Culture and art

Культура и искусство

Оружейная палата серебряные сосуды

Оружейная палата серебряные сосуды

Сосуд Король Англии Карл I

Оружейная палата серебряные сосуды XVI-XVII веков

Великие географические открытия XV — начала XVI века, расцвет астрономических познаний, отважные морские путешествия по-своему способствовали развитию новых видов художественных изделий. В Оружейной палате примечательна целая группа сосудов из раковин крупных морских улиток — наутилусов.

В этом отношении любопытен пример двух хранящихся в Оружейной палате аугсбургских кувшинов. Их форма — стилизованная, целиком приноровленная к абрису сосуда погрудная женская скульптура в одежде и прическе XVII века. Крышке кувшина придан вид шляпы. Однако самый тип сосуда восходит к керамическим «кувшинам с бородочами», распространенным в Германии еще в XVI столетии, и является своеобразным заимствованием формы из смежного художественного ремесла.

Кубок Рог изобилия

Кубок Рог изобилия
HORN OF PLENTY. GOBLET Гамбург, 1633—1635 гг.
Мастер Дитрих тор Мойе

В слаженной композиции все крупно и пластично. Красота, необычность, эффектная декоративность сосуда вполне объясняют причину включения этого кубка в состав посольских даров Швеции 1647 года. Подарки от королевы Христины были переданы царю Алексею Михайловичу по случаю его восшествия на престол.
Фото 6. Кузнецова

Кубок из страусового яйца

Кубок из страусового яйца

Гамбург, 1630—1640 гг.
Мастер Хинрих Омзен
Скорлупа страусового яйца, серебро.
Нарядная серебряная оправа превратила яичную скорлупу в редкостный драгоценный кубок: невысокий гладкий венец с легким гравированным узором и три фигурные вырезные обоймицы, в которых бережно и надежно закреплена чаша-яйцо, подчеркивают красоту безупречной природной формы. Интересно решена скульптурная ножка кубка: курчавая туземка с луком и стрелой в руках, с колчаном за плечами.

Рукомой Лев

Рукомой Лев

Аугсбург, 1630—1645 гг.
Мастер Георг Ланг
Георг Ланг использовал модель льва для декоративного рукомоя. Вид раковины легко ассоциируется у человека с водой, поэтому ее широко применяли в декоре предметов рукомойного гарнитура.

Сосуд Король Англии Карл I

Сосуд Король Англии Карл I

Сосуд Король Англии Карл I
Аугсбург, 1630—1645 гг.
Мастер Давид Швестермюллер

Обычно у сосудов такого типа крышкой является съемная голова фигуры. У данного сосуда сразу две крышки, так как снимаются и голова лошади, и голова всадника.
Фото В. Кузнецова

Сосуд Глобус небесный

Сосуд Глобус небесный

Сосуд Глобус небесный
Гамбург, 1649—1655 гг.
Мастер Генрих II Ламбрехт

Серебряный глобус с тщательно награвированными на его поверхности созвездиями, Млечным Путем, знаками зодиака и планетами хитроумно превращен мастером в сосуд: сфера глобуса разнимается по линии экватора на два полушария. Линия разъема декорирована выпуклым золоченым пояском. Верхняя полусфера служит крышкой глубокой чаши для вина.
Ножка сосуда искусно исполнена в виде коленопреклоненной фигуры: герой античной мифологии Геракл принял на свои плечи небесную сферу от титана Атланта. Сосуд привезен в дарах короля Швеции Карла X царю Алексею Михайловичу в 1655 году.
Фото Б. Кузнецова

Виноградный кубок

Виноградный кубок

Виноградный кубок «GRAPE» GOBLET Гамбург, 1631—1633 гг.
Мастер Ганс Ламбрехт II
Она похожа на гроздь винограда.
Блики света вспыхивают и дробятся на выпуклостях сосуда. Это создает богатый декоративный эффект. Для усиления впечатления нарядности вещи мастер использовал позолоту и ввел скульптуру. В ножке кубка, у ствола дерева, увитого лозой, он поместил литую фигуру «дикого человека», изображенного, как было принято в XVII веке. Ганс Ламбрехт проявил незаурядное умение тонко передавать в серебре фактуру самых различных материалов: гладкой кожицы винограда, шершавого древесного ствола, испещрённого прожилками листа, ворсистого шерстяного покрова «дикого человека».

