Culture and art

Культура и искусство

Огюст Родин

Огюст Родин

Роден. Граждане Кале

Огюст Родин

В обширном творчестве Родена (1840—1917) воплотились новые устремления, идеи, чувства, характерные для его времени. Искусство Родена — взволнованное, полное жизни, ищущее новых путей, далекое от условности и шаблона — ломает рутину, мертвые академические традиции. Вот почему так враждебно был встречен Роден официальными кругами Франции: он наталкивается на непримиримое отношение к себе Школы изящных искусств и Салона. Все пускается против него в ход: насмешки, клевета, интриги. Однако ни раздавить, ни заглушить искусство Родена не удалось. За ним было обаяние таланта, за ним — более глубокое, более правдивое отношение к жизни.

И Роден побеждает. Растет его известность, крепнут ряды его сторонников, на его защиту встают прогрессивные представители французской общественности, литераторы, художники, молодежь. Поколения скульпторов формируются под его влиянием.
Роден родился в бедной семье, видел вокруг нужду. Он самостоятельно пробивал себе путь в жизни, опираясь на свою энергию, любовь к труду, волю к преодолению препятствий.
Художественные способности мальчика сказались рано: страсть к рисованию была так ярко выражена, что родители Родена уступили его просьбам и отдали в Школу рисования и математики (в дальнейшем она была преобразована в Школу декоративных искусств). Обучение было здесь бесплатным. Вскоре Роден попробовал свои силы в скульптурном классе и сразу почувствовал, что скульптура — это то искусство, ради которого можно пойти на любые жертвы.
Быстро проходят школьные годы. Родену семнадцать лет. Приходится думать о заработке, о поддержке семьи. Отец был уволен по старости, с ничтожной пенсией. Роден берется за все: за орнаменты, отливку из гипса, перевод в мрамор чужих работ, за исполнение образцов для резчиков по слоновой кости и дереву. В свободные часы он лепит для себя и рисует с натуры — на рынке, где продаются лошади, или на курсах, где преподавал знаменитый анималист Бари.
В 1864 году Роден пытается выставиться в Салоне. Он лепит экспрессивную голову натурщика — старого, измученного жизнью человека. В морозные дни глина в плохо отапливаемой мастерской треснула, затылок отвалился, сохранилась лишь маска. Роден отлил ее в гипсе: это знаменитый в настоящее время „Портрет человека со сломанным носом». Реализм, жизненная правда, глубокая человечность образа не были поняты жюри Салона, и оно отвергает скульптуру Родена.
В том же году он попадает в мастерскую Карье-Беллёза, наиболее известного декоратора того времени. Роден лепит для него группы, декоративные предметы, лепит с легкостью и изяществом, в стиле своего патрона. На том, что сделано Роденом, Карье-Беллёз ставит свою подпись.
Франко-прусская война 1870 года принесла разорение художникам-декораторам. Все заработки прекратились. В это время Карье-Беллёз получает крупный заказ на декоративные работы в Брюсселе, куда он приглашает Родена. После снятия осады Парижа немцами Роден уезжает работать в Брюссель.
Карье-Беллёз не долго остается в Бельгии. После падения Коммуны, когда жизнь снова начинает течь по привычному руслу, он возвращается в Париж. Начатые им в Брюсселе декоративные работы продолжают его помощники. Роден входит в договорные отношения с бельгийским скульптором Ван-Рассбургом. Молодые художники берут на себя декорирование Биржи, Школы изящных искусств и других зданий в Брюсселе. Работы они распределяют между собой, но подписывает их один Ван-Рассбург.
В Брюсселе Роден накопил нужную сумму денег для осуществления давно взлелеянной мечты — поехать в Италию, увидеть классиков, увидеть творения Микеланджело. В конце 1875 года Роден, минуя Париж, едет в Турин, Геную, Пизу, а затем во Флоренцию и Рим. Более всего поразил Родена Микеланджело.
Родену тридцать пять лет. Он чувствует в себе полноту творческих сил. Но он не создал еще ни одной значительной работы; его имя неизвестно.
Роден возвращается из Италии. Более чем когда-либо тянет его к самостоятельно задуманной композиции, в которую он мог бы вложить весь свой пыл, все свои знания. Еще перед путешествием в Италию он начал лепить фигуру стоящего юноши в натуральную величину. Теперь она становится в центре его творческих усилий. Полтора года работал Роден над статуей, со всем тщанием прорабатывая с натуры каждый мускул. Юноша изображен опирающимся на пику. Это „Побежденный» — так называлась статуя, задуманная первоначально как аллегория несчастной для Франции войны 1870 года. Он выставляет эту скульптуру в парижском Салоне под новым названием: „Бронзовый век“. Пика теперь удалена из композиции, движение юноши получает иной смысл. В его теле разлита усталость от сна и вместе с тем видно пробуждение мысли, чувства. Но академические круги не в силах понять поэтичность, жизненность этой статуи. Они выдвигают против Родена оскорбительное обвинение в муляже, в использовании слепков с живой модели, подымают даже вопрос о недопущении статуи на выставку. Роден протестует, доказывает свою правоту. Дело затягивается. Лишь вмешательство видных скульпторов, убежденных правоте Родена, решает дело в его пользу.
С 1879 по 1882 год Роден вынужден много работать над орнаментальной скульптурой (на Севрской мануфактуре), но в своей мастерской он уже ведет крупные самостоятельные композиции. Ближайшей его работой будет статуя „Иоанна-проповедника“ (1878). Предварительно он лепит „Идущего человека» — великолепный этюд нагого тела. В „Иоанне-проповеднике“ — одной из лучших работ Родена — все формы выражены с предельной энергией и четкостью, с блестящим мастерством.

