Culture and art

Культура и искусство

Пабло Пикассо и Руис Дама с веером

Пабло Пикассо и Руис Дама с веером. 1909. Холст, масло. 1,01X0,81

Пабло Пикассо и Руис Дама с веером 1909

Эта картина была первым произведением Пикассо, приобретенным Сергеем Ивановичем Щукиным для своей коллекции. Имя позировавшей женщины осталось, к сожалению, неизвестным, но, по всей видимости, художник преследовал здесь цель разрешения не только формальных, но и портретных задач. Взгляд портретируемой устремлен прямо на зрителя, левый глаз кажется чуть прищуренным, как если бы она что-то обдумывала, наблюдая.

Дама позирует, сидя глубоко в кресле в непринужденной позе, легко и свободно опершись на подлокотник левой рукой, правой — играя веером. Слева на столе видна белая ваза без цветов. Все формы здесь упрощены до геометрической схемы, убраны все детали, уничтожено все живое и чувственно конкретное. И вместе с тем образ, созданный Пикассо, обладает большой силой эмоционального воздействия. Во всем ощущается усталая опустошенность нервного существа, обреченного на одиночество, тоску которого словно вобрали в себя мрачные краски картины. Глухие зеленые, коричневые, серые тона словно несут в себе отголоски душевной холодности и циничного отчуждения, но одновременно и волевую собранность. «Дама с веером» написана художником в так называемый кубистический период его творчества, начавшийся вслед за «розовым» в 1907—1908 годах. Разложение формы на основные геометрические грани, игра плоскостей, самодовлеющая роль ритма, преобладание условных цветов, взятых вне их изобразительных функций, в абстрактном смысловом значении вечных категорий,— все эти приемы становятся главенствующими в кубизме Пикассо и его друга Жоржа Брака. Обобщение форм приводит Пикассо к своеобразной монументальности. Эта стадия формотворчества вскоре оказывается пройденной ради полного разложения предмета на составные элементы, его последовательного визуального уничтожения в период так называемого синтетического кубизма. Картина поступила в музей в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.