Кубок Наутилус

Кубок Наутилус

Кубок Наутилус
«NAUTILUS» GOBLET Гамбург, 1633—1635 гг.
Раковина превосходно обработана, ее завиток искусно прорезан узором с фигурами фантастических птиц, причудливо сплетенных многочисленными завитками. Тонкая пропись черным лаком придает изящество и легкость узору.
Кубок прислан королем Дании Христианом IV царю Михаилу Федоровичу в 1644 году.

Чарка Раковина

Чарка Раковина

SEA-SHELL. SMALL DRINKING GLASS Аугсбург, 30-е—40-е гг. XVII в.
Мастер-монограммист
Прелесть миниатюрной перламутровой чарочки — в гармоничном соответствии друг другу двух форм: природной и искусственной, созданной человеком.
Спирально закрученная раковина морской улитки заключена мастером в серебряную золоченую оправу. Монтировка исполнена тонко, изящно: прихотливо гнутые, непрерывно текучие линии серебряного кнорпель-завитка образуют ажурное основание и ручку. Рисунок их как бы навеян линиями самой раковины, наплывами ее радужного нацвета, и напоминает всплески морской волны.
Особое своеобразие облику чарки придает крошечная фигурка (2,3 см) всадника в доспехах на завитке оправы.

Сосуд Диана на олене

Сосуд Диана на олене

Сосуд Диана на олене
DIANA ON A DEER. VESSEL Аугсбург, 1610—1620 гг.
Мастер Иоахим Фрис

Существует предположение, что около тридцати хитроумно устроенных кубков «Диана-автомат» были исполнены тремя аугсбургскими златокузнецами по модели мастера Маттеуса Валльбаума как турнирные призы для коронационных празднеств германского императора Матиаша II в 1612 году.
Фото Б. Кузнецова

Кубок корабль

Кубок корабль

Кубок корабль
SHIP-GOBLET
Германия, конец XVI — начало XVII в.
Неизвестный мастер
В данном же корабле намеренно подчеркнута его утилитарное назначение в качестве кубка: из корпуса корабля выступает трубка, соединенная с трюмом, вмещавшим вино.
Из таких кубков в старину было принято пить за здоровье и благополучие людей, которым предстояло плавание на корабле.
Фото В. Кузнецова

Кубок Петух

Кубок Петух

Кубок Петух
COCK-GOBLET Торгау, 1618—1624 гг.
Мастер Андреас Клетте
Из письменных источников XVI—XVII веков известно о многочисленных сосудах «птичьих» форм в сокровищнице Кремля. О них, например, говорит елассонский епископ Арсений, описывая в 1589 году поставец с драгоценной посудой, виденный им в царском дворце. Он называет павлинов, аистов, журавлей, уток, гусей, страусов, голубей, куропаток и петухов. Можно предположить, что фигуры многих петухов были выполнены из перламутровых раковин и весьма походили на этот сохранившийся кубок.
Дополняющие раковину серебряные детали завершают форму фигурки.

Кубок дыня

Кубок дыня

Кубок дыня
«MELON» GOBLET Гамбург, 1631—1633 гг.
Мастер ГансЛамбрехт II

3tqt редкостный кубок выделяется даже среди множества разнообразных и причудливых сосудов коллекции Оружейной палаты. Его необычная чаша имеет вид дыни, лежащей на тарелочке с фруктами и ягодами. Срезанная верхушка дыни некогда служила крышкой сосуда.
Сосуд-натюрморт создан мастером как хвала изобилию природы. Не случайно на ножке кубка помещена скульптура богини плодородия Цереры с ее обычными атрибутами — рогом изобилия и серпом. Интересно отмечены эти характерные особенности кубка в древней описи 1676 года: «на блюде овощи, яблоки, вишни; меж блюдечка и поддона жонка; у ней в правой руке сосуд, в левой руке серп…»
Фото Б. Кузнецова

