Culture and art

Культура и искусство

Николай Михайлович Зиновьев

Николай Михайлович Зиновьев width=

Николай Михайлович Зиновьев

Николай Михайлович Зиновьев — один из основателей палехского искусства, народный художник СССР. За большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Специальные корреспонденты нашего журнала Ю. Бычков и В. Шумков побывали в гостях у прославленного мастера. Публикуем их рассказ об этой поездке.

Николай Михайлович Зиновьев

Н. Зиновьев. Голова царевны в стиле палехской миниатюры. Тушь, акварель.

Палех. Большое, видное село. С холма, на котором стоит редкостной красоты старинная церковь, сбегают вниз два порядка домов. На некоторых — памятные доски, извещающие о том, что именно здесь родилось бессмертие удивительного искусства. Да, велика слава живописцев, сумевших преобразовать и наполнить новым содержанием древнее искусство иконописи, что принесло Палеху всемирную известность.
Среди таких выдающихся мастеров, как И. И. Голиков и И. П. Вакуров, И. М. Баканов и И. и И. И. Зубков, — тех, кто стоял у истоков советского Палеха, Н. М. Зиновьев занимает достойное место. Его творчество, в котором патриотическая тема стала определяющей, — яркая, неповторимая страница русского народного искусства.
Вклад его в общее наше дело огромен, — сказал нам председатель Палехской организации Союза художников РСФСР, один из ведущих мастеров сегодняшней лаковой миниатюры, Б. М. Ермолаев. — Зиновьев разработал методику преподавания основ палехского искусства, создал оригиналы, по которым обучалась молодежь, писал учебные программы и методические разработки. Около сорока лет преподавал в училище. Двенадцать лет был директором Государственного музея палехского искусства, председателем художественного совета. Его забота дисциплинирует нас. Неутомимая, подвижническая деятельность Николая Михайловича в свое время оказала огромное влияние на молодых. Мы все его ученики и воспитанники. Его великолепная книга «Искусство Палеха» стала настольной для каждого из нас. В канун своего 90-летия Николай Михайлович закончил новый труд о наших стилевых истоках. Полюбопытствуйте об этом у него…
С таким напутствием мы и отправились в Дягилево, где живет Н. М. Зиновьев. Нас сопровождал Саша Баранов — ученик Зиновьева, секретарь комсомольской организации Палехских художественно-производственных мастерских. Альбом зарисовок с памятников древнерусской живописи и с лучших произведений палехского искусства. Я выбирал из многовекового наследия древнерусской живописи основополагающие элементы. Они имеют и будут иметь развитие в современном искусстве палешан. Молодые художники, пока они занимаются в училище, не успевают освоить все те традиции, на которых основано искусство Палеха.

Николай Михайлович Зиновьев

Н. Зиновьев. Конек-Горбунок. Шкатулка. 1927.

Сто четыре рисунка и пояснительные тексты к ним вошли в альбом. Опытнейший педагог, Зиновьев создал пособие, которое будет одинаково необходимо и студентам Палехского художественного училища, и молодым искусствоведам, и всякому, кто пожелает постичь истоки этого неповторимо прекрасного искусства.
Николай Михайлович показывает рисунки и поясняет:
Всездесь по векам, школам и стилям расположено. Наше искусство зиждется на основе древнерусской живописи XV—XVII веков, которая, как вы знаете, имела свои особенности, каноны. Вот, к примеру, так называемое палатное письмо. Палаты XV века — новгородский стиль. Все здесь строго, просто, цельно. А это постройки
XVII века ушаковских писем — совсем иные, узорные, архитектурно богатые, пышные. А вот примеры палехских писем. Смотрите, как претворился весь этот многовековой опыт в работах наших мастеров — их шкатулках, ларцах, пластинах…

Николай Михайлович Зиновьев

Н. Зиновьев. Лошадь. Изображение в новгородском стиле XV века. Тушь, акварель.

По-особому изображаются у нас злаки, снежные метели, корабли, повозки, птицы, животные. Важная роль отводится орнаменту коврового, ризового характера. Много времени занимает освоение техники пробелов, изучение головы, фигуры, тела человека, одежд. Основательно изучается композиция…
В качестве классического примера решения композиции Николай Михайлович приводит рисунок одного из прекраснейших своих творений — шкатулки «Конек-Горбунок». Чтобы так свободно владеть огромным запасом художественных средств древнерусской и палехской живописи, нужны годы и годы упорнейшего труда. За пять лет в училище осваиваются только азы. А дальше? Надо расти, совершенствоваться. Зиновьев это понимает и, болея за будущее Палеха, создал (это в свои-то девяносто лет!) такой альбом с комментариями.
Мы обратили внимание, с каким интересом, не проронив ни слова, рассматривал все 104 зарисовки Зиновьева Саша Баранов. Видя наше восхищение, Николай Михайлович посетовал:
А вот шкатулки сегодня расписывать уже не могу. И глаза не те, да и рука как следует не слушается. Наше дело теперь в Сашиных руках. Ведь он коренной палешанин.

Николай Михайлович Зиновьев

Н. Зиновьев. Пейзаж в строгановском стиле XVII века. Тушь, акварель.

Настойчивый,этот труд в моей жизни с детства, — степенно рассказывал он. — Одновременно с обучением иконописи пришлось выполнять крестьянскую работу — пахать землю. Сначала деревянной сохой, потом плугом. Молотил рожь и овес деревянными цепами, косил. Десять лет писал иконы и вот уже более полувека занимаюсь новым искусством Палеха. Труд я любил и люблю: каким бы он ни был, он всегда меня радует, укрепляет здоровье, дает долголетие. Я и сейчас ухаживаю за пчелами, летом ношу грибы, зимой езжу на лыжах. В Палех, а он в трех верстах от Дягилева, всю жизнь, в любое время года до недавнего времени ходил пешком…
Мы узнали, как учился Зиновьев в иконописных мастерских в Палехе и в Москве. Как однажды побывал в мастерской Виктора Михайловича Васнецова, а потом, потрясенный увиденным, по памяти писал иконы в манере этого художника. Как создавалось новое палехское искусство. Как за работу на темы романа Анри Барбюса «Огонь» он получил «Гран-при» Всемирной выставки 1937 года в Париже. Как явился на свет знаменитый письменный прибор с росписью «Наши предки в борьбе за русскую землю». Первым в советском народном искусстве связал он ратную славу предков с героизмом современников — защитников Родины.

Николай Михайлович Зиновьев

Н. Зиновьев. Оборона Владимира от татар. Бумажница письменного прибора. 1943.

Наше внимание привлекли пейзажи окрестностей Дягилева, висящие на стенах зиновьевской горницы. Их создал сам хозяин. В прошлом году.
Очень тянет меня к природе, — признается он. — Нынешним летом тоже обязательно буду писать. Как же иначе!..
Настало время прощаться. Мы тепло поздравили народного мастера со знаменательной датой его жизни. Пожелали здоровья, бодрости, успехов. А он просил передать пожелания читателям журнала «Юный художник»: «Любите, изучайте, постигайте, дорогие ребята, народное искусство. В нем — начало всего. Искусство и народ всегда вместе, а значит — они вечны. В народности искусства его жизненность. Сохранить то, что народ запечатлел, пронес через дали веков, — ваш долг перед прошлым и будущим.