Culture and art

Культура и искусство

Портрет юноши в белой одежде

Портрет юноши в белой одежде

Неизвестный Египетский мастер из Фаюма Портрет юноши в белой одежде

Начало или середина II века
Дерево, энкаустика. 0,555X0,21

Портрет происходит из собрания знаменитого египтолога В. С. Голенищева, иного из первых среди ученых, понявших художественную ценность и значение найденных в 80-х годах прошлого века фаюмских портретов. При некоторых портретах в Фаюме были обнаружены таблички с именами умерших и латами их смерти. Портрет юноши, как и многие другие в коллекции музея, отличается удивительной сохранностью. Написанный на деревянной доске, портрет был когда-то, вероятно, подогнан под размер саркофага. Он кажется незаконченным, потому что края его должны были прикрепляться бинтами к мумии. В данном случае трудно говорить о портретном сходстве, скорее всего неизвестный художник поставил своей целью передать лишь юный возраст умершего; отсюда обостренное чувство красоты молодого лица с большими темными глазами и сросшимися переносицы бровями. Черные волосы юноши украшены золотым венком, символом бессмертия, лицо ровно проработано мазками светло-коричневой краски. Умелое выделение глаз с их устремленным взглядом было особым приемом египетских художников во все времена, но эллинистические мастера стали придавать взгляду особую напряженность, сделали его средством заражения состояния человека, его духовности.
Портрет написан восковыми красками (техника энкаустика). Восковые краски наносились на доску в жидком расплавленном состоянии и требовали большой точности и быстроты в работе Спустя почти два тысячелетия они не тратили своей яркости и сочности. Портрет поступил в музей в 1911 году в собрания В. С. Голенищева.