Culture and art

Культура и искусство

Митрофан Греков

Митрофан Греков

М. Греков (1882—1934). Портрет работы Г. Прокопинского.

Митрофан Греков

Есть художники, которые с детства входят в наш мир, чтобы остаться в нем на всю жизнь. Мы любим их первой, самой сильной любовью. Они открываются нам постепенно. Мы с радостью узнаем их работы в картинных галереях, встречаемся с ними как с добрыми старыми друзьями.

Митрофан Греков

М. Греков. В отряд к Буденному. Масло. 1923

Кто не знает легкой, как птица, пулеметной тачанки, о которой сложена огневая песня, образ которой в стремительно-неудержимом движении воплощен на картинах Митрофана Борисовича Грекова! Человек большого сердца и редкого таланта, художник связал свою судьбу и творчество с Красной Армией. Его картины о конармейцах — яркий, взволнованный рассказ о годах защиты революции, о героизме и мужестве ее бойцов, их несокрушимой вере в победу.
Много произведений создано М. Б. Грековым.
Пожалуй, одна из самых лучших, самых светлых работ художника — «Трубачи Первой Конной армии». Это эпическое полотно — гимн тому времени,, когда красные кавалеристы в жестоких боях с белогвардейщиной и интервентами отстаивали завоеванную народом в октябре семнадцатого года Советскую власть.
Интересна история картины. От первого эскиза до завершения работы над полотном прошло почти восемь лет. Летом 1927 года Митрофан Борисович жил и работал в Новочеркасске, учился на Кавалерийских курсах усовершенствования командного состава. С раннего утра до вечера неустанно писал он этюды, делал зарисовки курсантов, коней. Во дворе училища музыканты-трубачи днями напролет репетировали марши. Столько было в них молодого задора, рвения А как сияло-плавилось солнце на их начищенных до блеска медных трубах! Как красочно они смотрелись на фоне степи и бескрайнего голубого неба!

Митрофан Греков

М. Греков. Ночная разведка. Масло. 1924.

Не выдержал художник — сделал на фанерке этюд. Трубачи позировали охотно. Изображение им понравилось. Но эскиз так и остался эскизом. Не было тогда у Грекова возможности для работы над большой картиной.
Шло время. В апреле 1934 года художник приехал в Крым, в Евпаторию. Прогуливаясь в окрестностях города, залюбовался он как-то стайкой местных мальчишек — веселых, шустрых, коричневых от загара, с выгоревшими на южном солнце вихрами. И вспомнились ему Новочеркасск, кавалерийские курсы, музыканты и солнце на трубах. Он сделал несколько этюдов мальчишек и с ликованием говорил о том, что снова нашел здесь своих трубачей…
Осенью в Москве он закончил картину — радостную, солнечную, словно напоенную дыханием широкой степи.
«Трубачей» можно смотреть долго, как слушать любимую песню. На холсте не осталось ни молодых курсантов, ни крымских мальчишек. Но дышит он весенним степным колоритом, радостным победным маршем звучат трубы в руках истомленных походом людей. В образе всадника в белой папахе, красивого, молодого парня, он запечатлел своего друга — бойца Сашко, запевалу и гармониста, погибшего в конной атаке…
Грековым написаны десятки полотен. Но какое бы из них мы ни взяли, в них всегда будут кони. Много коней — стоящие спокойно, мчащиеся во весь опор, падающие, встающие на дыбы. Нет, пожалуй, у нас художника, который мог бы сравниться с Грековым в умении передать на холсте красоту и силу этого славного животного — извечного помощника человека.

Митрофан Греков

М. Греков. С. М. Буденный. Карандаш.

С малых лет Митя был связан с лошадьми, хорошо знал их повадки, умело с ними обращался. И первыми его детскими рисунками были рисунки лошадок.
В 17 лет он поступает учиться в Одесское художественное училище. Его рисунки понравились старшему преподавателю К. К. Костанди. При зачислении он сказал будущему художнику слова, ставшие для Мити заповедью на всю жизнь: «Художником становится только тот, кто упорен в труде».
По окончании училища Греков получает рекомендацию в Академию художеств, учится у И. Репина, П. Чистякова, баталиста Ф. Рубо. Вместо премиальной поездки в Италию он был вынужден отбывать воинскую службу в донском казачьем полку.
Три долгих года провел Митрофан Борисович на германском фронте, получил тяжелое ранение. Но и в трудных условиях окопной жизни находил возможность рисовать.
Лишь при Советской власти талант Грекова-баталиста раскрылся в полной мере. Сначала он работает художником в рабочем клубе Новочеркасска. Позже он вспоминал в автобиографии: «В армии искусством интересовались… Краски были плохие, ни средств на натуру, ни мастерской не было. Но события так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать».

Митрофан Греков

М. Греков. Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед! Масло. 1925.

