер в 1529) и его супруге Софии фон Нейнек (умерла в 1539). Считается, что картина была заказана вдовой художника.

Мастер из Месскирха Распятие с предстоящими. Фрагмент

Мастер из Месскирха Распятие с предстоящими. Фрагмент

Своеобразие этого произведения — в сочетании черт искусства зрелого немецкого Возрождения с очевидными и несколько нарочитыми архаизмами. Это бросается в глаза прежде всего в самой композиции, где все построено на сдвигах, на явном нарушении традиционных канонов. Распятие повернуто под углом к плоскости доски, что создает впечатление глубины пространства; так же пространственно трактован и фон, изображающий небо, затянутое темными облаками; в то же время два свитка с евангельским текстом, расположенные по обе стороны креста, подчеркивают переднюю плоскость доски и самой своей условностью отрицают глубинность построения. Возникает странное, неожиданное зрительное противоречие. Кажется, словно крест, оторвавшись от плоскости, повернулся, разрывая поверхности доски. Также сохраняется и одновременно разрушается традиционная симметрия иконографической схемы предстояния- асимметричным расположением распятия по отношению ко всей доске в целом и разно масштабностью фигур: Мария и Иоанн соотнесены по размерам с фигурой распятого Христа, в то время как фигуры римского центуриона и его оруженосца выдержаны совсем в другом масштабе и кажется принадлежащими к иной реальности.
Откуда эти несоответствия? Считается, что фигура распятого Христа скопирована художником с одной из гравюр Дюрера. Может быть, другие фигуры также представляют собой изобразительные цитаты. И все же в этом странном произведении, словно собранном из разных кусков, есть своеобразная, наивная подуичность, которая и возникает, может быть, именно благодаря несколько неожиданному сочетанию, казалось бы не совсем сочетаемых элементов.
Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1924 году из Музея-усадьбы «Остафьево» (собрание гр. Шереметевых).