Culture and art

Культура и искусство

Портрет мужчины в плаще

Портрет мужчины в плаще

Неизвестный египетский мастер из Фаюма Портрет мужчины в плаще

Вторая половина I века
Дерево, энкаустика. 0,29 х 0,26

«Портрет мужчины в плаще» — один из наиболее ранних дошедших до наших дней образцов портретной живописи Древнего мира. Эллинистическая и римская художественная культура обладала высокоразвитыми формами портретного искусства, о чем свидетельствуют многочисленные скульптурные памятники. Однако лишь в Египте, в некрополях Фаюмского оазиса, сохранились образцы живописного портрета того времени. Возникшие в эпоху эллинизма, они представляют собой памятники, в которых скрестились влияния разных культур и традиций. Стремление к точному сходству с моделью, достигнутое почти натуралистической передачей отдельных черт, говорит о знакомстве с портретным искусством Древнего Рима. Сама композиция портрета, при которой голова обращена к зрителю, а тело дано в трехчетвертном развороте, характерна для древнеримских скульптурных бюстов и статуй.
Фаюмские портреты носили ритуальный характер: их древнейшими прототипами были египетские погребальные маски, которые по1СГеЛались над лицом умершего и имели условные портретные черты. Согласно верованиям древних египтян двойник человека — «ка» — узнавал по маске мумию умершего. Подобная же функция перешла к портретам, найденным на мумиях.
В «Портрете мужчины в плаще» неизвестный фаюмский мастер выделил выступающие части лица резкими ударами белой краски, впадины щек — большими пятнами коричневой. На левой щеке он изобразил рефлекс от накинутого на плечо плаща, что свидетельствует о высокоразвитой живописной культуре и наблюдательности древнего художника. Портрет воспринимается как фрагмент фигуры, настолько живо ощутима его структура. Портрет поступил в музей в 1911 году из собрания В. С. Голенищева.