Настольная фигура олень

Настольная фигура олень

Настольная фигура олень
DEER, TABLE FIGURE Нюрнберг, 1588—1630 гг.
Мастер Иероним Банг
Этот кубок в виде стремительно бегущего оленя с гордо поднятой головой, откинутыми назад рогами близок к типу призовых кубков, которыми в Германии с XVI века награждали победителей в стрелковых соревнованиях.
У фигуры красивый четкий силуэт, в позе переданы тонко подмеченные особенности движения животного. Благодаря специальной обработке поверхности чеканом-пунсоном, тело оленя кажется покрытым шерстью.
Верх основания под фигурой мастер расчеканил «землею»: он передал неровности, вмятинки, легкие выпуклости почвы, пучки травы; есть даже пень и отросток дерева.
Фото Б. Кузнецова

Гора курильница

Гора курильница

Гора курильница MOUNTAIN. IHCENSE-FURNER Гамбург, ок. 1600 г.
Неизвестный мастер

Гора утверждена на четырехугольной подставке с двумя выдвижными ящичками. Два других ящичка скрыты в самой горе: их маскируют уступчатые скалы. В ящички на горячие угли клали душистые коренья и травы, в специальные отверстия вставляли пряно пахнущие свечи. Из отверстий в горе и из труб замка курился ароматный дымок. Это дало название горе — «курильница».
Опись царского имущества 1632 года отмечает гору- курильницу среди прочих редкостных и драгоценных предметов на поставце царя Михаила Романова.

Кубок Лебедь

Кубок Лебедь

Кубок Лебедь
SWAN-GOBLET Нюрнберг, 1561—1592 гг.
Мастер Элиас Ленкер
Некоторая массивность в перламутровом завитке предопределила своеобразие фигуры лебедя. Тело птицы грузно, стоящий на кочковатой земле лебедь лишен привычной грации. Зато поза устойчивой неподвижности как бы приглашает к обстоятельному неспешному рассмотрению, любованию деталями.
Голова, шея, спина и крылья птицы выполнены из серебра и позолочены. Формы их точно соответствуют фигуре, образованной раковиной; поверхность, проработанная чеканами и резцом, покрыта узором перьев. На «земле» с чеканными кустиками травы лежат серебряные яички, веерообразная ракушка и сидит крошечный лягушонок.

Кубок Турок

Кубок Турок

Кубок Турок
TURK-GOBLET Нюрнберг, 1575—1623 гг.
Мастер Майнрад Баух Старший
Кубок относится к группе так называемых потешных сосудов, особенности формы и способ использования которых содержит элемент шутки, потехи, розыгрыша.
Этот кубок нельзя поставить, не осушив до дна. Его единственная устойчивая опора — края чаши, которые образует длинное, расширяющееся в подоле платье турка. В данном случае сосуд для питья образует перевернутая фигура.
Чеканные завитки и пунцированные вьющиеся усики на поверхности чаши имитируют узорчатую ткань кафтана турка. Мастер стремился подчеркнуть этнографические признаки фигуры и заострить ее национальную характеристику, что проявилось в особо тщательной передаче формы головного убора турка и черт его лица.
Фото б. Кузнецова

Кубок журавль

Кубок журавль

Кубок журавль
CRANE-GOBLET Гамбург, 1671—1673 гг.
Мастер Юрген Рихельс
Чтобы напиток не остывал и аромат его не выдыхался, сосуд снабжали крышкой. У кубка в виде фигуры птицы или животного крышкой обычно являлась голова. Кубок-журавль — не исключение: у него тоже отъемная голова. Место отъема на шее птицы задекорировано чеканкой, имитирующей оперение. Тщательно исполненный узор из перьев покрывает также все туловище и крылья журавля.
Привлекательность фигуры не только в ее декоративных особенностях, но и в скульптурной выразительности.

Кубок яблоко

Кубок яблоко

Кубок яблоко
«APPLE» GOBLET Гамбург, 1673—1676 гг.
Мастер Петер Классен
Серебро. Чеканка, литье, золочение. Высота 23,9 см
Впервые кубок в виде яблока был исполнен в Германии златокузнецом Людвигом Кругом по рисунку художника Альбрехта Дюрера. Содружество этих двух прославленных нюрнбержцев способствовало утверждению новых натуральных форм в творчестве немецких серебряников. С начала XVI века «яблочные», «грушевые», «тыквенные» кубки заметно потеснили сосуды абстрактных геометрических форм. Любовь к ним распространилась по всей стране, инте­рес к оригинальной форме не исчез и спустя два столетия. Об этом свидетельствует кубок мастера П. Классена, исполненный в северогерманском городе Гамбурге в конце XVII века.

