Culture and art

Культура и искусство

Менье

Менье. Грузчик

Менье. Грузчик

Менье художник бельгийского пролетариата

Менье родился 12 апреля 1831 года в предместье Брюсселя, столицы Бельгии, одного из самых маленьких европейских государств, обладающего, однако, высокоразвитой промышленностью. Старший брат, Жан-Батист Менье, замечательный гравер, заменял ему отца и был его первым учителем рисования. Как-то раз Жан взял его с собой в формовочный класс Брюссельской академии, где Константин Менье с увлечением принялся за работу. Но вскоре он переходит в мастерскую скульптора Фрекена, а спустя некоторое время поступает в Свободную мастерскую, которую на товарищеских началах содержат сами художники. Здесь он встречается с живописцем Де-Гру, фанатично преданным идее воздействовать наумы и судьбы людей посредством искусства. Между Де-Гру и Менье возникает дружба; часто Менье помогает ему в работе над картинами. Де-Гру имеет на Менье настолько большое влияние, что тот оставляет скульптуру и переходит к живописи.
В это время Менье создает картины: „В больнице», „Служанка», „Рабочий поселок», „Молодая работница» и ряд других.
Сам Менье так пишет о себе: „Существуют в моей жизни, так сказать, две жизни. Я учился скульптуре в Брюссельской академии и был учеником Фрекена с шестнадцати до восемнадцати лет. Потом занимался живописью… Я не думал еще о скульптуре. Мне было пятьдесят лет, и я почувствовал в себе неведомые силы, как бы новую молодость, и отважно принялся за работу».

