Culture and art

Культура и искусство

Музей Уффици

Музей Уффици

Гуго ван дер Гус. Триптих Портинари Поклонение волхвов.

Музей Уффици

После двадцати лет междуцарствия новым правителем Флоренции стал австрийский эрцгерцог Петер Леопольд. Он начал свою реорганизацию флорентийских коллекций, в чем ему помогал первый итальянский искусствовед Луиджи Ланци. В ходе этой реорганизации Уффици преобразовалась в собрание картин и по-прежнему оставалась государственной галереей, дворец Питти и виллы стали огромным хранилищем произведений искусства, галерея Академии была лучшим местом для изучения истории итальянской живописи, сюда же начали стекаться образцы живописи из закрывающихся монастырей.

Музей Уффици

Понтормо (Якопо Карруччи). портрет Якопа Медичи Великолепного

Распределение коллекций Петером Леопольдом и Луиджи Ланци послужило образцом для организации музеев по всей Европе.
Если увлекшийся реорганизацией коллекции Петер Леопольд не думал о ее пополнении, то его наследники полностью возместили это упущение. Прямое родство с австрийским домом позволяло совершать выгодные обмены. Так Флоренция получила произведения Дюрера и Кранаха, венецианцев Беллини, Тициана. Веронезе. Кроме того, два последних герцога Лотарингской династии решили преобразовать дворец Питти в личную герцогскую галерею, распахнувшую двери для публики в 1834 году. Заметив, насколько беден раздел французской живописи, Фердинанд III постарался восполнить этот пробел; лотарингские герцоги пополнили также коллекцию итальянскими произведениями XV века, купленными у монастырей.
Так в коллекции появились произведения Шардена, последними были куплены картины испанской школы — один холст Эль Греко и два произведения Гойи.
По окончании Первой мировой войны коллекцию снова переформировали. В основу новой экспозиции был положен не принцип последовательности создания самой коллекции, а ход исторического развития изобразительного искусства. Эта тенденция может считаться логическим развитием планов Петера Леопольда.
Существенным пополнением музеев после Второй мировой войны можно считать возвращение ранее утраченных работ Мазаччо. Мазолино, Тинторетто и Тьеполо. В 1969 году дар банкира Контини Бонакосси добавил к собранию ряд первостепенных работ, среди которых произведения Чимабуэ, Сассетта, Тинторетто. Веронезе, Якопо Бассано, Сурбарана и Гойи. Этот дар восполнил некоторые пробелы, окончательно утвердив флорентийские галереи среди крупнейших музеев мира.

Джотто ди Бондоне. Мадонна с младенцем на троне с ангелами и святыми.

Джотто ди Бондоне

Он обращает большое внимание на жест, на выражение лица. Джотто первым сумел передать окружающие фигуры и пространство, придав телам объем, чего он достигает при помощи светотеневой лепки. Все это в его произведениях создает ощущение реальной телесной массы, от которой веет торжественным покоем.
Работа Мадонна с Младенцем и Святыми Николаем, Иоанном Богословом, Петром и Бенедиктом, создана Джотто для флорентийского аббатства Бадиа примерно в 1300 году и подписана автором. О подлинности этой датировки говорит достаточно архаичное решение фигур, не свойственное более зрелому периоду творчества Джотто.
Упоминания о Дуччо, одном из крупнейших итальянских мастеров рубежа X 111 — X I V веков, относятся к 1278-1318 годам.
Его тонкая, полная лиризма живопись оказала большое влияние на современников.
Это удивительно одухотворенное произведение считается одним из шедевров живописи XIII века. Одежда ангелов и сидящего у Мадонны на руках младенца передает удивительную по тонкости гамму переходов пастельных цветов от розового до голубовато-зеленого. Фон картины кажется золотым, и от этого все фигуры тоже смотрятся силуэтами.

Симоне Мартини. Благовещание со святым Ансаном, Маргаритой и четырьмя пророками.

Симоне Мартини
Величайшим представителем сиенской готики и одним из основателей местной художественной традиции был Симоне Мартини (около 1283 — 1344 год). Обостренный лиризм его произведений связывает его со вторым по значению после Данте итальянским поэтом — Петраркой, чьим любимым художником он был.
Внутренний мир людей Мартини глубже и сложнее.

Музей Уффици

Лоренцо Монако. поклонение волхвов.

Лоренцо Монако
Судя по многим подписанным автором и датированным работам, можно сказать, что творчество художника эволюционировало в сторону готики. Поклонение волхвов — алтарный образ, написанный, согласно документам, в 1421-1422 годах для флорентийской церкви Сант-Эджидио. Во второй половине XV века Козимо Росселли сделал для картины новое обрамление, добавив изображения еще двух пророков в верхних углах произведения. Эта работа — вершина формальных поисков Лоренцо Монако.
Более ранняя работа Монако Христос- Страстотерпец, датируемая, согласно имеющейся на ней подписи,
1403 годом, — еще одно подтверждение, что в своем творческом развитии художник двигался в сторону готики. Это большое произведение отличается своей монументальностью и простотой композиции: рисунок удивительно изыскан и изобилует различными символами.
Оба произведения показывают нам Монако как весьма утонченного художника.
Мазаччо (Томмазо Гвиди Мазолипо (Томмазо ди Кристофоро)
Одним из крупнейших итальянских художников начала XV века был Мазаччо (подлинное имя — Томмазо Гвиди). В его произведениях всегда присутствует могучая светотень и развитое понимание объема. Это позволяло ему дать зрителю почувствовать внутреннюю силу человеческого тела, сообщить большее разнообразие характеристикам отдельных фигур.
Когда в 1424 году во Флоренцию возвращается его старший товарищ Мазолино (Томмазо ди Кристофоро), начинается период их совместного творчества, продолжавшийся до безвременной кончины Мазаччо.
Хранящееся в Уффици творение Мазаччо и Мазолино — одно из немногих дошедших до нас станковых произведений художников.

Музей Уффици

Фра Беато Анджелико. Наречение имени Иоанну крестителю.

Фра Беато Анджелико
поминание о нем как о художнике относится 1417 году, то есть к ТОМУ времени, когда он еще не был доминиканским монахом.
Став монахом, он был наречен Фра Беато Анджелико и под именем Фра Анджелико вошел в историю искусств. Его принято считать родоначальником того течения в живописи XV века, в котором гуманистические идеи и достижения искусства Возрождения смыкаются
с наиболее значительными религиозными веяниями того времени. В своем творчестве он соединил необыкновенную яркость красок и гармоничность света, свойственные искусству готики, и понимание перспективы и светотени, характерное для художников Возрождения. Его ясная и понятная живопись при совершенстве техничного исполнения и богатстве выразительных средств всегда отражает глубокие идеи христианского учения. Ее основное назначение — гуманистическое толкование евангельских истин.
Он становится любимым художником правителя Флоренции Козимо Медичи Старшего, прозванного Отцом Отечества. Козимо поручает художнику росписи в своей личной капелле и в монастыре Сан-Марко.
Снятие с креста сначала было заказано семьей Строцци художнику Лоренцо Монако для ризницы церкви Санта-Тринита. До своей смерти Монако успел завершить только навершия, и заказ был передан Фра Анджелико. Колористическое решение картины построено на многообразии оттенков голубого, красного и зеленого цветов. Сложная многофигурная композиция поражает удивительной целостностью и тонко переданным настроением.
Маленькая работа Наречение имени Иоанну Крестителю была написана до 1435 года для церкви Санта-Мария Новелла. Этой маленькой, но удивительно поэтичной работе присущи все свойства передачи евангельских сюжетов через живопись, столь характерные для творчества Фра Анджелико.

