Culture and art

Культура и искусство

Рембрандт Харменс Ван Рейн Артаксеркс Аман и Эсфирь

Рембрандт Харменс Ван Рейн Артаксеркс Аман и Эсфирь. 1660. Холст, масло 0,73 х 0,94

Рембрандт Харменс Ван Рейн Артаксеркс Аман и Эсфирь. 1660. Холст, масло 0,73 х 0,94

Рембрандт Харменс Ван Рейн Артаксеркс Аман и Эсфирь. 1660

В последнее десятилетие творчества, ознаменовавшееся особым подъемом душевных сил, Рембрандт неоднократно обращался к библейской истории Эсфири, привлекавшей его своей сложной драматической коллизией.

Рембрандт Харменс Ван Рейн Артаксеркс Аман и Эсфирь. 1660. Фрагмент, Артаксеркс

Рембрандт Харменс Ван Рейн Артаксеркс Аман и Эсфирь. 1660. Фрагмент, Артаксеркс

Сюжетом музейной картины послужил главный ее эпизод. Согласно легенде жена царя Артаксеркса иудейка Эсфирь позвала на пир его самого и его визиря Амана, чтобы раскрыть перед царем жестокий умысел последнего, направленный против ее племени. Рембрандт избрал момент, наступивший после окончания рассказа Эсфири, когда присутствующие погружены в глубокие размышления, переживая услышанное. Их безмолвие таит в себе предвестие трагедии. Рембрандт гениально разрешает в композиции задачу выразить глубоко человеческие переживания без помощи какого-либо внешнего действия. Участники совершающейся драмы охвачены той внезапной пассивностью и бездействием, которые неминуемо наступают у человека вслед за неожиданным известием, и обманчиво скрывают напряженнейшую интенсивность душевного состояния. Героев этой картины окутывает полумрак, Глубокие тени сгустились вокруг зловещей фигуры поникшего Амана.

Рембрандт Харменс Ван Рейн Артаксеркс Аман и Эсфирь. 1660, фрагмент, Эсфирь

Рембрандт Харменс Ван Рейн Артаксеркс Аман и Эсфирь. 1660, фрагмент, Эсфирь

Образ Эсфири воплощает нравственный идеал великого мастера, его высокие представления о человеческом совершенстве. Вместе с тем Эсфирь прелестна и женственна, ее красота обрамлена пышным нарядом, драгоценными жемчугами, роскошным головным убором. Милое нежное лицо опечаленной Эсфири с неподвижным задумчивым взором и чуть полуоткрытым ртом написано как бы тающей светотенью. Плавный контур мягко очерчивает формы ее тела, их округлость, сталкивается со стремительной, словно взлетающей линией ее мантии, что придает ее осанке скромную горделивость. Ближе к ней находится Артаксеркс, сжимающий в руке царский жезл. Весь сжавшись и как бы похолодев, визирь низко опустил голову, предчувствуя свой неизбежный конец. Обреченность и одиночество Амана художник подчеркнул композиционно, удалив его от группы Артаксеркса и Эсфири. Прибегнув к предельному лаконизму художественных средств, Рембрандт добивается выразительности живописной поверхности смелой фактурой мазков, эмоционально насыщенным колоритом, построенным на сочетании теплых красных, коричневых, золотисто-желтых тонов, тончайше разработанной светотенью. Картина относится к числу несомненных шедевров великого голландского художника.
Поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1924 году из Румянцевского музея в Москве.