Роден. портрет Виктора Гюго

Роден. портрет Виктора Гюго

„Бронзовый век“ и „Иоанн-проповедник» привлекли внимание художественных кругов к неизвестному дотоле скульптору. Вскоре Роден получает первый государственный заказ: ему поручено декоративно-скульптурное оформление входной двери в новом Музее декоративного искусства. Роден с энтузиазмом берется за работу. Он сам предлагает тему композиции: „Врата ада» — зрелище человеческих страстей, сонмы грешников, проносящихся перед зрителем. В грандиозном и трагическом замысле Родена сказалось его увлечение образами „Божественной комедии» Данте, сказались его воспоминания о памятниках Ренессанса, в частности о Микеланджело.
В связи с работой над „Вратами ада“ создаются десятки, сотни образов, связанных первоначально с общей композицией, они выделяются затем в самостоятельные произведения. Таковы „Мыслитель», „Три тени», „Адам», „Ева», „Поцелуй», „Уголино», „Сидящая кариатида», „Старуха» и другие. Однако сама безграничность творческой фантазии Родена становится препятствием к осуществлению его замысла. Художник не в силах вместить вереницу образов в окончательные формы, подчинить их архитектонике целого. Начатая работа над „Вратами ада“ сопровождает всю творческую карьеру Родена. До конца жизни он не переставал думать, размышлять над композицией, так и не нашедшей своего завершения. „Врата ада“ произвели глубокое впечатление на его современников.
1880-е годы — период блестящего раскрытия творческих сил мастера. Роден начинает работать над рядом монументальных произведений. Он создает превосходные портреты. Портреты Родена говорят о его неумолимом искании правды, о проникновении в самое существо характера портретируемого. Перед нами встают жизненные образы его друзей и современников: Далу, Лоранса, Пюви де-Шаванна, Мирбо, г-жи Симеон, г-жи Вицуна, Виктора Гюго. Художник дает яркую характеристику портретируемых, покоряющую зрителя. В эти же годы Роден создает памятник под названием „Граждане Кале».
Город Кале давно собирался увековечить в памятнике рассказ из средневековой хроники о самопожертвовании шести граждан для спасения родного города. Изнуренный долгой осадой город должен был сдаться. Жителям его была обещана пощада в том случае, если шесть самых славных граждан согласятся выйти одетыми в рубище, с позорной веревкой на шее и отдать ключи от городских ворот победителю, готовящему им расправу. Хроника сохранила имена этих шести граждан. Не имея больших средств, город собирался первоначально поставить лишь однофигурный монумент. Ознакомившись со старинной хроникой, пережив ее рассказ, словно виденную им лично реальность, Роден пришел к убеждению: необходима многофигурная композиция, которая могла бы вместить оттенки чувств, переживаний. Увлеченный этой идеей, Роден берет на себя все расходы, связанные с выполнением и отливкой дополнительных пяти фигур. Предложение принимается муниципалитетом Кале. Перед скульптором впереди еще тернистый путь продвижения в жизнь своей смелой идеи — дать сложную группу из шести фигур, спаянных лишь единством переживаемой трагедии. Композиция группы „Граждане Кале» нарушала общепринятые схемы пирамидального композиционного построения. Но настойчивость, энергия, энтузиазм Родена и здесь побеждают.
Медленно движется перед зрителем процессия обрекших себя на казнь людей. Одетые в простые рубахи, с веревкой на шее, они идут в молчании. Все правдиво, глубоко прочувствовано, нет фальшивых жестов, ходульного пафоса. Они идут, полные героической решимости, объятые тоской и ужасом перед смертью, колеблющиеся, проникнутые печалью о покидаемой жизни. Зритель читает их чувства, переживает их страдания. Скульптурная группа „Граждане Кале» требует обхода, она построена по принципу симфонического звучания. Трудно подыскать ей аналогии, найти предшественников. Роден создал потрясающее своим трагизмом произведение. Единичный исторический факт он подымает на высоту обобщающего образа.