Музей Уффици

Паоло Уччелло. Битва при Сан-Романо.

Паоло Уччелло
Среди флорентийских художников века Паоло Уччелло (Паоло ди Доно) занимает особое место. Позднее Уччелло глубоко увлекся изучением и применением искусства перспективы. Рассказывают, что он стремился к решению перспективных задач п передаче трехмерного пространства, забывая о сне. Хотя Уччелло можно назвать родоначальником батальной живописи. Одной из его самых знаменитых работ считается состоящая из трех частей Битва при Сан-Романо. Полотно написано после 1432 года, когда состоялась эта битва, для старого дома Козимо Медичи, но вскоре было перенесено в новый дворец.
На темном фоне светлыми силуэтами остро выделяются конские фигуры, копья и арбалеты. Своей напряженностью и значительностью изображаемого события произведение производит на зрителя сильное эмоциональное воздействие.

Музей Уффици

Филиппо Липпи. Мадонна с Младенцеи и ангелами.

Филиппо Липпи
Филиппо Липпи родился в 1406 или 1407 году. Он был совсем юным, когда там работали Мазаччо и Мазолино, поэтому небезосновательно то, что Вазари называет его их учеником.
Приняв монашеский постриг в монастыре дель Кармине, он унаследовал также и отношение к религиозной живописи другого монаха-художника — Фра Анджелико. Но эта связь в основном проявлялась в яркости одежд святых и ясности колорита.
В трактовке деталей интерьера, цветов и травы видно влияние северных мастеров, с творчеством которых художник был знаком по появившимся при дворе Лоренцо Великолепного работам Гуго ван дер Гуса и Ханса Мемлинга.
В 1452-1466 годах Филиппо Липпи работает над росписью собора в Прато. Покровительствовавший художнику Козимо Медичи помог ему освободиться от монашеских обетов и добился для него заказа на роспись собора в Сполетто, над которой художник работал до своей смерти в 1469 году.
Работа художника Поклонение Младенцу со Святыми Иосифом, Иеронимом, Марией Магдалиной и Илларионом написана предположительно в 1453 году по заказу монастыря Анналены. В трактовке образа Святого Иллариона просматривается портретное сходство с братом настоятельницы монастыря Анналены отшельником Малатестой. Работа принадлежит к периоду творчества художника, когда тот был подвержен влиянию готического искусства. Об этом говорит композиция работы, луг, на котором расположились персонажи, и фантастический пейзаж за ней.
Небольшая работа художника Мадонна с Младенцем и ангелами относится к периоду зрелого творчества Филиппо Липпи и датируется между 1457 и 1465 годами. Исследователи неоднократно высказывали предположение, что работа была даром художника Джованни Медичи и что в образах Мадонны и Младенца он изобразил портреты Лукреции Бути и своего сына — маленького Филиппино.

Музей Уффици

Леонардо да Винчи. Благовещание.

Леонардо да Винчи
В 1472 году он вступает в Братство Святого Луки, но продолжает работать в той же мастерской. В 1478 году он все еще трудится в мастерской этого худ( )жника; к этому времени относится описанный Вазари эпизод, когда Леонардо написал голову ангела в картине Верроккьо Крещение, также находящейся в Уффици.
В тот флорентийский период своего творчества Леонардо создает ряд картин на библейские темы небольшого формата, в которых художник ищет свой художественный язык. К ним относятся портрет Дженевры Бенчи, Мадонна с гвоздикой и Мадонна Бенуа из Петербургского Эрмитажа.
Прежде эта достаточно крупная картина находилась в церкви Сан-Бартоломео в Монтеоливето.
Картина написана для капеллы цеха ювелиров и отличается необычным вертикальным построением, где проведена четкая грань между «земной» частью композиции с фигурами Святых и «небесной», где на золотом фоне, всегда столь ИСКУСНО используемым художником, в хороводе ангелов изображена сцена коронования Мадонны.

Музей Уффици

Доменико Гирландайо. Мадонна с младенцем на троне в окружении четырех ангелов.

Доменико Гирландайо

Сейчас пять створок алтаря разрознены и находятся в разных музеях мира. Центральная часть, хранящаяся в Уффици, поражает цветовой насыщенностью и внутренней гармонией. Композиция работы, как всегда у Гирландайо, симметрична. Ее центр занимает восседающая на троне Мадонна; в ногах — узорчатый ковер, усиливающий, вместе с цветами и другими предметами и без того заметную утонченную декоративность. Мадонну окружают ангелы, архангелы; у подножья трона коленопреклоненные Святые.
Особым изяществом изображения выделяется фигура архангела Михаила в латах. Балюстрада на заднем плане придает картине трехмерность.

Музей Уффици

Пьетро Перуджино. оплакивание.

Пьетро Перуджино

После возвращения из Рима Перуджино ведет чрезвычайно активную и плодотворную работу, деля свое время между Перуджией и Флоренцией; и в том и в другом городе у него были мастерские, пользовавшиеся большой популярностью.
Отиакивание, один из шедевров Перуджино, находилось сначала во флорентийской церкви Санта- Кьяра. Произведение имеет подпись автора и дату написания: 1495 год. Вазари восхищался удивительным мастерством в изображении чувств в сочетании с тонкой колористической гаммой этого произведения Перуджино. Фоном для фигуративной группы служит прекрасно выполненный тонко прописанный пейзаж.
Большой алтарный образ Вознесение Девы Марии был заказан художнику для Валломброзианского аббатства в 1498 году. В 1500 году работа была закончена. В первой мы видим изображения Святых Иоанна Губерта, Берпардо дельи Уберти, Бенедикта и Михаила, имеющих отношение к монашескому ордену Валломброзы.

Музей Уффици

Андреа Мантенья. портрет Карла Медичи.

Андреа Мантенья

В его работах скалы всегда угловатые, а фигуры имеют скульптурный вид, в их одеждах каждая складка как бы изваяна. Поскольку художник одинаково четко передавал фигуры первого плана и далекое их окружение, в его работах почти не чувствуется воздуха. Глаз зрителя может резать острота форм живописи Мантеньи.
Внимание художника к внутренней жизни камня, к красоте твердых материалов хорошо проявилось в маленькой поздней работе художника, известной под названием Мадонна в скалах. На фоне скалы, представляющей в верхней своей части кристаллическое нагромождение, сидит молодая мать с обнаженным спящим ребенком. Младенец кажется будто изваянным из камня, а складки одежды матери со скульптурной точностью передают формы ее фигуры.

