Culture and art

Культура и искусство

Парфюмерные сосуды Древнего Рима

Парфюмерные сосуды Древнего Рима

Амфориск. Стекло. Древний Рим. II-IV вв. Одесский музей истории упаковки аромата

Парфюмерные сосуды Древнего Рима

Герой бессмертного романа о нравах нероновского Рима, обсуждая своё завещание, просит, чтобы в ногах его надгробной статуи были изображены любимая собачка, венки и сосуды с ароматическими веществами. И это не только ещё один гротескный штрих к портрету скоробогача-вольноотпущенника Тримальхиона. Судя по археологическим находкам и дошедшим до нас литературным памятникам, древние римляне не просто употребляли косметику и парфюмерию, но, как отметил в конце XIX в. историк Поль Гиро, «злоупотребляли ими». «Твоё лицо, составные части которого помещаются в сотне баночек с помадами, не спит с тобой», — язвительно обращался Марциал к одной своей знакомой. Впрочем, оба они, наверное, смягчили бы свои суждения, увидев полочку с косметикой нашей современницы. Древние римляне же, возможно, таким образом просто пытались бороться с последствиями невысокого по современным стандартам уровня гигиены.

Парфюмерные сосуды Древнего Рима

Парфюмерный или фармацевтический сосуд. Металл. Персия. Кон. I тыс.

Духами обильно опрыскивались комнаты и постели, ими пользовались гости, участвовавшие в пиршествах; перед представлениями в театрах воздух освежали; ароматические эссенции добавлялись в вина и масло для ламп. Ритуалы, празднества, торжественные события сопровождались «живыми» ароматами — венками и гирляндами из тимьяна, майорана, нарциссов, роз, розмарина, а также лавровых веточек и мирта. Духов в нашем понимании римляне не знали: основой для большинства благовоний и притираний служили оливковое и миртовое масло. В них добавляли экстракты из цветов лилии, ириса, нарцисса, розы. Элитными считались благовония, завозившиеся с Востока или изготовлявшиеся на основе персидских и индийских пряностей (например, нарда). «Ароматы Аравии счастливой», — так называл их Апулей.
Плиний Старший упоминает о рецептуре маски для лица на основе высушенных на солнце улиток и отвара из бобов. Овидий в несохранившейся поэме, посвящённой косметике, описывает бальзам для кожи, состоящий из нескольких видов злаков, толчёного оленьего рога, камеди, мёда, яиц и луковиц нарцисса. В румяна могли добавляться бычьи и крокодильи экскременты, а в зубной эликсир — урина мальчика.

Парфюмерные сосуды Древнего Рима

Парфюмерный сосуд. Стекло. Древний Рим. II—IV вв.

Косметика и парфюмерия содержались в сосудах из алебастра, оникса, металла (Петроний упоминает о серебряных флаконах, Апулей — об оловянных). Однако наибольшее распространение в императорском Риме (I-V в. н. э.) получили, конечно же, флаконы из стекла. К этому времени ремесленники италийской части империи и её колоний в совершенстве овладели технологией выдувания, что значительно удешевило их продукцию. В различных центрах римского стеклоделия, несмотря на отдельные локальные особенности, наблюдалась определённая общность в типах сосудов и декора. Это не в последнюю очередь было вызвано необходимостью сбывать произведённые изделия на крупнейшем рынке Средиземноморья — в Риме. Да и стекольную промышленность самой центральной Италии, очевидно, создавали ремесленники из Этрурии, Сирии, Палестины (среди археологических находок республиканского периода крайне мало стекла).

Парфюмерные сосуды Древнего Рима

Парфюмерный сосуд. Металл. Сирия. II-IV вв.



ИСТОРИИ УПАКОВКИ АРОМАТА

Мастера времён империи охотно используют формы флаконов, встречающиеся ещё во II или I тыс. до н. э. — амфориск (буквально — маленькая амфора) и арибалл (приземистый шарообразный сосуд). В то же время меняется их фактура, декор, линии силуэта. Если ранее амфориски делали из непрозрачной или полупрозрачной стеклянной массы, наматываемой на глиняную форму, украшали волнистым орнаментом из стеклянных нитей, то в первые века нашей эры популярными становятся прозрачные и полупрозрачные флаконы с рифлёными стенками. Декор арибаллов часто имитирует фактуру оникса или мрамора, иногда между двумя слоями стекла помещают тонкие полоски золотой фольги. Переливы цвета, плавные текучие линии как бы выражают идею летучести и неуловимости аромата, а также общее ощущение радости, которую он призван дарить.

Парфюмерные сосуды Древнего Рима

Парфюмерный сосуд. Стекло. Древний Рим. II-IV вв. 1

В первые века нашей эры появляются и новые типы косметических и парфюмерных сосудов. Например, двойной флакон, использовавшийся для раскраски ресниц или век. В одной половинке помещалось красящее вещество, в другой — лопатка для его нанесения. Словно бы для пущей убедительности прочного крепления двух частей флакона, мастера «перематывают» их стеклянной нитью. Сосуды такого типа — своеобразная версия алабастра, применявшегося для хранения ароматических масел ещё в Месопотамии и Древнем Египте.

Парфюмерные сосуды Древнего Рима

Арибалл. Стекло. Восточное Средиземноморье. III—II вв. до н. э. Одесский МУЗЕЙ истории упаковки АРОМАТА

Среди археологических находок, относящихся ко II—V вв., часто встречаются и бутылочки с конусовидным туловом и высоким узким горлышком. Очевидно, на тот момент это был наиболее практичный и демократичный вариант флакона, позволявший расходовать жидкость более экономно. Не случайно же исламские сосуды для разбрызгивания розовой воды, появившиеся к концу первого тысячелетия нашей эры, снабжались длинными горлышками.
Древнеримские парфюмерные флаконы довольно широко представлены на антикварном рынке. Их можно видеть как на торгах малых аукционных компаний локального и регионального значения, так и у лидеров, вроде Sotheby’s, Christie’s или Bonhams. Цены — в зависимости от качества работы и сохранности — могут «прыгать» от $ 100 до $ 6 000. Например, в апреле 2011 г. на аукционе Christie’s в Лондоне арибалл зелёного стекла в виде головы Януса был продан за $ 6,1 тыс., амфориск с изящными ручками, напоминающими змеек, — за $ 2,5 тыс., арибалл, декорированный вертикальными рёбрами, — за $ 2,7 тыс. На торгах археологическими древностями Bonhams (май, 2012) цены были несколько пониже — в среднем от $ 400 до$ 1 000.