Culture and art

Культура и искусство

Поль Сезанн Пьеро и Арлекин

Поль Сезанн Пьеро и Арлекин. Холст, масло. 1,02 х 0,81

Поль Сезанн Пьеро и Арлекин

Поль Сезанн (1839—1906) родился и умер в Эксе (Прованс). Вначале он учился в Академии рисунка в Эксе, затем в Академии Сюиса в Париже. Решающую роль в выборе творческого пути для него сыграла встреча с Писсарро. Сезанн участвовал в ранних выставках импрессионистов. Однако полностью их взгляды на искусство не разделял. До 1879 года художник жил в Париже, затем остальные двадцать семь лет вел уединенную жизнь в Эксе, которая была прервана лишь двумя поездками в Бельгию и в Голландию.

Картина «Пьеро и Арлекин» принадлежит к числу лучших произведении французского мастера. На полотне двое юношей в традиционных маскарадных костюмах. Арлекин важно и несколько напыщенно движется из-за занавеса вперед на сценичную площадку ярмарочного балагана, рядом идет Пьеро, шутливо толкающий его в локоть. Но жанровая обрисовка образов недостаточно развита художником, она сохранилась лишь отчасти в традиционных характеристиках персонажей — самоуверенного Арлекина и робкого Пьеро. Черты образов-масок французского народного театра выявлены в самой постановке фигур, в выражении лиц и жестах. Взгляд Арлекина направлен на зрителя чуть свысока и контрастирует с задумчивым рассеянным и мягким взглядом медленно идущего Пьеро.
Фигуры движутся по слегка наклонной плоскости пола и взяты с точки зрения снизу; тяготея друг к другу, они образуют как бы пирамиду. Здесь очевидна двойственность движения: динамика и статика взаимно уравновешены, благодаря чему достигнуто гармоническое единство художественного образа. Обостренное чувство формы проявляется у художника в полном торжестве пластического объема, а ощущение жизни — во времени. Почти скульптурная застылость фигур вызывает ощущение значительности, величия и важности происходящего, заставляя зрителя воспринимать частный эпизод масленичного карнавала не как жанровую сцену, а своеобразно решенное историческое полотно.