Музей Уффици

Джованни Беллини. портрет неизвестного.

Джованни Беллини

Картина Беллини Святой Иероним в пустыне датируется примерно 1480 годом. На ней изображен аскетический старец в белом хитоне, читающий книгу. Фоном служит пейзаж, состоящий из нагромождения камней с видом фантастического города где-то v горизонта. В том внимании, которое художник уделяет проработке кристаллического нагромождения камней рядом с маленькой фигурой Иеронима ясно видно влияние на него творчества Мантеньи.
Портрет неизвестного написан Беллини в первые годы XVI столетия. В это время он уже освободился от влияния на свое творчество принципов Мантеньи и полностью овладел привезенными из Нидерландов Антонелло де Мессиной секретами масляной живописи. Повернутая в три четверти голова молодого человека в черном смотрится силуэтом на фоне неба с бегущими облаками. Беллини слегка отодвигает фигуру вглубь, отчетливо помещая ее тем самым в естественную ВОЗДУШНУЮ среду. Насыщенные светом и цветом пейзажи зрелого Беллинии. фигуры на этих пейзажах наполнены совершенно новым мироощущением. О них можно сказать, что они написаны с любовью, как близко знакомые места и люди.

Музей Уффици

Гуго ван дер Гус. Триптих Портинари Поклонение волхвов.

Гуго ван дер Гус

Он получил звание мастера Братства Святого Луки в Гейте, а в 1474 году стал его деканом. Через полвека Дюрер называет имя Ван дер Гуса рядом с именами Ван дер Вейдена и Ван Эйка как одного из трех крупнейших художников XV столетия.
Монастырские записи позволяют нам считать, что и там Ван дер Гус не прекращал своей работы, принимая заказы от церквей и монастырей. Скончался Ван дер Гус в 1482 году. В последующие века художника забыли, многие его произведения приписывали другим авторам. Кроме знаменитого Триптиха Портинари, его творения до нас не дошли, так что оценку творчества художника исследователям пришлось строить на основании этой единственной бесспорной работы художника. Триптих был заказан художнику богатым флорентийским купцом Томазо ди Фолько Портинари возглавлявшим в Брюгге одно из отделений банка Медичи.
Его поместили в большой алтарь церкви Сант-Эджидио. Он был создан в годы расцвета творчества художника, воплотившего в образах героев своих картин собственную МЯТУЩУЮСЯ душу.

Музей Уффици

Понтормо (Якопо Карруччи). портрет Якопа Медичи Великолепного

Понтормо (Якопо Карруччи), Джорджо Вазари

Козимо Старший был не первым из этого рода, кто добился во Флоренции высших должностей, но он был первым из Медичи, кто реально захватил власть в городе и передал ее по наследству. Им началась череда знаменитых представителей этой банкирской династии, правившей в городе на протяжении столетий и во многом благодаря которой Флоренция в XV веке приобрела славу колыбели гуманистической мысли Италии и столицы итальянского искусства.
С именами Лоренцо н его погибшего в результате заговора брата Джулиано неразрывно связан расцвет творчества Боттичелли.
Когда в 1512 году второй сын Лоренцо стал Папой Римским под именем Льва X, партия Медичи вновь стала во главе Флорентийской республики.
В 1519 году Медичи заказали П онтормо портрет Козимо Старшего, а в 1534 году, как парный ему, Портрет Лоренцо Великолепного. Заказ получил Джорджо Вазари, руководивший в то время художниками двора. Он вошел в историю искусства больше как автор знаменитых «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Но из этого портрета и других хранящихся в Уффици его произведений видно, что Вазари был и весьма неплохим живописцем.

Музей Уффици

Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано Тори). Портрет Бии.

Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано Тори)
Аньоло ди Козимо ди Мариано Тори (или Бронзино — под этим именем художник вошел в историю искусств) родился во Флоренции в 1503 году. Своему ремеслу он учился в мастерской Раффаэллино дель Гарбо, в 1518-1519 годах работал совместно с Понтормо при дворе вернувшихся к власти Медичи.
Среди работ, хранящихся в Уффици, своим мастерством выделяется Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни. Элеонора Толедская, дочь вицекороля Неаполя, была женой правителя Флоренции Козимо I Медичи. Элеонора изображена вместе с сыном: Бронзино часто использовал в портретах определенный династический смысл. На глубоком голубом фоне силуэтом выделяется фигура молодой женщины, прижимающей к себе ребенка.
Ее глаза смотрят на вас с красивого и умного лица холодно, изучающе, и как бы в противовес ее высокомерному взгляду — широко открытые глаза ребенка. С особой тщательностью выписано свадебное платье. В этом платье Элеонора была похоронена в 1562 году. Портрет датируется 1545 годом.
Важное место в творчестве Бронзино занимали детские портреты. Особой выразительностью выделяются портреты детей Козимо I: его внебрачной дочери Бии и будущего герцога Франческо I.
Портрет Бии датирован 1542 годом.
На нем изображена маленькая девочка с непосредственным, удивительно милым и простодушным лицом.
Она наряжена во «взрослое» дамское платье из серебристой тафты. Мастерски выписаны складки на буфах, украшающих рукава ее платья.
Он одет в камзол коричневого цвета с крошечным белым воротничком. В его руках письмо, но пронзительный взгляд устремлен на зрителя, как будто будущий герцог в свои десять лет уже осознает груз той ответственности, которая в будущем падет на его плечи.

