Culture and art

Культура и искусство

Николай Соломин

Николай Соломин

Николай Соломин

Николай Соломин

В конце 1977 года в Кирове открылась диорама «Установление Советской власти в городе Вятке (Кирове) в 1917 году». Интерес кировчан она вызвала огромный. Ведь речь шла о произведении, воссоздающем огромной важности события, которые разворачивались на улицах их родного города, участниками которых были их отцы и деды. Зритель оценил диораму не только за масштабность темы. Он увидел в ней и глубину постижения жизни, свойственную лишь подлинным произведениям искусства.

Николай Соломин

А. Интезаров, Н. Соломин

Кировская диорама — это три года упорного, увлеченного труда заслуженного деятеля искусств РСФСР А. Интезарова и лауреата премии Московского комсомола, молодого художника Н. Соломина.
Наш сегодняшний рассказ о Николае Соломине.
Большой интерес вызвала написанная им в 1971 году картина «Первый парад». Она посвящена празднованию первой годовщины Великого Октября. Это романтический рассказ о Красной Армии — защитнице завоеваний социалистической революции. Парадным строем проходит по Красной площади конница. На трибуне художник изобразил прославленных полководцев гражданской войны. Все здесь верно правде народного сознания, в котором революция, наша армия и ее герои неразделимы.
Немногим раньше написана картина «Смелей вперед и тверже шаг!» — об уходящем на фронт красноармейском отряде. Две эти работы четко обозначили магистральную тему в творчестве Соломина. Тему героико-патриотическую.
Неслучаен его приход в 1969 году в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Он вырос в сугубо «мирной» семье известного художника Н. К. Соломина. В детстве подолгу наблюдал, как увлеченно работает отец. Лето — едва ли не каждое — мальчик проводил под Калязином, в деревне, откуда пошел их род и где жили герои многих отцовских картин. Постепенно он начал понимать, что труд всему голова. Неважно — труд землепашца или художника. И еще любовь к Родине. Ведь без Родины человек что дерево без корней — бывает ли такое? Об этом говорили и картины любимых художников в Третьяковке, куда он часто ходил, — Репина, Сурикова, Крымова, Дейнеки.

Николай Соломин

Н. Соломин. Перед прыжком. Бум., уголь, пастель. 1071.

Право мирно трудиться надо защищать. А значит, есть и такой труд — ратный. Важность его хорошо понимает военный художник Соломин. Он упорно работает над образом воина Страны Советов. Вот один из рисунков — «Перед прыжком». Двое в кабине самолета. Десантники. Ребята, каких каждый день встречаешь на улице. Но острый глаз художника подметил и другое. Какая-то особая сосредоточенность в лицах. Глубина. Черты того мужественного характера, который воспитывает в человеке наша Советская Армия.
Многому Соломин научился, работая над большим полотном о первостроителях Комсомольска- на-Амуре. В полной мере он осознал, как важна для художника натура. Обращение к ней делает картину значительнее, правдивее. Он писал тех, кто был молод в тридцатом, и тех, кому тридцать сейчас. Писал сопки, небо, реку. Сотни этюдов. Работа над этим полотном стала хорошим уроком, который пригодился потом, когда создавалась диорама.
Зимой 1975 года каждый день, не обращая внимания на мороз, два художника расставляли мольберты и писали улицы Кирова, дома, горожан. Беседовали с ветеранами революции, расспрашивали старожилов, были частыми гостями в архивах. И вот диорама закончена.

Николай Соломин

Н. Соломин. Первый парад. Масло, 1971.

…Перекресток двух улиц старой Вятки. Прямо на зрителя выходят демонстранты. Их мощный поток сметает с пути все старое, отжившее…
Художники осмыслили событие как столкновение двух классов. Это нашло отражение в самой композиции. Но основой работы над полотном стал рисунок — мастерски точный, убедительный. Свободное владение им позволило раскрыть характер, обнажить социальные симпатии едва ли не каждого участника события. 280 квадратных метров холста! Высота 8, длина — 35 метров. Но нет непроработанных, «пустых» мест. Холст живописно полнокровен, тонко детализирован, верен натуре. Недаром художники столько работали над этюдами. Стремились передать в них такое состояние дня, какое бывает только в декабре. Причем именно в 12 часов — в это время и состоялась демонстрация.
И последнее. Вживаясь в характеры героев, художники словно бы сами пережили событие шестидесятилетней давности, еще сильнее ощутили величие революционного подвига народа…
Сейчас Николай Соломин работает над новой картиной. Она будет называться «Рождение гвардии». Художник остается верен своей главной теме.
М. КАРЛОВА, В. СИДОРОВ

Николай Соломин

Николай Соломин