Culture and art

Культура и искусство

Никифор Савин

Никифор Савин

Чудо Федора Тирона о змие. Икона. Начало XVII века Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 36 на 31,5 Государственный Русский музей

Никифор Савин Строгановская школа

Редко встречающаяся композиция «Чудо Федора Тирона» создана на основе апокрифического, то есть не канонизированного церковью, сказания о спасении святым великомучеником Федором Тироном своей матери Евдокии, попавшей в колодец среди холмов, где обитал змий с детенышами. Сказочный сюжет передан выдающимся художником первой половины XVII века Никифором Савиным с той подробной повествовательностью, которая характерна для живописи его времени.

Свободно скомпонованные сцены, отделенные друг от друга элементами пейзажа, занимают все пространство средника. Живописный рассказ изображает Евдокию в лапах чудовища, показывает увенчание Федора ангелом и сражение его с драконами, представляет благополучное исхождение матери и сына из бездны. Небольшая, миниатюрного письма икона предназначена не столько для молитвенного сосредоточения, сколько для благочестивого рассматривания и любования.
Подобные произведения создавались в основном для знати, царского и патриаршего двора. Иконы этого изящного рафинированного стиля, получившего условное название «строгановского», виртуозно исполненные «государевыми» мастерами, украшали палаты и домовые церкви, прекрасно гармонируя с узорными тканями, золотой и серебряной утварью, драгоценными окладами икон и книг. Не случайно в произведениях царских изографов столь ощутимо влияние декоративно-прикладного, в частности ювелирного, искусства. В иконе Никифора Савина мать Федора сидит в подземелье на золотом, тонко орнаментированном троне, а чешуя драконов передана изгибающимися рядами точек, похожих на нитки жемчуга. Характерная для строгановского стиля повышенная эстетизация каноничных художественных форм придавала нарядную, праздничную окраску самым драматическим сюжетам.