Музей Уффици

Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Суд Соломона

Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко)
Творческая личность Джорджоне, этого первого из великих мастеров венецианского Возрождения, до сих пор остается во многом загадочной. Известно, что его полное имя Джорджо Барбарелли да Кастельфранко и что он родился около 1477 года в маленьком городке Кастельфранко в предгорьях Альп. Поэтичные пейзажи родных мест будут часто присутствовать в его произведениях. В ранней юности Джорджоне попал в Венецию, где учился живописи у одного из самых известных венецианских живописцев Джованни Беллини. Его товарищем по мастерской был Тициан. Свою самостоятельную художественную деятельность он начал, очевидно, в восемнадцать лет, но окончательно утвердился как ведущий венецианский художник только около 1505 года.
Вазари считает, что Джорджоне был принят в кружок образованной венецианской знати, где охотно слушали его игру на лютне и где он познакомился с передовыми идеями эпохи. Здесь по достоинству оценили его искусство. На развитие творчества Джорджоне, видимо, большое влияние оказал приезд в Венецию в 1500 году Леонардо да Винчи, но вскоре он отказывается от воздействия стиля Леонардо и начинает писать в так называемой «размашистой манере».
Джорджоне мы обязаны открытием пейзажа как средства выражения личных, сокровенных эмоций.
В Уффици хранятся две ранние работы художника на библейские сюжеты, в которых доминирует пейзаж. Это Суд Соломона и Испытание Моисея огнем. Они написаны в духе произведений XV века, однако их выделяет то, что фигурки малы по отношению к пейзажу, организованному по театральному принцип). В трактовке пейзажа заметны не только индивидуальная манера художника и его любовь к изображению в картинах родных мест, но и интерес к творчеству художников Северного Возрождния Картина Урок пения, получившая в XVII веке второе название Три возраста, написана художником в 1500 году. В этом произведении явственно 011гущается то влияние, которое великий мастер Леонардо оказал на художника. В своей работе Джорджоне прямо пытается воспроизвести типичную для да Винчи трактовку поверхности. Вопреки венецианским традициям, придающим решающее значение в картинах насыщенному и мягкому колориту, художник погружает все произведение в воздушную дымку, где светлые тона выделяются из неопределенной тени. Кажется, что в этой работе Джорджоне пытался уловить неощутимый цвет самого воздуха. Картину Урок пения можно причислить к типу «портрет- ситуация». Позы, жесты и атрибуты сами говорят нам о героях и их взаимоотношениях. От этого все произведение весьма насыщенно — и эмоционально, и психологически. Портрет рыцаря с пажом или, как иначе называют эту работу, Гаттамелата — это полотно, где молодой воин в рыцарских доспехах восхищает зрителя своей мечтательной и естественной красотой. На темном фоне картины выделяется задумчивое лицо юноши. Мастер блестяще передал в работе и тонкую игру светотени, и отблески света на панцире и оружии, лежащем на парапете. Картина датируется первыми годами XVI века.
Джорджоне прожил короткую жизнь. В 1510 году художник безвременно скончался от чумы, свирепствовавшей тогда в Венеции, но его творчество заложило достойную основу расцвета венецианского искусства в XVI веке.

Тициан Вечеллио

После безвременной смерти от чумы Джорджоне ведущую позицию в венецианской живописи на многие годы своей долгой жизни занял Тициан. Документов, говорящих обо всех сторонах его жизни, великое множество. О ней известно почти что все, кроме точной даты его рождения.
В мастерской этого мастера быстро раскрылось необычайное дарование Тициана, сумевшего совместить степенность и величие своего учителя с натурализмом художников Северного Возрождения.
В Уффици много произведений этого крупнейшего мастера венецианского Возрождения. Наряду с очень похожей по композиции на Урок пения Джорджоне картиной Концерт, одним из самых ранних произведений художника в галерее Уффици можно считать также Флору. Примерно те же задачи художник решает в более позднем произведении, воспроизводящем образ святой. Мария Магдалина датируется 1533-1535 годами. Однако, если красота Флоры, вся до последнего мазка, абсолютно земная, то Мария Магдалина целиком обращена к небесам. Она изображена на темном фоне мятущегося неба, одеждой ее служит прекрасное покрывало из массы рассыпавшихся золотых волос, прижатых к телу руками, а взгляд молитвенно обращен к создателю.
Тициан был непревзойденным портретистом, и галерею его портретов в Уффици можно было бы начать с описания Портрета Ипполито Медичи в венгерском костюме, созданного художником во время его пребывания в Болонье в 1533 году. Эта работа всегда находилась в семействе Медичи и впервые упоминается в инвентарных описях от 1595 года. На портрете изображен молодой человек в красноватом венгерском
костюме. Из темного фона полотна выделяется надменное лицо с острым носом и пронзительными темными глазами.
Прекрасным образцом портретного искусства Тициана сороковых годов можно считать Портрет дворянина, названный в XIX столетии Молодым англичанином. На картине изображен феррарский юрист Ипполито Риминальди. Все изображение Риминальди смотрится СИЛУЭТОМ. причем лицо — светлое пятне i на темном фоне, а одежда — темная на более светлом фоне. Художник акцентирует все наше внимание на лице этого умного, целеустремленного и сильного молодого человека. Все остальное в портрете существует лишь для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю значительность портретируемого.
Образцом парадного портрета в искусстве Тициана можно считать один из ДВУХ парных портретов семейства делла Ровере. Герцогиня Элеонора Гонзага делла Ровере изображена сидящей в кресле на фоне стены около окна. Тициан тщательно выписывает роскошное платье темного бархата, украшенное золотым шитьем и драгоценностями, унизанные кольцами холеные руки, безвольно лежащие на колене и подлокотнике кресла, спящую на столике, придвинутом кокну, собачку, пейзаж за окном с ярким пятном синего неба. Тем более безликим кажется лицо этой пустой и мелочной женщины с презрительно сжатыми губами. Портрет, видимо, был начат в связи с визитом герцогини в Венецию в 1536 -1537 годах.
В коллекцию Уффици он поступил в составе наследия делла Ровере.
Знаменитая Венера Урбинская начинает список Венер Тициана, которые были написаны позднее.
Она была отправлена заказчику в 1538 году. В этой работе весь пафос классической иконографии Венеры стыдливой разрушен при помощи намеренной иронии. Художник помещает фигуру в комнату, которую делит на равные части полог кровати. Перед нами не богиня, а белокурая куртизанка. Присутствие двух служанок, суетящихся в поисках нарядов красавицы, еще более подчеркивает убедительность этой сцены, как бы говоря: бессмысленно искать что-нибудь, кроме красоты. Собачка, символ верности в искусстве Возрождения, дремлет на кровати.

Музей Уффици

Якопо Тинторетто. Портерт дворянина в меховом плаще.

Якопо Тинторетто
Среди итальянских художников, творчество которых сформировалось в середине XVI века, одним из самых значительных был Тинторетто.
Его настоящее имя Якопо Робусти; он единственный из крупных венецианских мастеров, кто был уроженцем этого города. Микеланджело оказал большое влияние на дальнейшее развитие творчества художника, бывшего учеником Тициана. В своих работах Тинторетто стремился соединить драматичную напряженность образов Микеланджело с богатой цветовой насыщенностью живописи учителя. Когда в 50-х годах XVI века Тициан начинает уклоняться от официальных заказов города, работая в основном для Габсбургов, его заказы делят между собой Веронезе и Тинторетто.
Эти два художника представляли собой две разные грани венецианской живописи: драматическую, внутренне беспокойную манеру Тинторетто и полный солнечного света и внешней декоративности, никогда не омраченной серьезностью, стиль Веронезе.
Около 1540 года, после посещения Рима, в творчестве Тинторетто открываются новые стороны.
Он начинает применять сложные ракурсы, свойственные творениям Микеланджело: правда, в его работах они более свободны от законченности. Художник придает большое значение освещению, благодаря чему пейзажные фоны становятся средством выражения эмоций. В его картинах все происходит по воле высших сил, управляющих человеком.
Работа, отражающая миф об Афине и Арахне, должна была украшать потолок. Об этом свидетельствует сильный ракурс «снизу вверх», в котором она исполнена. В своем живописном рассказе о состязании богини и смертной женщины художник широко использует насыщенные цвета и контрастные светотени.
Две парные работы художника Христос у колодца и Самаритянка у колодца — обращение к религиозному сюжету в поздний период творчества художника.
Из темного пространства полотен неясными силуэтами возникают фигуры Христа и Самаритянки.
Автор акцентирует наше внимание на их лицах, стремясь показать божественное милосердие Спасителя и ГЛУООКУЮ веру склонившей голову женщины.

