Culture and art

Культура и искусство

Паоло Веронезе Миневра

Паоло Веронезе Миневра 1528—1588 Холст, масло. 0,29 х 0,16

Паоло Веронезе Миневра 1528—1588 Холст, масло. 0,29 х 0,16

(Паоло Кальяри) Паоло Веронезе Миневра

Как в драгоценной жемчужине таинственно преломляются различные цвета неба и моря, так в маленькой «Минерве» — почти монохромном эскизе — раскрываются все богатства живописного гения великого венецианского художника Паоло Веронезе. Минерва, опираясь на копье, одетая в прозрачную, прилегающую к телу золотистую одежду, стоит в полукруглой нише.

Неуловимые зеленоватые рефлексы скользят повсюду, то сгущаясь в цвет зеленого плаща, завязанного узлом вокруг ног богини, то в неясный силуэт ее тени на стене. Общий серебристый тон вбирает в себя золотистое мерцание металлического шлема и щита с изображением головы Медузы, оливковую зелень стены и ткани, создает те необыкновенно сложные колористические созвучия, которые великий русский живописец В. И. Суриков называл в картинах Веронезе «тонами Адриатического моря». По всей вероятности, эскиз является подготовительным наброском к росписи одной из загородных вилл, над украшением которых Веронезе работал с начала 50-х и до середины 60-х годов XVI века. В отличие от роскошных венецианских дворцов эти загородные постройки более просты и интимны. Часто строителем этих гармоничных, украшавшихся живописью и скульптурой сооружений был архитектор Андреа Палладио. В тематике росписей венецианских вилл преобладали мифологические сюжеты, полная свежести и поэзии интерпретация которых в творчестве Веронезе — пример глубокого проникновения античной культуры в сознание людей эпохи Возрождения.
В собрании Государственного Эрмитажа находится парный к «Минерве» эскиз с изображением богини Дианы. Обе фигуры близки по стилю и характеру композиции к росписям, исполненным Веронезе около 1560 года в вилле Мазер (близ Венеции). Картина поступила в 1930 году из Государственного Эрмитажа.