Culture and art

Культура и искусство

Пьер Огюст Ренуар картина Обнаженная

Пьер Огюст Ренуар картина Обнаженная

Пьер Огюст Ренуар. Обнаженная. 1876 Холст, масло. 0,92X0,73

Пьер Огюст Ренуар картина Обнаженная

Огюст Ренуар (1841—1919) родился в Лиможе, с тринадцати лет начал работать, расписывая тарелки на фарфоровой мануфактуре и раскрашивая веера. В 1862 году Ренуар поступил в Париже в мастерскую Глейра, где познакомился с Моне, Сислеем и Базилем, что в большой степени определило его дальнейший творческий путь. Участвовал почти во всех выставках импрессионистов, с 1878 по 1890 год выставляется в Салоне. Умер Ренуар в Каннах, на юге Франции.

Картина «Обнаженная» принадлежит к числу лучших произведений Огюста Ренуара. Она относится к наиболее плодотворному периоду его творчества и, по существу, является программным произведением. В нем художник смело выступает против всякого рода аллегорической, ассоциативной живописи, условности трактовки образа и его поверхностной идеализации. Он говорил: «меня заставили возненавидеть одну из моих работ, назвав ее «Мыслью». Будучи убежденным реалистом, Ренуар стремился передать на полотне живое дыхание жизни.
Для картины позировала натурщица Анна. В следующем году ее писал Эдуард Мане, использовав в качестве модели для картины «Нана». Перед вами не мифологический или литературный персонаж, а его современница, очаровательная парижанка, милое и обаятельное создание. Всюду небрежно разбросана одежда, которую Ренуар превращает в изумительный аккорд красок, оттеняющих красоту тела натурщицы. Жест руки, чуть прикрывающей грудь, выражает легкую стыдливость. Вместе с тем, нисколько не смущаясь своей наготы, молодая женщина смотрит на зрителя открытым взглядом влажных синих глаз. На ее нежном лице ярко выделяются пунцовые пухлые губы, и румянец щек. Пушистые черные волосы подняты вверх и, закрученные на затылке, ниспадают назад. На лбу — кокетливая челка. Но во всем облике модели нет и тени кокетства. Холодные тона контрастируют с теплыми, вспыхивают цветовые рефлексы от серебристо-серых до блеклорозовых. При всей дерзновенности импрессионистического живописного метода, так напугавшего тогдашнюю публику, Ренуар всегда был близок к традиции. Это полотно можно поставить в одном ряду с прославленными картинами великих мастеров прошлого: Тициана и Рубенса, воспевших прелесть обнаженного женского тела. Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.