Culture and art

Культура и искусство

Ахунов Масабих Фатхулисламович

М. Ахунов. Хлеб (Новолипецкий металлургический завод). Линогравюра. 1977.

М. Ахунов. Хлеб (Новолипецкий металлургический завод). Линогравюра. 1977.

Ахунов Масабих Фатхулисламович

Впервые в район Курской магнитной аномалии я летел самолетом. С небольшой высоты открывалась величественная панорама предприятий КМА. Я видел огромную чашу Лебединского рудника, стройплощадку горно-обогатительного комбината, белоснежные трубы Оскольского цементного завода. Внизу двигались сотни автомашин, работали экскаваторы, шли железнодорожные составы. Вся земля была покрыта густой сетью линий электропередачи. И совсем рядом хлебные поля, животноводческие фермы. Это впечатление огромного размаха работ осталось в моей памяти навсегда…

М. Ахунов. Ночная смена. Линогравюра. 1973.

М. Ахунов. Ночная смена. Линогравюра. 1973.

Явления магнитной аномалии, наблюдаемые в этом районе, были впервые описаны в 1785 году известным ученым-астрономом П. Б. Иноходцевым. Однако об открытии его вскоре забыли. Лишь через сто с лишним лет в Курской губернии были проведены исследования, подтвердившие наличие магнитной аномалии с большим силовым полем. С тех пор она и называется Курской.
В 1919 году В. И. Ленин дал указание начать здесь планомерные разведочные работы. Еще через два года по его инициативе при ВСНХ была образована специальная комиссия, которую возглавил академик И. М. Губкин. Комиссия установила, что в районе КМА сосредоточены крупные запасы железной руды. В 30-е годы была начата их разработка. Железорудный бассейн расположен на территории многих областей: Белгородской, Курской, Воронежской, Орловской, Брянской, Донецкой, Сумской, Луганской и Ростовской. Занимая площадь 160 тысяч квадратных километров, он считается самым крупным в мире.
Но то, что я увидел в поездке, превзошло все ожидания. На Лебединском руднике я познакомился с работой большого современного предприятия. Буровые установки, роторные экскаваторы, мощные самосвалы, железнодорожные составы— все это вместе звучало как подлинная симфония труда! Я побывал на горно-обогатительном комбинате, осмотрел город Губкин, но не спешил рисовать. Ведь зрителю нужны не подробности производственного процесса, а обобщенный образ явления.
Постепенно созрели замыслы трех композиций: «Дороги», «Эстакада», «Провода». Начал работать над эскизами. Быстро сделав их, стал собирать конкретный материал: рисовал экскаваторы разных марок, БелАЗы в различных поворотах, эстакады по разгрузке обогащенной руды и многое другое. Собрав достаточный материал, я вернулся домой и приступил к эскизам в размер будущих гравюр. Работа шла успешно, и за короткий срок я сделал три гравюры под общим названием «КМА».
Эти композиции были показаны на зональной художественной выставке «Край черноземный», а также на республиканской и Всесоюзной выставках, посвященных 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Гравюры получили добрую оценку критики и зрителей, а для художника нет более высокой награды, чем понимание и одобрение людей.
Надо сказать, что к теме индустрии я обратился не впервые. Ранние мои работы посвящены нефтяникам Татарии. Там я родился, вырос. В начале 50-х годов в наши края пришли нефтедобытчики. Вышки поразили воображение ажурной стройностью. Потом рядом с нашими полями и фермами появились нефтекачалки. И вот что важно: и рабочие и колхозники одинаково бережно относились к земле и всему живому на ней. Наверно, поэтому нефтепромыслы казались нам, подросткам, частью природы, созданной самим человеком.

Ахунов Масабих Фатхулисламович

М. Ахунов. Дороги. Фрагмент, Линогравюра. 1968.

Эти детские впечатления дали очень много. Для меня индустрия не существует отдельно, она всегда связана с землей, с трудом земледельца. Можно восхищаться разумностью инженерных сооружений, но не нужно забывать и о необходимости бережного отношения к природе. И еще одно: постоянное сопоставление технических конструкций с природным миром стало важной особенностью языка моей графики…
Следующим большим событием стала поездка на Новолипецкий металлургический завод. Несколько дней ходил я по территории предприятия. Все здесь было грандиозно! И величественная архитектура заводских корпусов, и длинная лента прокатного стана «2000», и фейерверки доменного цеха. Я приходил на завод ранним утром, а уходил поздней ночью и все больше проникался уважением к труду металлургов. Как красиво и слаженно, в едином ритме работают доменщики и сталевары! Хотелось создать большую серию гравюр о заводе, о нашем рабочем классе.
Первые листы серии были посвящены пейзажу завода — на его территории много зелени и цветов. Пейзажные работы «Утро», «Ночная смена» и другие экспонировались на ряде выставок. В гравюрах «В литейном цехе», «Разливка прута», «В доменном цехе» я стремился передать поэзию труда металлургов.
Нововоронежская атомная эпектростанция тоже имеет прямое отношение к комплексу КМА. Огромные корпуса АЭС, выросшие на берегу тихого Дона, видятся мне светлыми и легкими. Я показал их как бы сквозь (переплетение проводов линии электропередачи. Высоко над станцией пролетают стаи птиц. Эта деталь не случайна, она подчеркивает мирный характер курского атома. А гравюра «У пульта управления» посвящена силе человеческого разума, управляющего атомной энергией.
Следующим этапом «освоения» КМА был город Старый Оскол. Здесь мощный цементный завод, оснащенный современным оборудованием, продолжается разработка Стойленского рудника. Гордостью черной металлургии страны станет Оскольский электрометаллургический комбинат — первенец без доменного производства. Это комсомольско-молодежная стройка, по путевкам сюда приезжают юноши и девушки из всех союзных республик. Рядом строится фактически новый город с полумиллионным населением.
Один из первых листов гравюры из серии «На стройках Оскольского электрометаллургического комбината» посвящен молодым строителям. Листы «Молодость старого Оскола», «Фундаменты», «Арматуры», «Металлоконструкции» были показаны на республиканской и всесоюзной выставках.
Мне кажется, у линогравюры большие возможности для отражения индустриальной темы. Эта техника позволяет создавать монументальные образы и одновременно показать своеобразную декоративность инженерных сооружений.
А образы действительно нужны монументальные. Горняки и шахтеры КМА гордятся своими известными всему миру делами. Поездки в район Курской магнитной аномалии, знакомство с современными предприятиями обогащают представление художника о нашей замечательной Родине. При встрече со зрителями всегда говорю об этом.
Но главный рассказ — гравюры.