В 1923 году он пишет картину «В отряд к Буденному»… Много километров пропетлял по степи боец, чтобы разыскать части Красной Армии Труден его путь. Может, погиб в дороге товарищ, чью лошадь он ведет с собой. И теперь он прикрепил к гимнастерке красный бант, чтобы его признали свои.
Имя художника становится известным. Реввоенсовет Первой Конной армии оказывает ему всевозможную поддержку. Его картины направляют в Москву на выставку, посвященную пятилетию Красной Армии.
Страна переживала тяжелое время. Стали многие заводы, не хватало хлеба. Не было возможности доставать краски. Но Греков не прекращает работы. Он организует и сам ведет изокружок для детдомовских детей, преподает рисование курсантам кавалерийских курсов. И много рисует. Карандашные наброски и эскизы этого времени потом очень пригодились ему в работе над живописными полотнами.
Освобожденный человек стал главным героем его творчества. Греков раскрыл в своих картинах судьбы простых людей, пришедших в ряды революционной армии, ставших ее сознательными, активными бойцами. Раскрыл немногословно, но удивительно верно.
Вспомним его замечательное полотно «Красное знамя в Сальских степях». Мы видим, как после короткого ночного привала строятся у знамени бойцы. Заря едва позолотила землю, не рассеялась еще синяя прохлада у горизонта, догорают костры. Но выстраиваются уже тачанки, отдает приказания командир, объезжает строй всадников сам Буденный. Снова в поход! И, как олицетворение юности революции, в центре композиции молодой боец на коне. Он готов скакать дальше, весь устремлен вперед — орленок гражданской войны.

Митрофан Греков

М. Греков. Красное знамя в Сальских степях. Фрагмент. Масло. 1924.

Каждая картина Грекова — это и философское обобщение революционных событий, и показ конкретного эпизода, и психологически тонкая обрисовка его участников.
Картина «Разоружение деникинцев» изображает один из моментов гражданской войны, когда окруженные части противника сдаются Красной Армии. В залитой солнцем степи, недалеко от хутора, окруженные кавалеристами стоят понурые белогвардейцы. Видно, что многие из них — случайные здесь люди, может быть, запуганные, не по своей воле попавшие к Деникину. Один из пленных увидел земляка и, обрадованный, кинулся к нему. И это не просто радость встречи со знакомым человеком, но наверняка в муках пришедшее решение. Картина утверждает неизбежность разгрома контрреволюции, победное движение Советской власти.
А как захватывает грековская «Кавалерийская атака» с ее неудержимым напором конницы, несокрушимой смелостью бойцов, с ее эпичностью, с ее горящими, словно жар сердца, красками.
Да, Митрофан Борисович отдавал своему искусству всю душу и энергию. К 1928 году им уже написано сто картин о Красной Армии. Да каких! «Взятие Новочеркасска», «Бой за Ростов у села Генеральский Мост», «Удар Первой Конной под Воронежем»— все эти полотна полны оптимизма, высокого художественного мастерства. «Не могу оставаться равнодушным к темам Красной Армии, — говорил Митрофан Борисович. — А тем — родник неиссякаемый».
Первую свою «Тачанку» он создал в 1925 году. Написанная в теплом колорите, картина будто вся пропитана солнцем: и сама земля, и желтые копёшки, и быстрые кони, и даже пыль, взбитая их звонкими копытами. И трепещет, вьется красная ленточка в сбруе коня.

Митрофан Греков

М. Греков. Разоружение деникинцев. Фрагмент. Масло.

В 1933 году в Москве Греков написал вторую «Конармейскую тачанку». Его кисть словно вспоминала степной простор, напоенный теплом, и всегда любимую, незабываемую боевую колесницу.
Художник чувствовал огромные возможности этого замечательного вида монументального искусства.
Много и плодотворно трудился художник в последние годы жизни. В середине ноября 1934 года в Москве открылась выставка «15 лет Первой Конной армии». Из 45 работ, представленных на ней, 39 принадлежало кисти Грекова.
К этой выставке он написал одну из самых больших своих картин — «На Кубань», последнюю из цикла работ о Первой Конной. На ней запечатлен марш армии на юг. Композиция картины строится на движении войск. Нет мостов, но это не останавливает отважных бойцов. На пригорке наблюдают за переправой Ворошилов и Буденный. А кругом бушует весна. Земля еще не просохла, парит, но все уже окутано солнцем, светом, теплом. И это счастливое состояние природы как бы сливается с душевным настроем солдат и командиров. «Весна весной» — так еще называл эту картину сам художник…
Он умер, как боец, в строю. Во время работы над первой советской панорамой о перекопских боях, в ноябре 1934 года…
В 34-м году была создана иго мастерская самодеятельного красноармейского искусства, которая позже стала Студией профессиональных военных художников имени М. Б. Грекова. Она, продолжая и развивая грековские традиции, воспевает героическую историю Советских Вооруженных Сил.
Я смотрю на его картину «Знаменщик и трубач» и думаю, что сам художник был и знаменщиком нашего социалистического искусства, и трубачом его новых революционных идей. Победа их доказана всей историей нашей страны.