Музей Уффици

Паоло Веронезе. Крещение

Паоло Веронезе

В начале своего творческого пути художник много путешествовал, посещая города, бывшие очагами развития культуры Возрождения в Италии. Флоренция дала ему возможность познакомиться с бессмертными творениями тосканских мастеров, а Рим — возможность изучить работы мастеров Высокого Возрождения,
в частности, в Риме он попал под влияние творчества Джулио Романо, ученика Рафаэля.
Его мир — чистое и ясное наслаждение радостью бытия, этот мир никогда не бывает беспокойным и почти всегда пребывает в состоянии праздника.
К( ялекция произведений Веронезе во Флоренции достаточно обширна. Она знакомит зрителя как с наиболее характерными для его творчества произведениями больших размеров, так и с более редкими камерными работами мастера.
Картина Изеппо да Порто с сыном Лдрнано- парадный портрет, сделанный, видимо, в середине 60-х годов. В творчестве художника этот жанр не получил большого развития. Его больше интересовали крупные праздничные композиции, в которых он мог изображать своих сограждан под видом святых, придавая им при этом портретное сходство. Но и в жанре портрета художник достиг большого мастерства, присоединив к обычной для него декоративности точную психологическую характеристику изображаемых лиц.

Лукас Кранах Старший
В своем творчестве и делах он достиг большого успеха: в 1508 году ему был пожалован герб, с 1519 года он регулярно выбирался в городской совет, а позднее и сам стал бургомистром. Большое влияние на его жизнь оказала разразившаяся в Германии того времени религиозная война, связанная с Реформацией.
Но всегда это был тип современной ему немецкой женщины, хотя она носила имя то Марии, то Венеры, то Евы, то какой-нибудь святой.
Одной из его излюбленных тем были парные изображения Адама и Евы.
На досках узкого формата светлыми силуэтами на темном фоне выделяются изображения обнаженных мужчины и женщины, едва прикрывающих свою наготу веткой, сорванной с дерева. В них художник воплотил свое понимание красоты мужчины и женщины. Удлиненная фигура Евы с маленькими головкой и грудью, длинными ногами противопоставлена МОЩНОМУ телу Адама с узкими бедрами и широкими плечами. Ева кокетливо протягивает Адаму яблоко с «древа познания».
За этим внимательно наблюдает висящий У нее над головой и искушающий ее змей.
Картины поступили в Уффици в конце
XVII века как произведения Альбрехта Дюрера. Позднее было установлено авторство Кранаха, на которого и вправду оказали влияние произведения Дюрера, композицией которого художник пользуется в этой работе.

Музей Уффици

Альбрехт Дюрер. Послание волхвов.

Альбрехт Дюрер
Творения Дюрера, находящиеся ныне во флорентийских собраниях, не были написаны художником в Италии, они попали в собрание Уффици через много лет после его смерти. Но не стоит забывать, что Италия хранит немало его произведений, написанных для ее храмов и по частным заказам.
Имя художника было широко известно во Флоренции, его творчество пользовалось популярностью.
Портрет отца принадлежит раннему периоду творчества мастера.
Дата на обороте картины говорит, что она была написана Дюрером в 19 лет, когда он только закончил период своего ученичества у Михаэля Вольгемута. Влияние учителя еще чувствуется в этом портрете, но в нем уже хорошо видно и огромное дарование автора.
С картины на нас смотрит лицо еще не старого человека. Темная и простая одежда говорит о его скромности, а умное лицо и любовно выписанные натруженные руки — о его профессии, соединяющей в себе творчество с тяжелым физическим трудом. Изображение дышит любовью, которую художник испытывает к портретируемому.
Поклонение волхвов написано художником по заказу курфюрста Саксонского Фридриха II в самом начале XVI века. Композиция картины построена по пирамидальному принципу, что свидетельствует: художник ко времени ее написания был знаком с работами Леонардо, первым привнесшего в живопись Возрождения этот принцип. Одетые в темное фигуры Девы Марии, держащей на руках Младенца, и одного из волхвов служат обрамлением двум более светлым, находящимся в центре композиции фигурам. Группу людей на картине окружает пейзаж, развернувшийся на фоне холодного неба.
В трактовке картины видна подчеркнутая графичность, объясняющаяся, видимо, увлечением художника гравюрой в период написания Поклонения волхвов.

Музей Уффици

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Ричарда Саутвелла

Ганс Гольбейн Младший
И это ему удавалось: художник умел за внешней невзрачностью разглядеть душевную красоту личности и донести ее до зрителя.
Портреты великого гуманиста Эразма Роттедармского, архиепископа Кентерберийского, церковного и государственного деятеля Уильяуга Уорхэма, а также одной из многочисленных жен короля необузданного, жестокого нрава Генриха VIII — Анны Киевской хранятся в коллекции Лувра. Галерея Уффици располагает лишь одним портретом, принадлежащим кисти Ганса Гольбейна Младшего.
Художник дает точную психологическую характеристику личности Ричарда Саутвелла, подчеркнув его надменность и безразличие к окружающим.
Эту блестящую работу Гольбейн закончил в июле 1536 года. В это время сэр Саутвелл по поручению короля весьма активно занимался упразднением католических монастырей. Для подобной работы человек с другими чертами характера не подошел бы. И художник со свойственной ему наблюдательностью сумел это разглядеть и сообщить зрителю.
В своем творчестве Ганс Гольбейн Младший никогда не терял ясности ума, твердости суждений, чувства меры. Все эти качества и спокойствие стороннего наблюдателя прекрасно запечатлены в его портретных работах. Созданные художником образы захватывают своим лаконизмом и остротой восприятия.

