Culture and art

Культура и искусство

Нидерландский мастер картина Рождество

Неизвестный Нидерландский мастер картина Рождество Первая половина XVI века. Дерево, масло. 0,85 х 0,57

Неизвестный Нидерландский мастер картина Рождество Первая половина XVI века. Дерево, масло. 0,85 х 0,57

Неизвестный Нидерландский мастер картина Рождество

В средневековом искусстве рождество Христа изображалось как сцена, происходящая в хлеву: Мария лежала у яслей с младенцем, фигура сидящего Иосифа помещалась обычно в нижней части композиции. В картине из ГМИИ имени А. С. Пушкина представлено, в сущности, не рождество, а сцена поклонения Марии младенцу Христу, то есть иконографический тип, сложившийся в европейской живописи в конце XIV века под влиянием некоторых мистических сочинений. К началу XV столетия сцена поклонения окончательно вытеснила в живописи Европы изображение рождества.

Необычайное ночное освещение придает сцене особую интимность и поэтичность. Именно свет составляет главную образную и живописную сущность картины. Естественный свет луны, вырывая из мрака развалины античной архитектуры, вводит в изображение тему ночи. Но эта ночь готова отступить перед утром, занимающимся на горизонте, где на фоне яркой зари четко выступают силуэты ветряных мельниц и башен города и где виднеются фигурки изумленных пастухов, внимающих благой вести ангела. Тема ночи и утра, мрака и света приобретает символическое значение.

Неизвестный Нидерландский мастер картина Рождество. Фрагмент

Неизвестный Нидерландский мастер картина Рождество. Фрагмент

Естественное освещение изображено на заднем плане; сцена переднего плана разыгрывается при искусственном свете, излучаемом тельцем младенца, и именно этот необычный свет делает все происходящее также необычным, внося момент остранения уже одним тем, что он направлен снизу и странно меняет лица собравшихся. И чтобы усилить значение этого сверхнатурального света, изображен слабый огонек свечи в руках у Иосифа.
Свету в средневековой эстетике придавалось огромное значение, и, конечно, все эти световые мотивы имели для художника, как и для его зрителей, вполне определенный символический и ритуальный смысл. Но современному зрителю не может не броситься в глаза очаровательная неуклюжесть фигурок ангелов, особенно тех, которые изображены парящими в воздухе, их странные физиономии, похожие на восковые головки кукол, театральный характер подсветки и расстановка фигур, придающая всей сцене сходство с живой картиной. По-видимому, здесь можно говорить о влиянии на живопись театрализованных религиозных представлений, проводившихся в дни рождественских празднеств. Популярные в средневековой Европе эти празднества сохранились еще даже в XVI столетии, особенно в нидерландских городах. Картина поступила в музей в 1928 году из Государственного Эрмитажа.