Из своей поездки на стекольный завод Валь-Сен-Ламбер, с подземной шахтой, беспрерывно снабжающей угбльной энергией ненасытную глотку завода, Менье привез много этюдов и рисунков, которые послужили ему материалом для картин, посвященных труду. „Перед спуском в шахту» — самая значительная из них. Это сравнительно небольшое полотно производит впечатление большой монументальной композиции.
„Мои первые произведения этого рода, — пишет Менье, — имели хороший прием у художников и у некоторых редких любителей. Я сделал в Брюсселе выставку этюдов и картин, рассказывая историю скромных работников, вызвавшую в Брюсселе живейшее любопытство. Затем внезапно, не долго думая, я исполнил статую „Молотобойца», за ним следовал „Рабочий-пудлинговщик на отдыхе».
Первые скульптурные произведения Менье получают хороший отзыв в Париже на выставке Елисейских полей, но официальная буржуазная критика возмущена той смелостью, с какой Менье вводит в скульптуру новую тематику из жизни пролетариата. Начинаются новые неудачи: ни картины, ни скульптура Менье не имеют спроса.
В 1887 году Менье переехал в небольшой бельгийский город Лувен и на его окраине, в старой заброшенной башне, устроил себе мастерскую. Здесь в свободные от служебных занятий часы скульптор создал свои лучшие произведения. Живопись он не бросил. Некоторые сюжеты своих прежних картин Менье использовал для скульптуры. Эта одновременная работа в живописи и скульптуре обогащает его творческий метод.
Тишина и безлюдье в Лувене дают возможность сосредоточиться, углубиться в работу. Память воскрешает все виденное им в шахтах, портах, на стройках и заводах.
Менье не может забыть вечера, когда он присутствовал при стремительном спуске клети в темную пропасть шахты. Ужас, смешанный с удивлением и щемящей болью, охватил его при виде исчезновения людей. С бледной кожей, покрытой толстым слоем угля, в лохмотьях, люди эти казались высеченными из антрацитных глыб. Уголь, камень, железо, сталь как бы передавали рабочим свои свойства и делали тела их такими же твердыми и жесткими. Менье поразили фигуры рабочих, совсем не похожие на обычные, банальные фигуры натурщиков.
В лувенской башне Менье выполняет огромное количество статуй, бюстов, барельефов и мелких фигур. В продолжение этого периода, длившегося десять лет, он создал все те произведения, которые представляли итог его огромной работы. Шахтеры, металлисты, портовые и строительные рабочие, стеклодувы, земледельцы, рыбаки так не были изображены еще ни одним художником. Менье находит новую пластическую красоту в людях физического труда.
Вот его „Рабочий каменоломни» — весь лоснящийся, с одеждой, как бы припаянной к мускулистому телу, с увесистым молотом в руках, слегка пригнувшийся для сильного удара. Широким шагом идет „Сеятель» с гордо поднятой головой, размеренным движением руки разбрасывая зерна. Одежда не скрывает ни строения грудной клетки, ни крепкой мускулатуры костистого тела. Сознанием силы, классической красотой веет от богатырской фигуры „Грузчика», могучего и статного. Немного откинувшись назад, приподняв голову, смотрит вдаль стройная „Девушка-шахтерка». Такое изображение женщины-пролетарки появилось впервые в мировой скульптуре. Монументальность и выразительность позы, стройность фигуры „Утоляющего жажду» роднят эту статую с произведениями античной скульптуры. Складки материи естественны и вместе с тем необычайно красиво драпируют крепкое, мускулистое тело. С поразительным мастерством передано состояние человека, утоляющего жажду.
Скульптор Роден говорил: „Хорошийбюст равносилен целой биографии». Бюст „Старого шахтера» Менье дает именно такую биографию рабочего.
Художник никогда не стирает индивидуальных особенностей своих героев. Для Менье в центре внимания остается всегда человек — он не придаток к машине, как у многих художников, подчеркивающих могущество капиталистического производства и принижающих значение рабочего. И земледелец у Менье трактуется по-новому: это — покоритель земли. Прав Франц Меринг, когда пишет, что рабочие Менье — „это новая сила».
В 1895 году Менье переезжает в Брюссель и продолжает много и плодотворно работать. Произведения его появляются на выставках как в Бельгии, так и в других странах. На выставке в Париже 1895 года знаменитый скульптор Роден первый открывает талант Менье и дает ему такую оценку: „Это замечательный человек. У него величие Милле. Это величайший художник нашего века». Стремившийся к реализму, Роден почувствовал в Менье близкого по направлению художника, постиг всю правду, всю характерность его искусства.
Под нажимом мощного рабочего движения того времени происходят изменения и в общественной атмосфере. Художественная критика начинает интересоваться Менье, благосклонно рассматривает его произведения и дает восторженные отзывы.
„Меня приняли всерьез как скульптора. Париж, затем Дрезден и Берлин воздают мне сторицею за годы жизни труда и одиночества, — писал Менье в одном из писем, — но времени остается немного».
И Менье торопится закончить свое последнее произведение — „Памятник Труду», над которым он работал многие годы. Он сообщает бельгийскому архитектору Ван-де-Вельде в 1901 году: „Новая модель памятника имеет более сильный, простой и мощный вид, без ненужных деталей, без профилей и орнаментальных украшений». Средняя часть памятника — широкая каменная балюстрада с четырьмя мраморными горельефами: „Жатва», „Порт», „Шахта», „Индустрия». По углам, на ступенях у подножия — четыре мощные фигуры: „Предок», олицетворяющий труд человека в прошлом, „Материнство» — символ неиссякаемого плодородия жизни, „Кузнец», мускулистая рука которого кует будущность человечества, и „Шахтер» — представитель тяжелой промышленности, несущей технический прогресс человечеству. На вершине памятника — стройная фигура молодого пахаря с сохой. Менье безвозмездно отдает модель памятника бельгийскому правительству, выражая желание, чтобы он был поставлен на одной из площадей Брюсселя. Прославленный в то время скульптор получает отказ. Правительство, очевидно, боится, что площадь у памятника станет местом рабочих демонстраций. Германия также не пожелала поставить его в своей „черной стране» — Руре. Для „Памятника Труду» при жизни художника не нашлось места. Этот грандиозный монумент был установлен в Брюсселе лишь в 1930 году, то есть четверть века спустя после смерти Менье.
Работал Менье всегда без помощников. Он углем набрасывал на передней плоскости камня линии фигуры, точно намечая главные точки и постепенно посредством бурава и долота выявляя погруженные в мрамор формы, пока скульптура не получала полной и законченной округлости.
Слово „красота» Менье всегда заменял словом „характерность» и стремился во всем выделить это качество. „Искусство, лишенное характерного, не дает правды». Эти мысли Родена были поняты и хорошо усвоены Менье.
4 апреля 1905 года Менье умер. Над его могилой было сказано много слов о величии его как художника мирового значения…