Culture and art

Культура и искусство

Русское народное искусство

Русское народное искусство

Игрушка «Моховик». Конец XIX в.
Мох, шишки. 24×8 Вятская губерния, Троицкая волость. Собиратель Л. В. Костиков

Русское народное искусство в собрании Государственного музея этнографии народов СССР

Из собраний музея самой полной и разнообразной является коллекция памятников русского быта и народного искусства, насчитывающая свыше семидесяти тысяч экспонатов, среди которых — орудия труда, предметы домашней обстановки и утвари, одежда, украшения — великолепные образцы декоративно-прикладного творчества, представляющие почти все виды существовавших в дореволюционной России промыслов и современных художественных центров.

Русское народное искусство

Гайтан (шейное украшение). Фрагмент. Конец XIX н Бисер, низанье. 72×3 Смоленская губерния. Собира­тель А. И. Иванов

Коллекция складывалась на протяжении многих десятилетий. Ее начало относится к 1902 году, когда от художника К. Д. Далматова поступили образцы вышивок, тканей, кружев, всего около семисот предметов.
Не одно поколение сотрудников, собирателей-энтузиастов и любителей- коллекционеров трудилось над сложением этого собрания. Среди них Е. А. Ляцкий, Н. М. Могилянский, Л. В. Костиков, А. В.Худорожева, О. П.Семенова, Н.П.Гринкова, Л. В.Тазихина, Н. А.Федорова-Дылева и другие. Подлинной жемчужиной русского фонда является коллекция Н. Л. Шабельской, насчитывающая свыше трех тысяч превосходных памятников народного искусства шитые золотом и жемчугом головные уборы, изумительные по красоте и тонкости узора кружева, редчайшие изделия из кости, богатые парчовые одежды. Непреходящую ценность представляют предметы старинного быта, поступившие из собраний псковского коллекционера Ф.М.Плюшкина, М.К.Тенишевой, художника И. Я. Билибина и других.
За годы Советской власти количество экспонатов значительно возросло: сравнительно недавно известный советский архитектор Н. Д.Виноградов преподнес в дар музею свыше двух тысяч пряников, собранных им в течение шестидесяти лет в различных областях России.
В коллекции памятников русской культуры и быта трудно отдать предпочтение какой-либо теме, каждая по-своему интересна и прекрасно представлена разнообразным материалом. Самым значительным является собрание народной одежды — свыше пятнадцати тысяч комплексов и отдельных предметов. На сегодняшний день — это одно из самых полных собраний русской народной одежды в Советском Союзе.
Наиболее древним женским занятием было ткачество. На простом деревянном станке, изобретенном еще во времена неолита, изготовлялись разнообразнейшие узорные ткани. В музее хранится не одна тысяча образцов этого извечного женского рукоделия. В узорах крестьянского домашнего ткачества преобладал геометрический орнамент — ромбы, кресты, полосы, что было связано с техникой тканья. Тканье севера и юга России существенно различалось по цвету и по орнаменту. Особенно интересно тканье из Рязани с характерным орнаментом «репей» в виде ромба.
В XIX веке в России действовало немало фабрик, где те же крестьяне вырабатывали великолепные парчовые и шелковые ткани, затканные богатым растительным узором. Они использовались для шитья сарафанов, душегрей платков. Одной из интереснейших страниц русского ткачества можно считать знаменитое колокольцовское тканье, расцвет которого пришелся на самое начало XIX века. Единичные образцы, сохранившиеся до наших дней в виде койм к тонким кашемировым шалям, сонеток и других предметов дворянского обихода, привлекают изяществом рисунка и обилием цветовых переходов в орнаменте отдельных цветов и небольших букетов из роз, незабудок и других растений. Подбор ниток для воплощения узора был настолько безупречен, что создавалось впечатление живого цветка. И сегодня яркость и чистота красок на этих изделиях не утратили своей первозданности. Все эти необыкновенно прекрасные веши делали крепостные крестьяне, преимущественно мужчины. Узор был так сложен и многоцветен, что в течение дня ткачи могли выткать только четыре сантиметра и через десять — двенадцать лет после напряженной работы слепли.

Русское народное искусство

Игрушка «Барыня». Конец XIX в.
Глина, роспись. 12×3 Тульская губерния. Собира­тель Л. В. Костиков.
Игрушка «Барыня». Конец XIX в.
Глина, роспись. 8×3 Тульская губерния. Собира­тель Л. В. Костиков.
Игрушка «Барыня». Конец XIX в.
Глина, роспись. 14×3 Тульская губерния. Собира­тель Л. В. Костиков.

