Culture and art

Культура и искусство

Никола Ланкре Дама в саду

Никола Ланкре Дама в саду. Холст, масло. 0,37 х 0,47

Никола Ланкре Дама в саду. Холст, масло. 0,37 х 0,47

Никола Ланкре Дама в саду

Никола Лайкре (1690—1743), младший современник Ватто, испытавший большое влияние его творчества, пользовался при жизни большим успехом. Впоследствии Ланкре, может быть, слишком несправедливо пренебрегали, так как постоянно напрашивающееся сравнение с Ватто сразу отбрасывало Ланкре на второй план, выявляя поверхностный и бездумный характер его искусства. Тем не менее Ланкре обладал, бесспорно, большим мастерством и внес свой вклад в развитие нового искусства XVIII века, пришедшего на смену холодному и помпезному стилю предшествующих десятилетий.

Решительно отказавшись от господствующих дотоле торжественных аллегорий или мифологических сцен, Ланкре черпал сюжеты своих картин из современной жизни. Конечно, круг тем его ограничивается лишь различными развлекательными сценками: пасторалями, прогулками, играми на открытом воздухе. Но лучшие из его картин свидетельствуют о живой наблюдательности художника, об его умении построить остроумную и изящную композицию.
Ланкре занимался также портретным искусством, внеся в него много нового, вместо парадных репрезентативных образов, принятых в его время, когда художники изображали свою модель в роскошных одеждах на фоне торжественных колонн и драпировок, Ланкре обращается к маленьким интимным изображениям, помещая фигуру большей частью среди зелени парка в повседневной одежде и естественной, непринужденной позе.
Картина «Дама в саду» из Государственного музея изобразительных искусств служит характерным примером этого нового, почти жанрового подхода к портретной живописи. Круглое личико дамы с ее маленькими невыразительными чертами мало-индивидуально, но в нем ясно воплощаются вкусы эпохи, искавшей в жизненном облике прежде всего миловидность и грацию. Особую прелесть маленькой картине придает ее чрезвычайно изысканный колорит, строящийся на нежнейшей гармонии голубых, серебристых и зеленоватых оттенков. Подобное восприятие цвета, пришедшее на смену ярким локальным краскам академической школы классицизма, также является характерным для нового искусства XVIII века.
Картина поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1924 году из собрания Д. И. Щукина в Москве.