Culture and art

Культура и искусство

Николай Носов скульптор

Николай Носов скульптор

Н. А. Носов

Николай Носов скульптор медальер гравер. С училищем связана деятельность выдающихся художников. В разное время в нем преподавали С. В. Васильковский, П. Д. Бучкин, В. Л. Симонов, Р. К. Таурит, Р. Р. Френц и,другие.
С благодарностью вспоминает Носов своего учителя по граверному мастерству Николая Сергеевича Дубровского, привившего ученику крепкие, навыки в нелегком труде — творчестве художественной резьбы по стали.

Одним из главных производителей этой продукции в Ленинграде был завод «Ленэмальер», куда после окончания отделения мастеров ЛВХПУ пришел работать II. Носов.
Значки — ото маленькие памятники, отмечающие, как правило, события большого исторического значения. Великая Отечественная война, воистину святое время для каждого пережившего ее, в первую очередь. Это период нашей истории, когда отброшено было все наносное и все подчинено одной заветной цели освобождения
Родины от фашистской нечисти. И не случайно эта тема стала доминирующей в работе художника над значками. Все они хорошо за скомпонованы, четки по графике и отличаются символической обобщенностью и высокой культурой исполнения, требующими от автора не только художественных способностей, но и хорошего знания технологии их производства
Руководитель занятий по скульптуре Петр Моисеевич Криворуцкий так формулировал свое отношение к воспитанию художника: «Самодеятельный скульптор всегда жаждет творчества. Но надо предоставить ему такую возможность. Если он не владеет изобразительной грамотой, дайте ему натурщиков, научите пользоваться живой моделью, правильно видеть, мыслить, чувствовать . Тогда мы не засушим, а сохраним и разовьем в любителе яркость и остроту чувства, обогатим его фантазию и пробудим активность и достижении цели».

Николай Носов скульптор

Эскиз медали Т. Красавина

Среди принципов воспитания скульптора попали на благодатную почву. «Если раньше — писал Носов, — я хотел почувствовать скульптуру чисто внешне, прощупать грудную клетку, понять анатомию руки и ноги, то теперь мне хочется создать обобщенный филосовский образ человека, показать его прекрасную душу!».
И он обратился герою горьковского произведения легендарному Данко. Сначала были созданы эскизы, позволившие в результате поисков обобщенного языка лепки достичь монументальной и лаконичной композиции. Почти трехметровая статуя Данко нашла положительные отклик,; художественной критики страны. Известный искусствовед Татьяна Борисовна Бельская так охарактеризовала эту работу: «Композиция по-настоящему скульптурна пространственная, хорошо смотрится со всех сторон, зрительный силуэт раскрывает гему с каждой точки-зрения по-новому».
Учеба и работа студии самодеятельности много дали начинающему художнику в плане избрания путей построения художественного образа, выбора пластического языка, анализа пронзи ел .чти мастеров русской и зарубежной классики.
Занятия на граверном факультете ЛВХПУ, дополненные высшим образованием, полученным в Педагогическом институте, дали возможность многоплановому, художнику связать свою судьбу с ленинградским монетным двором, где с 1974 г. по настоящее время он работает. Здесь с наибольшей полнотой проявились его способности и талант.
Выполненный на ней портрет А. И. Герцена отмечен выразительностью, особым чувством «врезного» рельефа.
Несмотря на различные композиционные и пластические подходы, учителя и ученика объединяет многое. Это и тщательность отбора подготовительного иконографического материала, и точность портретного сходства, и стремление, в первую очередь, отразить наиболее характерное и типичное в избранной теме. Их объединяет даже то, что Н. А. Носов, работая художником-гравером на С.-Петербургском монетном дворе, обычно занимается так называемой правкой инструмента для созданных Королкжом медалей.

Николай Носов скульптор

Рисунок

Трактовка портрета автора «Интернационала» реалистически выразительна, психологически точна.
Сначала медаль была отчеканена в нескольких пробных экземплярах, но выпущена в тираж с измененными надписями оборотной стороны лишь в 1989 г.
К 100-летию со дня рождения Лиона Фейхтвангера — выдающегося немецкого писателя, страстного антифашиста, посвящена одна из последующих работ Н. Носова. Фейхтвангер — автор многочисленных романов, связанных с древнейшей историей и со злободневными проблемами современности. Во всем своем творчестве писатель выступал как обличитель насилия, варварства, расизма. Не случайно фашисты, придя в Германии к власти, запретили его книги, приговорив их к публичному сожжению. На медали Фейхвагнер представлен одним из последних его портретов, а на оборотной стороне воспроизведена факсимильно подпись прогрессивною писателя.
Оригинальной композицией отличается созданная в содружестве с художником А. Зуснко памятная медаль в ознаменование 1000- летия г. Брянска. На лицевой стороне ее памятник, созданный к знаменательному юбилею. Конную статую князя Игоря дополняет фигура легендарного Бояна. На оборотной стороне между лучами пятиконечной звезды воспроизведены основные архитектурные достопримечательности города боевой и трудовой славы.
Большую группу медалей, созданных Н. Носовым, объединяет тема космонавтики. Среди них портретные знаки — медали в честь академиков А. Швецова, Н. Пилюгина, медаль по поводу создания пилотируемого корабля «Буран» и другие.
Мастера медальерного искусства постоянно, обращаются к Пушкину. Волшебник поэзии волнует воображение многих художников. Однако Носовым был создан «свой» образ поэта. Николай Александрович рассказывает: «впервые над образом Пушкина мне довелось работать несколько лет назад, когда на ЛМД готовился юбилейный пушкинский рубль. Пушкин — один из самых любимых мною поэтов. Знакомство с десятками его изображении, в первую очередь, прижизненных, позволило мне избрать в качестве ориентира для своего портретного образа работы В. Л. Тропинина и П. Ф. Соколова, наиболее — на мой взгляд — убедительные и, по отзывам современников, отличающиеся достоверностью».