Музей Уффици

Жан Клуэ Франсуа Клуэ. Портрет Клода Лотарингского, герцога де Гиза

Жан Клуэ Франсуа Клуэ

Итальянские походы, которые последовательно вели французские короли Карл VII, Людовик XII и наконец Франциск I, в качестве важнейших трофеев принесли на землю Франции произведения культуры итальянского Возрождения. Интерес к ним и послужил одним из поводов для формирования живописи Французского Возрождения. Первым ХУДОЖНИКОМ этого направления может считаться Жан Клуэ, придворный живописец короля Франциска I. Достижения отца развил его сын и ученик Франсуа, также ставший придворным живописцем.
Он писал портреты королей, членов их семей, а также придворных и других знатных особ. В Уффици полотна этого мастера попали в качестве приданого Кристины Лотарингской (наследницы французской королевы Екатерины Медичи), вышедшей замуж за Фердинандо I Медичи в 1589 году. Портрет Клода Лотарингского, герцога де Газа — маленькая, но превосходная работа /Кана Клуэ, поражающая точностью психологической характеристики этого блестящего придворного, сторонника Екатерины Медичи, будущего главы партии Гизов при французском дворе. С портрета на нас смотрит красивое лицо зрелого мужчины, плотно сжатые губы и холодные зеленоватые глаза которого говорят о гордости и непомерных амбициях. Человек, изображенный на портрете Жана Клуэ, крайне честолюбив и неразборчив в средствах при достижении цели.
Портрет Генриха II, короля Франции, написанный Франсуа Клуэ, — продолговатое полотно, на котором король изображен в полный рост. Фоном к портрету служит дверной проем, окруженный алыми драпировками.
Они привезли с собой незнакомые Франции художественные формы и мотивы, воспевающие красоту человеческого тела.
Между тем, в его портретах, выполненных с необыкновеннойтщательностью, чувствуется, чтомастер словно разочарован в чем-то. Хотя он с бесстрастной точностью показывает внутреннее состояние человека, который позирует ему.
Иными словами, сам процесс художественного воплощения образа захватывает художника полностью.

Музей Уффици

Эль Греко (Доменико Теотокопулос). Святые Иоанн Богослов и Франциск

Эль Греко (Доменико Теотокопулос)

Доменико Теотокопулос — один из крупнейших представителей маньеризма, способствовавший мировой славе испанской живописи — родился на острове Крит в 1540 году.
В то время островом еще владела Венецианская республика. О детстве и ученичестве будущего художника до отъезда в Италию можно лишь строить предположения. Так, вполне возможно, что в Греции он подвизался в мастерской иконописца, где почерпнул свои первые художественные впечатления. В Риме он поступает в Братство Святого Луки.
Это одно из новых приобретений коллекции Уффици, в галерею полотно попало в 1976 году.
Среди прошлых владельцев работы можно назвать герцогов ди Суэка и Мануэля Годоя — всесильного фаворита королевы при Карлосе IV. Картина выполнена в типичной для раннего периода творчества Эль Греко манере.
На фоне полного тревоги предгрозового неба удлиненными силуэтами возвышаются фигуры святых.
Эта присущая Эль Греко манера изображения многократно воспроизводилась его сыном и учениками, работавшими в мастерской художника.

Музей Уффици

Жан Клуэ Франсуа Клуэ. Портрет Клода Лотарингского, герцога де Гиза

Жан Клуэ Франсуа Клуэ

Итальянские походы, которые последовательно вели французские короли Карл VII, Людовик XII и наконец Франциск I, в качестве важнейших трофеев принесли на землю Франции произведения культуры итальянского Возрождения. Интерес к ним и послужил одним из поводов для формирования живописи Французского Возрождения. Первым ХУДОЖНИКОМ этого направления может считаться Жан Клуэ, придворный живописец короля Франциска I. Достижения отца развил его сын и ученик Франсуа, также ставший придворным живописцем.
Он писал портреты королей, членов их семей, а также придворных и других знатных особ. В Уффици полотна этого мастера попали в качестве приданого Кристины Лотарингской (наследницы французской королевы Екатерины Медичи), вышедшей замуж за Фердинандо I Медичи в 1589 году. Портрет Клода Лотарингского, герцога де Газа — маленькая, но превосходная работа /Кана Клуэ, поражающая точностью психологической характеристики этого блестящего придворного, сторонника Екатерины Медичи, будущего главы партии Гизов при французском дворе. Человек, изображенный на портрете Жана Клуэ, крайне честолюбив и неразборчив в средствах при достижении цели.
Портрет Генриха II, короля Фра)1ции, написанный Франсуа Клуэ, — продолговатое полотно, на котором король изображен в полный рост.
Его облик отражал достижения итальянской архитектуры.
В этом замке король разместил коллекцию произведений художников итальянского Возрождения, привезенную им из Италии, сюда для создания новых живописных произведений были приглашены итальянские художники — Примачино, Николо дель Аббате, Бенвенуто Челлини. Они привезли с собой незнакомые Франции художественные формы и мотивы, воспевающие красоту человеческого тела.
Стиль, основу которого заложили последователи итальянцев в Фонтенбло, стал основным направлением живописи во Франции XVI века, получившим название «Школа Фонтенбло».
Изображения ее и ее сестры, обнаженных, купающихся в ванне, характерны для это периода «Школы» Именно к нему относится находящаяся в коллекции Уффици картина Купальщицы. На фоне красных занавесей изображены две обнаженные женщины, купающиеся в ванне. Их лица схожи, жесты обеих полны манерной истомы. Картина полна подчеркнутого графического изящества и несколько примитивна по изображению. Моделировка форм обнаженного тела напоминает
о статуях и не несет ощущения живого тела.
Настоящее имя Караваджо — Микеланджело Меризи. Он родился в Милане в 1571 году. После ученичества у Симоне Потерцано художник приезжает в Рим. Своими достижениями и той ролью, которую сыграло его творчество в развитии живописи рубежа XVI и XVII веков, он обязан не учителям, а исключительно собственному таланту и темпераменту.
В свои ранние работы Караваджо привносит понятие жанра, ранее свойственное только нидерландской живописи.
Художника интересует не столько происходящее, сколько сами уличные типы, в этом действе участвующие, — гадалка в белом тюрбане, щеголеватый юноша в шляпе с перьями.
Его живопись того времени носит характер полнокровного восприятия жизни.
К этому периоду творчества художника относится его хранящаяся в Уффици работа Юный вакх. Она датируется
1 596-1 597 годами, когда художник был гостем кардинала дель Монте. Возможно, картина была передана кардиналом в дар Фердинандо I Медичи.
Смертный приговор, вынесенный художнику, вынудил его бежать из Рима. С тех пор жизнь Караваджо проходит в непрерывных скитаниях, он всюду чувствует себя чужим и гонимым. Живопись художника резко меняется. Он не изменяет реалистичности своих изображений, но радостный колорит работ раннего периода меняется на темный, а трактовка образов обретает обостренный драматизм. Портрет кавалера Мальтийского ордена датируется примерно 1609 годом, временем пребывания Караваджо на Сицилии. Исследователи считают, что на портрете изображен Маркантонио Мартелли, приор Мальтийского ордена в Мессине. С полотна на нас смотрит немолодой человек, задумавшийся о прожитой жизни.
Резкая светотень погружает правую часть фигуры в полумрак, четко высвечивая лишь профиль усталого лица и белый крест Мальтийского ордена на одежде.
Картина Зхбодер, вероятно, самая поздняя из работ художника, находящихся во Флоренции.
В ней мастер возвращается к жанровому сюжету, характерному для римского периода его творчества, но колорит работы темный, а резко вырванные из тени образы полны трагичности. Очевидно, эта картина также была написана во время пребывания художника на Сицилии.
Творчество художника дало начало направлению в европейской живописи, известному под названием «караваджизм» и характеризующемуся реалистичностью и драматической напряженностью изображаемого.

