Culture and art

Культура и искусство

Никола Пуссен Ринальдо

Никола Пуссен Ринальдо и Армида. Холст, масло. 0,95 х 1,33

Никола Пуссен Ринальдо и Армида. Холст, масло. 0,95 х 1,33

1594—1665 Никола Пуссен Ринальдо и Армида

Картина «Ринальдо и Армида» относится к началу 1630-х годов. Этот период творчества Пуссена несет на себе печать его глубокого увлечения искусством Тициана, оказавшим большое влияние на живописное дарование мастера.
Сюжет «Ринальдо и Армиды» был заимствован Пуссеном из знаменитой поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», увидевшей свет в 1580— 1581 годах. В описываемый период Пуссен неоднократно обращался к прославленному тексту, о чем свидетельствует другой его шедевр «Танкред и Эрминия», хранящийся в Эрмитаже, или другие варианты «Ринальдо и Армиды», находящиеся в Берлине и в Дуличской галерее в Англии.

Никола Пуссен Ринальдо и Армида. Фрагмент

Никола Пуссен Ринальдо и Армида. Фрагмент

Примечательно, что Пуссен выбирает из произведений Тассо именно любовно-лирические сцены, проходя мимо эпических и героических эпизодов. На картине изображен момент, когда волшебница Армида, олицетворяющая собой силы, противоборствующие христианским рыцарям, склоняется к спящему Ринальдо, чтобы убить его, но останавливается, пораженная его красотой, зажигающей любовь в ее сердце? Как и всегда у Пуссена, мы видим глубоко продуманную композицию, где совершающееся действие и отношения между персонажами с предельной ясностью воплощаются в выборе фигур, в их группировке, в сочетании форм и линий. Главным героям сопутствуют маленькие шаловливые амуры, играющие доспехами беззаботно уснувшего рыцаря. Справа, на переднем плане,— аллегорическая фигура речного божества, усыпляющего рыцаря журчанием водных струй, а в глубине — золотая колесница Армиды и ее белые кони, готовые умчать Ринальдо сквозь облака в очарованные сады волшебницы. Основное содержание этого произведения Пуссена — чувство любви, преисполненное самой возвышенной поэзии. Прекрасный облик главных персонажей, их отрешенность от остального мира, элемент волшебной сказочности в их окружении — все это усиливает эмоциональное звучание всей представленной сцены, но главную роль здесь играет колорит с его ликующим сочетанием синего, красного и желтого цветов. Классицизм Пуссена в «Ринальдо и Армиде» является нам полным живого человеческого чувства, захватывая зрителя красотой и высоким лиризмом замысла и красотой исполнения. Картина подтупила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1930 году из Государственного Эрмитажа.