Culture and art

Культура и искусство

Пергомская роспись

Пергомская роспись 2

Пергомская роспись

Можно привести множество мест, где проживали умельцы, чего они только не умели делать: это и знаменитая на весь мир хохлома (идет показ репродукций, предметов), и славный город Городец, это и великолепные изделия из кости, и волшебные вологодские кружева.
Мастера, делавшие эти вещи, вкладывали в их изготовление столько умения и вкуса, что сейчас они собраны в музей и мы можем полюбоваться ими как произведениями народного искусства.

Пергомская роспись

Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено… и наша задача вспомнить, восстановить и возродить эти потери, чтобы в будущем другие поколения могли увидеть и почувствовать, на что были способны их предки.
Все вещи, сшитые и украшенные девушкой, складывались в большой сундук, который расписывался особенно ярко и торжественно, хотя и показывался всего один раз — в день свадьбы.
Яркие расписные сани на масленицу мчались с высоких пермогорских берегов.
Рассматривая в музее изделия мастеров, мы замечаем, что одни вещи сплошь покрыты цветами и листьями, на других — яркие петушки, птицы Сирины, бытовые сценки.
Вот их имена: Василий Семенович Хвостов, Михаил Семенович Хвостов, Александр Семенович Хвостов, Василий Лукьянович Мишарин, Александр Лукьянович Мишарин, Александр Яковлевич Ярыгин, Федор Яковлевич Ярыгин, Егор Максимович Ярыгин, Дмитрий Андреевич Хрипунов, Василий Андреевич Хрипунов.
В 30-е годы XX в. роспись в Мокрой Едоме (Пермогорье) окончательно заглохла.

Птица счастья Сирин

Птица счастья Сирин

Учащиеся знакомятся с красками, которыми пользовались пермогорские мастера, с понятиями: основной цвет, сопутствующий цвет и оживка, контур.
Практическая часть. Упражнение ’’Палитра мастера”. Дети пробуют накладывать кистью основной цвет, смешивают основной цвет с желтым сопутствующим, смешивают желтый и зеленый цвета, учатся проводить тонкую живую черную линию — оживку (можно, если нет тонкой кисти, выполнять металлическим пером).

Округлые листья, ягодки

Округлые листья, ягодки

Округлые листья, ягодки

На рисунке даны упражнения, которые выполняются карандашом безотрывно: различной формы кустики, листочки, бруснички и клюквы.
Под цифрами 1-4 показано поэтапное построение элементов в цвете.
В дальнейшем последовательность работы в цвете над элементами и композициями повторяется:
1- й этап — вся работа ведется желтой краской;
2- й этап — затем добавляем зеленый цвет;
3- й этап — наносим основной красный цвет;
4- й этап — выполняются оживка, контур черной краской.
Движение руки легкое, живое. В нижнем ряду составление и последовательное выполнение несложной композиции. Такой композицией дети могут украсить уголок альбома, в котором они будут заниматься на уроках по изучению пермогорской росписи. Эти элементы — неотъемлемая часть росписи любого предмета, изготовленного пермогорским мастером.

Трехлопастный цветок

Трехлопастный цветок

Трехлопастный цветок

Первые два ряда таблицы дают возможность научиться легко и бегло выполнять данный элемент.
В третьем, четвертом и пятом ряду показана поэтапная работа над цветками трех видов.
После изучения данного элемента рациональным будет выполнение композиции в полосе из знакомых элементов. Например, можно оформить закладку для книги.

Тюльпановидный цветок

Тюльпановидный цветок

Тюльпановидный цветок

Этот элемент наиболее сложный, дети должны постараться выдержать симметрию в изображении цветка. Уместно напомнить им значение слова ’’симметрия” (соизмеримость, одинаковость в расположении частей по противоположным сторонам).
Тюльпан состоит из нескольких элементов, входят сюда и листочки, и элемент трехлопастного цветка, и ягодки. Дети выполняют упражнение карандашом. Затем используют таблицу, копируют изображение нижнего ряда и добиваются сходства с рис. 4. Поэтапная работа в цвете показана на рис.

Пергомские птицы-петушки

Пергомские птицы-петушки

Пергомские птицы-петушки

В первых двух рядах — упражнения по выполнению петушка, курочки, птицы. Изображения разные, и дети должны это отметить. Все линии очень плавные, мягкие, живые. На рис. 1-4 показано поэтапное выполнение элемента в цвете. Используя знакомые элементы, уместно для закрепления составить композицию в квадрате, т. е. выполнить панно (картина или орнамент, украшающий участок стены, потолка).
Пусть дети придумают свои композиции для хлебницы, для санок, для люльки-колыбели и т. д.
Используя эти таблицы, можно провести уроки художественного труда: изготовить квадратную коробочку-шкатулку и блюдо на уроках из папье-маше, выполнить грунтовку ’’под дерево”, расписать эти изделия пермогорской росписью. Можно использовать также трафареты ложек, черпаков, больших прялок, изготовленных из бумаги туесков и набирух и др.
В конце изучения темы ’’Пермогорская роспись” провести яркую и содержательную выставку работ детей под названием ’’Пермогоская ярмарка”, так как именно в Пермогорье в конце XIX — начале XX вв. проходили знаменитые на всю губернию веселые ярмарки, куда съезжались мастера отовсюду себя показать да других посмотреть.