Рукомой якентавр с Нимфой

Рукомой кентавр с Нимфой

Рукомой кентавр с Нимфой
CENTAUR WITH A NYMPH. PITCHER FOR WASHING HANDS Аугсбург, 1670—1675 гг.
Мастер Андреас Виккерт II
Серебро. Литье, чеканка, золочение. Высота 42,5 см
Эта скульптурная группа воспринимается как декоративное настольное украшение, хотя специальное устройство предусматривает и утилитарное ее использование в качестве рукомоя. Сливное отверстие кувшина помещено в голове кентавра, емкостью для воды служит его туловище.
Композиция явно навеяна бронзовой группой итальянского скульптора Джованни да Болонья «Похищение Деяни- ры» и живо воспроизводит фрагмент античного мифа: кентавр Несс взялся перевезти через поток супругу Геракла Деяниру. Восхищенный красотой Деяниры, Несс решил ее похитить и бросился бежать, как только красавица села к нему на спину.
Фото Б. Кузнецова

Настольная фигура Кубидон на коне

Настольная фигура Кубидон на коне

Настольная фигура Кубидон на коне
CUPID ON A HORSE. TABLE FIGURE Нюрнберг, вторая половина XVII в.
Мастер с клеймом «мельница»
Серебро. Литье, чеканка, золочение. Высота 40 см.
Из крупного объема этого сосуда вода может течь лишь тонкой струйкой через трубочку во рту лошади. Конец трубочки выступает изо рта животного, подобно высунутому кончику языка. Наливное отверстие скрыто под отодвигающейся в сторону челкой на лбу лошади. Все устройство кувшина обычно для сосуда типа «всадник на вздыбленном коне». Однако на этот раз необычен сам всадник: не воин, полководец или король, а маленький шаловливый божок любви — Купидон со стрелой и луком в руках. Вся композиция с фигуркой малыша, кажется, готового соскользнуть со спины громадного коня, вызывает улыбку, воспринимается как добрая шутка мастера.

Кубок Волынщик

Кубок Волынщик

Кубок Волынщик
PIPER-GOBLET Фрауштадт, середина XVII в.
Мастер-монографист
Этот кубок в виде играющего на дудке фантастического существа, с птичьей головой в перьях, с человеческими руками и ногами, обутыми в высокие сапоги со шпорами, назван в одном старом путеводителе по Оружейной палате не волынщиком, а волынкой. Действительно, нельзя не заметить, что фигура причудливого исполнителя музыки имеет очертание наполненного воздухом кожаного мешка волынки.
Капризное смешение форм самых разнородных предметов в облике кубка не нарушило четкой логики построения сосуда. Емкостью служит туловище фигуры; крышкой — голова в широком воротнике. Несущая опора — ноги фигуры, устойчиво закрепленные на круглом основании.

Рукомой Нептун с раковиной

Рукомой Нептун с раковиной

Рукомой Нептун с раковиной
NEPTUNE WITH A SHELL. PITCHER FOR WASHING HANDS Аугсбург, 1654 г.
Мастер Маттиас Гельб
Аугсбургского златокуз- неца Маттиаса Гельба привлекла пластическая задача исполнения литой скульптуры, в которой требовалось передать особенности позы и мускульное напряжение человека, идущего с тяжелой ношей. Мастер полно и последовательно использовал излюбленный в его эпоху мотив раковины в форме и декоре сосуда. Чаша рукомоя имеет вид крупной спиралевидной раковины. Чеканные линии и борозды воспроизводят рисунок ее поверхности. Небольшими раковинками и ракушками усыпана набедренная повязка Нептуна. Наконец, раковинные завитки, чередующиеся со связками плодов, украшают чеканное основание рукомоя.
Рукомой — подарок короля Швеции Карла XII царю Петру I в 1699 году.