Culture and art

Культура и искусство

Петров-Водкин 1918 год в Петрограде

Петров-Водкин 1918 год в Петрограде

К. С. Петров-Водкин 1918 год в Петрограде 1920. Холст, масло

К. С. Петров-Водкин 1918 год в Петрограде 1920

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939) начинал свой творческий путь в сложнейших социальных условиях первых десятилетий XX века.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию художник воспринял как долгожданное и необходимое событие. Одним из первых в советской живописи он создал произведения, утверждающие высокий гуманистический смысл революции. Такова картина «1918 год в Петрограде».
Перед нами, на первый взгляд, вполне конкретная бытовая сцена. На балконе каменного дома стоит молодая петроградская работница, заботливо охраняющая сон спящего у нее на руках ребенка. За ее спиной — улицы Петрограда. Мрачно зияют разбитые окна домов. На стенах расклеены декреты и воззвания.
Конечно, суть картины не в бытовых сюжетных деталях. Беспорядочным тревожным ритмом движения маленьких фигурок на улице противопоставлены ясность, величавость, спокойствие силуэта матери. Удивительная женственность, нежность в том, как она бережно прижимает к своей груди сына, поддерживает его слабую руку. Мудрая доброта и надежда светятся в ее грустном взоре. Облик матери, несколько условный,— в центре внимания живописца. Фигура ее трактована обобщенно, плоскостно, лик иконописен, очищен от всего случайного. Это идеальный образ того простого, прекрасного и доброго, нетленного начала человечности, ради победы которого, по убеждению художника, идет бой на всей Земле. Молодая мать, точно Мадонна, освящает суровую жизнь петроградских улиц, олицетворяя собой веру художника в будущее Советской России.
Имя народного художника СССР, Героя Социалистического Труда Александра Александровича Дейнеки широко известно. Одна из характернейших черт его творчества — обостренное чувство современности. Не случайно А. А. Дейнека был одним из организаторов «Общества художников-станковистов» (1925), которое ставило своей целью отражение типических явлений советской действительности.
Ощущение сопричастности ко всему новому, являющемуся неотъемлемой частью социалистической эпохи, не покидало Дейнеку на протяжении всего его творческого пути — и в годы мирного строительства, и в тяжелую годину Великой Отечественной войны. Одним из первых А. А. Дейнека отразил героическую атмосферу военных будней.
Скупыми выразительными средствами передает А. А. Дейнека в пейзаже «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» суровый, мужественный облик военной столицы. Снежные сугробы с противотанковыми ежами и надолбами, дома со следами разрушения, одинокий деревянный столб да мчащаяся фронтовая полуторка с развевающимся на ветру брезентом и хмурое небо — вот в сущности и все, что Изображено на картине. Цветовое решение, с его суровыми, приглушенными тонами, также является активным эмоциональным элементом пейзажа. Перед зрителем возникает образ столицы 1941 года, молчаливой, пустынной, но живой, железом ощетинившейся навстречу врагу. Это сражающийся город, город-боец.