Музей Уффици

Джузеппе Мария Креспи. Судомойка.

Джузеппе Мария Креспи

Джузеппе Мария Креспи родился в Болонье в 1665 году. Он был учеником Доменико Марии Канути. Его работы имеют значение для всего западноевропейского искусства.
Творчество Креспи развивалось вне схем классицизма, характерного для живописи этого времени. Можно сказать, что скорее на развитие его творчества повлияли тенденции караваджизма. Это выражается в резкой контрастности светотени на его картинах, в подчеркнутом с драматизме трактовки религиозных сюжетов. Интересы Креспи в живописи были многогранны, он пробовал себя в различных жанрах — от религиозных сюжетов до сюжетов мифологических, от жанровой живописи до портрета и натюрморта. В 1708 году художник был представлен Великому герцогу тосканскому Фердинанду, который пригласил его для работы при своем дворе. Жанровые картины Креспи, хранящиеся в Уффици и Питти, написаны для герцога Фердинанда и датируются первым десятилетием XVIII века.
Жанровая картина из Питти Судомойка — небольшое полотно, выполненное под сильным влиянием фламандской живописи. Художник показывает нам склонившуюся над тазом женщину, светом вырывая стоящую к нам спиной фигуру из полумрака заставленной посудой кухни. С любовной тщательностью Креспи изображает интерьер этого совсем не парадного помещения: тарелки, стоящие на столе, горшки на полках, висящие над плитой котелки. При помощи света и цвета мастер сумел придать этим предметам обыденной обстановки вид драгоценностей.
Блоха — одна из нескольких картин незаконченной серии, рассказывающей о взлете и падении красивой девушки из народа.
Это полотно особенно удалось художнику. Из полумрака неопрятной комнаты Креспи светом вырывает фигуру полуодетой девушки, пряча в тени ее лицо, благодаря чему внимание зрителя концентрируется на ее фигуре, полной скрытого очарования. Несмотря на назидательность предполагаемого сюжета, художник не скрывает своей симпатии к изображаемому персонажу.

Музей Уффици

Питер Пауль Рубенс. портрет Изабеллы Брандт.

Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году. Свое гуманитарное и художественное образование он получил в Антверпене, куда семья перебралась из Кельна в 1589 году после смерти отца художника.
Его учителем живописи был Адам ван дер Норт. В 1598 году молодой художник вступает в Антверпене в Гильдию Святого ЛУКИ, после чего оставляет Фландрию и отправляется в Италию изучать творения итальянских мастеров.
За время службы при мантуанском дворе мастер исколесил всю Италию, неоднократно побывал в Испании и Франции, выполняя дипломатические поручения и художественные заказы.
Его пребывание в Риме и Испании было связано с исполнением больших официальных живописных заказов и часто также сопровождалось дипломатической миссией.
Проживший долгую, полную событиями жизнь Питер Пауль Рубенс символизирует искусство Фландрии XVII века, являясь своего рода национальным героем.
Наличие у художника большой мастерской способствовало его необычайной плодовитости, желания иметь произведения Рубенса в своих коллекциях не избежал ни один крупный музей мира. Коллекции Медичи не были исключением из этого правила; в их собраниях находятся произведения художника зрелого периода его творчества.
Святое семейство со Святой Елизаветой, или Мадонна с плетеной колыбелью, датируется 1615 годом.
Эта сравнительно небольшая работа изображает молодую женщину в красном, склонившуюся над плетеной колыбелью, в которой лежит, приподнявшись на руке, Младенец. Мальчик постарше подошел к колыбели и молитвенно сложил ручки на груди. Рядом со счастливой матерью — смотрящий из-за ее плеча Святой Иосиф
и Святая Елизавета в виде старой женщины. В этой работе соединены принципы итальянского искусства с живописными особенностями, свойственными творениям Рубенса.
Мастерство Рубенса-портретиста великолепно демонстрирует портрет первой жены художника Изабеллы
Брандт, написанный в 1625 году незадолго до ее смерти.

Музей Уффици

Антонис ван Дейк. Портрет Маргариты Лотарингской герцогини Орлеанской.

Антонис ван Дейк
Антонис ван Дейк родился в Антверпене в 1599 ГОДУ. Формирование Ван Дейка как художника происходило в мастерской Рубенса, куда Антонис попал совсем юным. Никто так точно не воспринял манеру великого мастера, как Ван Дейк, сумевший при этом не потерять своей индивидуальности. Он был самым значительным живописцем, вышедшим из мастерской Рубенса. Уже в 18 лет он начал работать самостоятельно, а в 1621 году предпринял поездку в Италию для изучения работ итальянских мастеров. С 1621 по 1627 год художник путешествует по Италии, он посещает Флоренцию, Рим, Венецию и, наконец, задерживается в Генуе, где начинает работать, выполняя заказы местной знати.
Собрание работ Ван Дейка в коллекции Медичи очень широко по времени их исполнения. Тут и совсем ранние работы тех лет, когда автор еще находился в Антверпене, и картины итальянского периода, и, наконец, произведения, выполненные в Англии. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо был выполнен в 1622 году во время пребывания Ван Дейка в Италии.
В 1653 году он был подарен одним из членов семьи Бентивольо кардиналу Фердинандо Медичи, от которого позднее и попал в Уффици.
Ван Дейк, один из самых выдающихся портретистов своего времени, умел даже в парадном портрете дать точелто психологическую характеристику изображенному на полотне человеку. Растворяясь в темном пространстве комнаты, облаченный в пурпур кардинальской сутаны, на роскошном резном кресле сидит Гвидо Бентивольо. Яркими светлыми пятнами выделяются голова кардинала и руки. оттененные белым кружевом рукавов и подзора. Выражение лица с с глубоко посаженными пронзительными глазами крайне сосредоточенное.
Все в его облике говорит об уме и нескрываемом честолюбии. Портрет кардинала, безусловно, одно из самых интересных произведений художника периода его пребывания в Италии. Картина Отдых на пути в Египет написана художником в 1630 году, после его возвращения из Италии, в тот короткий период, который он провел в Антверпене перед отъездом в Англию. В этой работе художник совместил итальянское восприятие религиозного сюжета с чисто фламандскими приемами передачи окружающего пейзажа. В тени большого дерева сидит прекрасная Дева Мария, держащая на руках Младенца, от которого исходит божественное сияние. Рядом с ней в тени дерева едва различима фигура Святого Иосифа. Молодая женщина и ребенок внимательно наблюдают за резвящимся на лугу хороводом ангелов, которые по своей художественной трактовке весьма напоминают амуров. В голубовато-розовых небесах такие же ангелы- амуры заняты чтением Книги судеб.
Портрет Маргариты Лотарингской, герцогини Орлеанской написан художником приблизительно в 1632 году, то есть в последние годы его пребывания во Фландрии.
В этом типичном парадном портрете, личность портретируемой почти не интересует художника, он констатирует живописными средствами прежде всего ее красоту, богатство и благополучие. Жена брата французского короля изображена в рост на теплом фоне стены и алой драпировки, декорирующей дверной проем. Темные волосы и темный цвет платья образуют единое пятно силуэта, на котором выделяются обрамленные белым кружевным воротником и манжетами лицо и холеные руки.

