Culture and art

Культура и искусство

Маяковский художник

Маяковский художник

В.В. Маяковский. Кутаиси. 1905. Фото

Владимир Маяковский художник

Маяковский художник в воспоминаниях родных и друзей.
Творческая жизнь Владимира Владимировича Маяковского началась с занятий рисованием. В этой области его дарование проявилось раньше, чем в поэзии. Студии художников — Жуковского и Келина, а потом занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества дали ему профессиональную подготовку.

Маяковский художник

В. В. Маяковский. Рисунки зверей. Чернила, карандаш. 1913.

В анкетах на вопрос о профессии Маяковский неизменно отвечал: «Поэт и художник». Сплав изображения и слова характерен для современников Маяковского: В.Хлебникова, Д.Бурлюка, В.Каменского, А.Крученых и других, да и вообще всей той эпохи, которая, по словам В.Хлебникова, ознаменована была «победой глаза над слухом». Большинство русских поэтов-футуристов пришли к поэзии от живописи.
Многие художники — от Репина до американца Геллерта — считали Маяковского мастером рисунка. О ранних опытах Маяковского-детские впечатления будущего поэта. «Вся наша жизнь,— вспоминала Л.Маяковская,— проходила на природе. Володя в то время рисовал животных и птиц, которых было много в лесничестве. Рисовал с натуры или по памяти, очень редко срисовывал. Объездчики, зная нашу любовь к животным, приносили маленьких медвежат, белок, зайчиков, лисичек. Когда они подрастали, их увозили в лес. Мы все любили это живое царство». Героями рисунков Маяковского часто были различные животные. Впоследствии животная символика занимала значительное место и в творчестве Маяковского-поэта. Он часто отождествлял себя с жирафами, лошадьми, собаками, медведями, которые, подобно поэту, отчуждены, изолированы от мира людей.
В семейном архиве Маяковских сохранились наброски с изображением забавных зверушек: верблюда, змеи, лисы. Сделаны они в 1913 году карандашом и окурком папиросы, обмакнутым в чернила. Как свидетельствуют родные поэта, Маяковский много рисовал пером, карандашом, даже обгорелой спичкой. «Зверье» у поэта — это не чудовища «из древнейшей древности», а милые, обаятельные существа: они плачут, смеются, грустят. В большом, добром и внешне суровом человеке жило нежное обожание «мельчайшей былинки живого», внимание ко всему беззащитному, будь то бездомная собака, брошенный котенок или выпавший из гнезда птенец. Примечательны слова поэта о том, что он «любит животных за то, что они не люди, а все-таки живые». Эту любовь к животным подтверждают и его рисунки, созданные как бы между делом. Еще в кутаисской гимназии,— вспоминал его одноклассник К.Надирадзе,— часто после уроков, когда в классе никого не было, он подходил к доске и мелом рисовал различных птиц и животных. Рисовал он быстро. Как пишет чешский художник А.Гофмейстер, поэт, оживленно беседуя за обеденным столом, одновременно рисовал слонов и зверушек.
На его рисунки обратил внимание учитель В.Баланчивадзе, который впоследствии вспоминал, что у него в альбоме лучших рисунков учеников долгое время хранился и рисунок Маяковского. Уже в то время 12-летний художник уверенно и быстро набрасывал шаржированные портреты соучеников, учителей. «Вкусы и привязанности Володи,— вспоминала старшая сестра,— обладали исключительным постоянством,— интерес к шаржированному портретному наброску, который он испытывал в молодости, острота глаза, наблюдательность, тяга к условному преувеличению — все это осталось у него надолго». И действительно, крайне трудно было бы вне этих обстоятельств понять стиль и характер той области графического искусства, в которой Маяковский проявил себя мастером знаменитых «Окон РОСТА».

В. В. Маяковский. Портрет сестры. Акварель. 1911.

В. В. Маяковский. Портрет сестры. Акварель. 1911.

По рассказам матери Александры Алексеевны, в одном из первых, к сожалению, не сохранившихся, шаржей юного Маяковского изображался сам автор — десятилетний силач, жонглирующий шестью стульями сразу.
По документам известно, что С.П.Краснуха во время пребывания в академии окончил с успехом курс наук и за хорошие познания в живописи получил Малую золотую медаль за программу «Исцеление св. Себастьяна». Закончив академию, он работал в Пятигорской гимназии, а затем в Кутаиси, впоследствии жил и преподавал в Саратове. В воспоминаниях членов семьи Маяковских и в письмах его имя всегда упоминается с большим уважением. Л.В.Маяковская вспоминала: «Мы должны были заниматься два часа, а мы добрых пять часов всегда сидели. Рисовали с натуры, ставили нам всякие вещи, гипсы, чисто академическое было рисование. Так что известные элементы подготовки Володя получил у Краснухи. Он ставил нам гипсовые головы, натюрморты и требовал точного и хорошего рисунка, причем очень строго требовал. Я сохранила свои рисунки, Володя рисовал приблизительно так же».
В 1906 году, когда после смерти отца семья переехала в Москву, тринадцатилетний Володя использовал рисовальные способности, чтобы материально поддерживать семью. «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать»,— писал Маяковский. Его соученик по московской гимназии А.Л.Пастернак вспоминал: «Он показал мне свои картинки выжигания по дереву, правда красивые, но сделанные по трафаретным образцам, под Русь, что было, увы, еще далеко от искусства».
КРИЧЕВСКАЯ СШМЕШКА
В этот период Маяковский вместе с младшей сестрой Ольгой, помимо гимназии, усердно посещал вечерние и воскресные классы Строгановского училища.
Маяковского постоянно видели с карандашом и альбомом в руках. Ему приходилось заниматься рисованием реклам для аптекарской фирмы Гален. Платили по 5 рублей за рекламу. К этому времени относятся и воспоминания
В.Герасимова: «Владимир показывал мне много хороших рисунков, выполненных карандашом и акварельными красками. Преобладали эскизы пейзажей. К своему огорчению, я узнал, что почти все рисунки будут проданы, так как это составляет его небольшой заработок на личные расходы».
По выходе из тюрьмы он возобновил свои занятия в Строгановке. Здесь он научился работать красками, главным образом клеевыми. Работал всегда порывисто. По свидетельству близких, он говорил, что ему хочется серьезно заниматься живописью. В музее хранятся его три живописные работы.

В. В. Маяковский. Письмо сестре. 1905.

В. В. Маяковский. Письмо сестре. 1905.

Позднее он не без иронии вспоминал, как вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Натюрморт, бывший на выставке учеников Жуковского, был автором подарен Н.Артемьеву: чайный сервиз и лиловые цветы. Особенно удались солнечные блики на фарфоре. К сожалению, картина утеряна родственниками.
Эта характеристика, данная учителю, довольно ясно указывает, что именно привлекало Маяковского в искусстве — мастерство, реализм, гибкая меняющаяся творческая система. Маяковский всегда с удовольствием вспоминал время своего обучения живописи в студии Келина.
Друзьями его в те годы были: Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Чекрыгин, М.Ларионов, Н.Гончарова, О.Розанова, А.Лентулов. Встречи с молодыми художниками, участие в совместных художественных выставках и диспутах — все это в значительной мере предопределило дальнейшее художественное развитие поэта. В карикатуре для «Окон РОСТА», он блестяще применил все многообразие своего таланта, и чувство юмора, и экономность деталей, и все те достоинства реалистического письма, которые подчеркнул еще в юном Маяковском И.Е.Репин.