Своему другу, художнику Бастьен-Лепажу, певцу сельской жизни, Роден ставит памятник на его родине, в селенье Данвийи. Бастьен-Лепаж изображен за работой: он стоит в сапогах, с легкой накидкой на плечах, в его руках кисть и палитра. Всматриваясь в пейзаж, художник слегка нагнулся вперед. Это движение передано с большой убедительностью.
Величием, торжественностью отмечен замысел памятника Виктору Гюго. Это образ мыслителя, поэта, борца.
В 1893 году Роден получает предложение Общества литераторов выполнить статую Бальзака. Он с увлечением погружается в работу, изучает документы, мемуары, перечитывает произведения писателя. Он едет на родину Бальзака, в Турень, в поисках типов, наделенных родственными Бальзаку чертами. Роден лепит великолепные этюды нагого тела. Но работа затягивается, обусловленные сроки исполнения памятника нарушаются.
В ответ на требования Общества литераторов поспешить с работой Роден пишет: „Я прошу предоставить мне возможность почтить всеми моими силами, всей моей волей великого человека, пример которого должен воодушевлять нас всех. Я думаю о его ожесточенном труде, о трудностях его жизни, о беспрерывных битвах, которые он должен был вести, о его великолепном мужестве. Все это я хотел бы выразить». Образ, созданный Роденом поражает, останавливает. Закутанный в широкий рабочий халат, несколько откинувшись назад , Бальзак словно взирает на мир, открывающийся перед ним. Он подобен окаменевшей стихии, каменной глыбе. Под ее тяжестью угадывается его грустная, могучая фигура, вся экспремссия, выразительность сосредоточена в портрете, все здесь огромно: нос, глаза, дуги бровей, пряди волос, падающих на лоб, выступающий вперед волевой подбородок. Роденовский Бальзак отвечал описанию оставленному Ламартином: «Бальзак это была фигура стихии, громадная голова, … огненный взгляд, колоссальное тело». Показанный в салоне Национального общества в 1898 г. (одновременно с маморной группой «Поцелуй») Бальзак возбудил бурю полемики. Вся пресса втянулась в страстное обсуждение статуи . Общество литераторов отказалось принять монумент. Роден вернул полученные деньги. Лишь сорок лет спустя, в 1938 году, статуя была установлена на одной из площадей Парижа.
Персональная выставка работ, устроенная Роденом в 1900 году, утвердила его мировую славу. Роден окружен теперь учениками, помощниками, выполняющими его произведения в твердом материале; но мастер, перешагнувший за шестидесятилетие, начинает стареть, интенсивность его творческого напора слабеет, хотя и теперь еще из его мастерской выходят интересные портреты, как, например, портрет критика Жеффруа, писателя Бернарда Шоу, композитора Малера и других, и бесчисленные этюды обнаженного тела.
Роден освободил европейскую скульптуру из плена мертвенных, невыразительных академических норм, он вывел ее из тупика на широкую дорогу исканий. Роден создал новую манеру исполнения, основанную на разнообразии фактур,— то, что обычно называется „живописным стилем» Родена.
Роден воплощал в скульптуре большие человеческие чувства, страсти, переживания, но окружавшая его проза буржуазной действительности, сковавшая все истинно героическое, заставляла художника часто обращаться к трагическим образам или к отвлеченной символике. Для нас понятны и дороги его призывы учиться у природы. Незабываемы яркие портретные характеристики, созданные им. Незабываемы и образы человеческой страсти, человеческого страдания, которыми он обогатил содержание современного ему искусства.