Culture and art

Культура и искусство

Петер Пауль Рубенс Вакханалия

Петер Пауль Рубенс Вакханалия Около 1615. Холст, масло. 0,91 х 1,07

Петер Пауль Рубенс Вакханалия Около 1615. Холст, масло. 0,91 х 1,07

Петер Пауль Рубенс Вакханалия 1577—1640

Великий фламандский живописец, глава художественной школы Фландрии XVII века. После смерти отца семья возвратилась в родной Антверпен, где Рубенс учился в мастерских Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена. В 1508 году он получил звание мастера, а в 1600 — отправился в Италию. 1603—1604 годы художник пробыл в Испании, затем снова работал в Италии и только’ осенью 1608 года возвратился в Антверпен. Вскоре им была организована мастерская для выполнения многочисленных заказов, поступавших из разных стран. В 1622—1625 годах художник ездил во Францию, а в АГёриод с 1628 по 1630 — выполнял различные дипломатические поручения в Испании и Англии.

Петер Пауль Рубенс Вакханалия 1577—1640. Фрагмент.

Петер Пауль Рубенс Вакханалия 1577—1640. Фрагмент.

Картина «Вакханалия» воспроизводилась неоднократно на полотнах фламандских живописцев, что свидетельствовало о высокой оценке, данной этому произведению современниками Рубенса. Античная тема празднества в честь бога вина Вакха была выбрана мастером для прославления буйных стихийных сил природы. Главный герой картины, опьяневший Силен, воспитатель Вакха, окружен сатирами, сатирессами и лесными божествами. Хмельное действие вина обнаруживается в разной степени состояния персонажей, через их мимику и пластику фигур. Художника увлекает задача изображения разнообразных мотивов, выражающих эмоциональную жизнь, он расширяет шкалу передачи чувств, вводя зрителя в сферу природного инстинкта. Художник сплетает воедино образы природы и существ, ее олицетворяющих; до ощутимого правдоподобия он передает стремительный бег облаков, твердость почвы, подвижность пушистых крон деревьев, игру окутывающих тела света и воздуха.
Живописная текучесть и чувственно-осязаемая трактовка форм, а также восприятие напряженного пульса жизни как отражение динамики и ритма бытия, по всей видимости, были следствием органического понимания единства мира, которое художник так и не утратил до конца своих дней.
Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1930 году из Государственного Эрмитажа.