Culture and art

Культура и искусство

Металлурги в Советской живописи

Металлурги в Советской живописи

ПЕСИКОВ В. С. Бригада сталеваров Кировского завода мастера В. Я. Чурина

Для художника выбор темы, над которой он собирается работать, часто определяется первым зрительным впечатлением. Красота силуэта, живописное богатство, выразительные движения. Но главное — это возможность показать сильные человеческие характеры. Вот почему в этом альбоме можно увидеть и пейзаж и заводской цех, но больше всего произведений, в которых главный герой — человек.

В планах пятилеток, в рапортах съезду, в отчетах депутатов — в первых строчках «Металлургия». Металл — это турбины и электровозы, высоковольтные мачты и морские корабли, наши дома и стальные рельсы магистралей.
Когда мы говорим «Металлургия» в памяти встают заводы первых пятилеток, Череповец и Магнитка. Уральские гиганты и величественные новостройки наших дней. Металл — это сила и слава нашей страны.
«Металлургия» для художника — это прежде всего люди, льющие металл. Это красивые, сильные руки, мужественные характеры.
Еще в первые годы пятилеток на металлургические заводы пришли художники. Пришли не как зрители или спокойные наблюдатели эффектных сцен разлива стали. Они пришли как страстные заинтересованные участники строительства новой жизни. В мартеновских цехах они прежде всего увидели частицу нового свободного труда, увидели новых людей.
Для художника А. Куприна в «Бессемеровском цехе» были интересны и масштабы пространства, и напряженная красота цветового контраста огненных печей и холодных конструкций, и люди, льющие металл.

Металлурги в Советской живописи

СЕМЕНОВ Б. А. Смена кончилась. Из серии «Уралмаш — завод заводов»

Один из старейших советских художников нашел много интересного в этой теме.
Для многих художников металлургические заводы стали темой творческой работы нескольких лет.
На разных выставках в последние годы ленинградский художник В. Ветрогонский показывал свои серии гравюр, посвященных Череповецкому металлургическому комбинату. Художник часто выезжал на заводы, подолгу жил там, собирая натурный материал, накапливая впечатления, наблюдая характеры. В этой теме его увлекли возможность показать напряжение труда, красоту и величие панорамы гигантского завода, ажурность конструкций заводских интерьеров. Его увлекли люди — простые, спокойные, деловые, сильные. В его работах нет конкретных портретов. Но это убедительные образы. Их убедительность—в точности найденных характеров.
Для художницы И. Аристовой работа на Московском заводе «Серп и молот» стала одной из главных тем творчества.
Творческая дружба художников с рабочими этого завода имеет давние традиции. Большая группа художников постоянно работает здесь, создавая в произведениях живописи, графики зримую историю завода. И. Аристова активный участник этой работы.

Металлурги в Советской живописи

Куприн А. В. Бессемеровский цех

Вместе с живописцами здесь работают графики, скульпторы. Каждый находит здесь свою тему, своих героев. Так появились произведения графика А. Зыкова, скульпторов В. Львова, О. Плахотного. Разные художники работали на одном заводе, разные индивидуальности. Каждый нашел для себя интересных людей, интересные сюжеты. Но никто не остался равнодушным зрителем. Заинтересованность и творческая увлеченность помогли им найти выразительное решение темы.
Для художников Свердловска тема «Уралмаш — завод заводов» — тема постоянная и многообразная. В работе над ней проявляются их творческие интересы.
Пейзажист Б. Семенов нашел в этой теме сюжеты лирические и работал над ними с большой любовью и человеческой теплотой.
И. Симонов — художник больших и сложных композиций, автор многих произведений о рабочих заводов и строек, стремящийся к обобщенным, часто суровым образам, — работал на этот раз над темой конкретной, портретной. И хотя картина называется общим словом «Династия», в ней каждое лицо конкретно, с точной индивидуальной характеристикой, раскрытой не только портретным сходством, но и жестом, движением, позой.
В этой работе продолжение традиций композиционного портрета сочетается с индивидуальной особенностью творчества Симонова, его способностью создавать обобщенные, часто даже символические образы.
Урал —это стальное сердце страны. Вот почему на выставках так много произведений уральских художников, посвященных металлургам. Домны Нижнего Тагила художника Г. Кайдаша, рабочие- металлурги Перми художника Т. Коваленко — это лишь отдельные примеры творческой заинтересованной работы уральских художников над близкой для них темой.
Труд металлургов почетный, тяжелый, напряженный. Их дело, их достижения важны для всех. В работе над произведением художник чувствует себя причастным к этому труду. Он не может быть только наблюдателем, он становится заинтересованным участником событий.
Чувство исполненного долга, ощущение удовлетворенности трудной работой, напряженное внимание каждой минуты сумел увидеть в работе над большим композиционным портретом «Бригады сталеваров Кировского завода мастера В. Я. Чурина» ленинградский художник В. Песиков. Его герои — люди большой судьбы и интересного увлекательного труда. Именно увлечение делает этих людей вдохновенными и уверенными. В них жизненная сила нашей страны.
Металлурги — герои представленных здесь произведений. Но не профессиональная особенность — сталевар — главное для художника. Интересный, сильный, красивый, гордый человек труда — вот что больше всего интересует художников, когда они приходят на завод, в цех, на стройку.

Металлурги в Советской живописи