Николай Носов скульптор

Монеты

Пушкин увлек художника, и он еще неоднократно обращался к образу и Им были создаем несколько портретных медальонов и оригинальная второго варианта пушкинской тиражированной медали.
Гол от года росло медальерное мастерство Н. А. Косова. Свидетельством тому его медали последних лет.
Именно таким предстает перед нами лицо на созданной в его честь медали работы II. А. Носова и отчеканенной Ленинградским монетным двором в 1990 г. Она может еще может служить и примером удалого использования оборотной стороны. Петербург Достоевского; это воспроизведенные медальером красивейшие уголки одного из старых районов Санкт-Петербурга. Коломна… Одна из красивой в мире колокольня Никольского кафедрального собора, Львиный мостик, малый Гостиный двор на Кклтсрцненском канале и другие сюжеты, связанные с творчеством Достоевского. Оборотная саго рана необычайно обогатила содержание всего произведения, позволила полнее раскрыть образ великого писателя.
Образ Владимира Высоцкого, народного барда, одним из первых обнажившего язвы и ужасы нашей жизни, вдохновил многих мастеров медальерного искусства, среди которых и Николай Носоп. Трагичным, полным скорби предстает перед нами поэт-певец в этой работе. История знает много имен с такой удивительной, полной драматизма судьбой человека, наделенного большим талантом, однако подвергавшегося многие годы непрерывным гонениям и преследованиям… «Что-то кон ft, мне попались привередливые…» — пел Высоцкий. подчеркивая трагедию своей жизни. Созданный медальером его портрет отмечен большой внутренней силой и одновременно, лиризмом.
Предельно ясный, мягкий по светотени портрет создал Носоп на медали в честь геометра, петрографа и геолога Е. С Федорова, одного из основоположников кристаллографии. Портрет отмечен необычайным благородством лица соответствием духовному облику ученого. Многолетняя связь Федорова с Петербургским Горшим институтом подчеркнута его эмблемой о портиком здания, помещенными на реверсе медали.

Николай Носов скульптор

Медальоны

По-другому решена медаль, посвященная академику П. В. Белову в связи со столетием со дня его рождения.
Как всегда хорошим портретистом проявил себя художник в работе над наградной медалью имени профессора В. Ф. Ундрица, знаменитого отечественного оториноларинголога.
В последующие голы медальер трудился над созданием «пятерки» с памятником «Тысячелетие России», рубля, посвященного М. Ю. Лермонтову. Продолжается монетная эпопея и поныне. Монета достоинством 25 рублей чеканится из палладия. Интересен и такой факт. В центре оборотной стороны воспроизведена медаль на то же событие работы одного из прославленных русских мастеров Ф. П. Толстого. Работа над миниатюрным изображением довольно крупной медали потребовала от Носова, по истине виртуозного мастерства, как в лепке, так и в граверной доработке инструмента. По данным иллюстрированного немецкого журнала «Мюнцен магазин» монета, как впрочем и вся серии, пользуется большой популярностью среди коллекционеров Запада и в этом немалая заслуга и Н. А. Носова.

Николай Носов скульптор

Значки

О вкладе Носова-художника в создание «реплик» подробно рассказано в статье Валентины Нахимовской в петербургской газете «Миниатюра» (No3). Нахимовская пишет: «Перед гравером-медальером, занимающимся изготовлением штемпелей для этих реплик, каждый раз вставала задача предачи художественных особенностей почтовой марки, графической красоты ее линейного плоскостного рисунка и превращения его с помощью пластики в форму, близкую к традиционной монете». Н. А. Носов с блеском справился с этой нелегкой задачей.
Религиозная тематика позволила мастеру с еще большей силой подчеркнуть его дарование.
Н. Л. Носов активный участник медальерных выставок, в том числе Первой и ВтороГкленинградской, выставки «Серебряный век» русской культуры» в петербургском музее А. А. Ахматовой и многих других.
Широки творческие планы художника. Уже начата работа над медальерной сюитой, посвященной выдающимся деятелям русского балета. Среди них миниатюры в честь прославленных Т. Карсавиной М. Кшссинской, Е. Смирновой, В. Нижинского. Создастся плакста в честь Л. Н. Толстого. Творчество многогранного художника — достойный вклад и отечественную культуру.

Николай Носов скульптор медальер гравер