Музей Уффици

Рембрандт ван Рейн. Автопортрет в юности.

Рембрандт ван Рейн

В конце XVI века Северные Нидерланды наконец освобождаются от испанского владычества и становятся Республикой Соединенных Провинций, которую чаще называют Голландией. Связанный с этим расцвет художественного творчества приходится на XVII столетие, которое можно по праву назвать золотым веком голландской живописи. СУЩНОСТЬ всего голландского искусства этого времени концентрируется в фигуре Рембрандта ван Рейна.
Он родился в Лейдене в 1606 году.
В 1631 году художник переезжает в Амстердам, и вся остальная жизнь мастера связана с этим городом, где он познал и блистательный успех первых лет своего творчества, и годы забвения, ставшие годами совершенствования его мастерства. Тематика и жанры его картин поистине многообразны.
Это и портреты, и большие жанровые полотна, и картины, в которых он по-своему решает мифологические и библейские сюжеты. Наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни. Уффици располагает тремя работами великого мастера.
Это Автопортрет в юности, Автопортрет в старости и Портрет старика (имеющий еще название Раввин), также написанный в последние годы жизни художника. С холста на нас смотрит покрытое морщинами мудрое лицо.
Как во многих поздних работах, художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцептируя внимание зрителя на лице и сложенных на коленях руках. Лучи света вырывают из сумрака холста лоб, четко очерченные СКУЛУ, пушистую бороду, скользят по красноватой ткани, накинутой на плечи…
В этой работе художник достиг удивительной психологической глубины в трактовке образа.

Музей Уффици

Хусепе де Рибера Франсиско де Сурбаран. Святой Антоний Аббат

Хусепе де Рибера Франсиско де Сурбаран

Особое впечатление на художника произвело творчество Караваджо, надолго ставшее для него своеобразным художественным идеалом. В конце 1616 года Рибера получает приглашение неаполитанского вице-короля и надолго задерживается в Неаполе. Все его творчество пронизано глубоким религиозном чувством. Картина Святой Франциск принадлежит к позднему периоду творчества, в ней мастер достигает удивительной эмоциональной выразительности. Последователь Караваджо, художник широко использует контрастную светотень, которая способствует выразительности произведения.
На картине Святой Антоний Аббат (собрание Питти) художник поместил одинокую фигуру святого в несколько фантастический пейзаж. На святом коричневый плаш поверх белой монашеской рясы.
Его лицо и руки полны удивительной выразительности. Начинающее темнеть предвечернее небо с одиноким деревом на его фоне увеличивает религиозно-эмоциональный настрой картины.

Музей Уффици

Диего Веласкес. Севнлыжий водонос

Диего Веласкес

Первые его работы посвящены бытовым сценкам из жизни города.
Работа художника Севилъский водонос принадлежит как раз к этому периоду. Живопись Веласкеса того времени довольно темная, потом, в Мадриде, она станет светлее. В морщинистом профиле пожилого водоноса мастер сумел видеть и передать зрителю волнующую красоту обыденного, обыкновенного, повседневного.
В 1622 году Веласкес приехал в Мадрид. Здесь ему удалось добиться покровительства всесильного фаворита Филиппа IV графа Оливареса. С его помощью Веласкесу был сделан заказ на портрет восемнадцатилетнего короля.
Это полотно так понравилось монарху, что тот пожелал, чтобы в дальнейшем его портреты писал голько Веласкес. Так ХУДОЖНИК оказался на королевской службе, на которой он провел всю оставшуюся жизнь, написав бесконечное множество портретов короля и членов его семьи.
Картина Филипп ГУ на коне мепыпенное авторское повторение работы, хранящейся в галерее Прадо. Король изображен сидящим на вздыбленной лошади. Взгляд Филиппа IV устремлен вперед, и остальное изображение подчиняется направлению этого взгляда. Решенные в теплых тонах фигура короля и конь под ним контрастируют с холодным сине-зеленым небом, прорезанным сероватыми облаками.

Музей Уффици

Бартоломео Эстебан Мурильо. Мадонна с четками

Бартоломео Эстебан Мурильо

Он пользовался большой известностью в городе, многие предпочитали его живопись творчеству Сурбарана. Легкость дарования Мурильо делала его произведения общедоступными, художника называли Рафаэлем Севильи. Для его живописи свойственны необычайная мягкость цветовых оттенков, прозрачность красок. Своей известностью Мурильо прежде всего обязан прекрасным Мадоннам.

Музей Уффици

Франсиско де Гойя. Портерт Марии Терезы ди Вилъябрига на коне.

Франсиско де Гойя
В конце XVIII столетия на небосклоне испанского искусства появляется художник, творчеству которого суждено стать самым крупным явлением художественной культуре Испании последнего тридцатилетия века XVIII и первых двух десятилетий — века XIX.
Потрет Марии Терезы ди Вилъябрига на коне написан в 1783 году.
В это время художник находился в резиденции ее мужа — брата короля Карлоса III.
Портрет тореадора Педро Ромеро (галерея Питти) носит менее официальный характер, чем два предыдущих. Педро Ромеро, знаменитый тореадор и хороший знакомый художника, изображен в возрасте сорока двух лет. Умное лицо мужественного человека, внимательный взгляд, живые глаза, плотно сжатые губы, говорящие о решительности характера…
Эти три портрета в флорентийском собрании дают представление о творчестве Гойи в жанре портрета.

Музей Уффици

Жан Батист Симеон Шарден. Девочка с воланом

Жан Батист Симеон Шарден
XVIII столетие было поистине золотой порой французской живописи. В ней как в капле воды отразились проблемы французского общества с его буржуазией, пытающейся отвоевать себе место под солнцем, и аристократией, не способной справиться с социально-экономическими проблемами и даже не желающей открыть на это глаза.
Два детских портрета, Девочка с воланом и Карточный домик, скупыми средствами рисуют полный очарования мир безоблачного детства.
Теплая коричневатая цветовая гамма полотен служит прекрасным фоном для милых профилей. Эти полные очарования полотна неизменно вызывают у зрителя добрую улыбку и чувство умиротворения.