Другим распространенным способом орнаментации тканей была набойка — нанесение рисунка с помощью резных деревянных досок-манер, которые оттискивали. набивали узор. Манеры часто являлись подлинными произведениями искусства резьбы по дереву.
В собрании музея хранится очень много образцов набойки, часть из которых датируется концом XVII — началом XVIII века. Это придает коллекции большую ценность. Для ранних экземпляров характерен пышный растительный орнамент с причудливо извивающимися стеблями, которые заканчиваются цветком гвоздики или другого многолепесткового растения. Нередко встречались изображения фантастических птиц и зверей, позднее все чаще стал применяться геометрический рисунок. Существовали и другие, более сложные способы создания набивных тканей.
С ростом текстильной промышленности искусство набойки становится промыслом, которым занимались в северных и центральных губерниях России. В конце XIX века она почти полностью вытесняется тканями фабричного производства.
Подтверждение тому — великолепное многочисленное собрание русских вышивок в фондах Музея этнографии народов СССР. В огромной, почти тридцатитысячной коллекции, куда входят различные предметы одежды и домашнего обихода, мы не найдем двух одинаковых образцов по узору, подбору тонов. Трудно представить все разнообразие швов и технических приемов, которыми обогатился этот вид искусства за многие столетия.
Одним из наиболее давних видов вышивки было шитье золотой и серебряной нитью, художественную ценность которого обусловливает уже драгоценность и красота самого материала. До XVIII века оно обитало в монастырских мастерских, в боярских и княжеских хоромах, развивалось в определенных художественных центрах. Мастерицы, занимавшиеся этим видом искусства, располагая весьма незначительным арсеналом технических средств, добивались высокого художественного эффекта.
В XIX веке в России особенно широко известными золотошвейными центрами стали Торжок, Каргополь, Сольвычегодск, каждый из которых имел свои технические приемы, стиль исполнения и орнаментацию. Трудно отдать предпочтение какой- либо из них. Несмотря на то что мастерицы во всем строго придерживались традиций, тем не менее каждый раз они создавали свое неповторимое произведение.

Русское народное искусство

Пряник. 1925 Тесто, раскраска. 9×5 Московская область,
Можайск. Собиратель
Н. Д. Виноградов
Пряник. 1927
Тесто, сахарная глазурь. 12×9 Московская область, Колом­на. Собиратель Н. Д. Вино­градов
Пряник. Начало XX в.
Тесто, сахарная глазурь.
17×16
Архангельск. Собиратель
Н. Д. Виноградов
Пряник. 1920
Тесто. 21×13
Москва. Собиратель П. Д. Виноградов

Веками складывался орнаментальный строй вышивок. Наиболее древними были геометрические узоры: ромбы, квадраты, кресты, но почти в каждом районе России бытует своя неповторимая композиция этих элементов. В северной вышивке (Архангельская, Вологодская области) преобладает крупный разреженный узор, выполненный красным цветом. Заметно выделяется шитье бывшей Олонецкой губернии, характеризующееся мелким плотным полихромным рисунком. В геометрическом орнаменте образцов южнорусских областей нет тщательной разработки элементов. Весь узор воспринимается как единое целое. Особенно изящны воронежские и тамбовские вышивки, выполненные черной нитью, — узор их очень графичен.
Менее широко была распространена вышивка с растительным орнаментом, который являлся стилизацией, а не конкретным воплощением какого-то реального растения, дерева или цветка. При передаче этих узоров особенно важен был цвет, весьма оживлявший композицию. Большой пласт в русской крестьянской вышивке составляют образы древней славянской мифологии: кони, звери, птицы, антропоморфные фигуры, олицетворявшие языческие божества и силы природы. Сохранявшиеся на протяжении столетий, они со временем утратили свое магическое содержание, но в силу традиции их упорно вышивали на полотенцах, передниках, головных уборах и других предметах.
Композиция узоров обычно трехчастная. В центре располагается главная фигура, обычно женская, а по бокам от нее — кони или птицы, всегда поставленные в профиль. Такой раппорт повторяется многократно по всей длине подзора, края полотенца или передника, что придает вышивке монументальность и торжественность, но при этом рисунок не кажется статичным. Согнутые ноги коней или расправленные крылья птиц динамичны и кажется, что они только сейчас закончили свое движение. Лучше всего архаические образы сохранились в Северной России (Архангельская и Вологодская губернии), и еще в конце XIX века они встречались на многих бытовых предметах.
Говоря о мастерстве русских рукодельниц, нельзя не остановиться на шитье или, правильнее сказать, саженьи жемчугом и низаньи бисером. В фондах музея сосредоточены высокохудожественные образцы низанья жемчугом, в основном — головные уборы, а также серьги и шейные украшения. Они являлись, безусловно, дорогостоящими вещами, и в крестьянском быту их было не так много. Известно, что в начале XIX века стоимость некоторых головных уборов, украшенных жемчугом, доходила до трехсот рублей ассигнациями. Раньше жемчуг водился в быстрых северных речках, но хищнический лов привел к очень быстрому его исчезновению, и уже в XVII веке именитые люди Строгановы в своем хозяйстве близ Сольвычегодска выращивали искусственный жемчуг.
Если жемчуг использовали в отделке предметов одежды главным образом на Русском Севере, то южнорусский костюм богато украшался бисером, который особенно широко применялся для всевозможных шейных украшений- гайтанов, ожерелков и косников, которые прикрепляли к косам. Почти четыреста различных предметов из яркого бисера хранятся в фондах и представлены в экспозициях музея.
Одним из самых ценных собраний отдела русской этнографии является коллекция кружев — от сплетенного из тончайших нитей до плотного мерного, изготовляемого на широкую продажу.
В России, славившейся своими кружевницами, существовало несколько центров кружевоплетения, каждый из которых имел свои характерные особенности. Так, в Галиче Костромском по очень тонкой сетке располагался узор, контуры которого обводились цветной нитью. Наиболее распространенными были изображения птиц, коней и оленей. Нарядное кружево с изысканным ажурным узором плели в Ельце и Балахне на Волге. Совсем другого типа изделия происходят из города Михайлова Рязанской губернии. Яркое разноцветное кружево из толстых белых, красных и синих нитей гармонировало с многоцветным южнорусским костюмом.

Русское народное искусство

Конец полотенца. Вторая половина XIX в.
Холст, бумажные нитки, кружево, вышивка. 42×34 Вологодская губерния, Соль- вычегодский уезд. Собиратель Н. Л. Шабельская

Особенной популярностью пользовалось вологодское кружево, отличавшееся многообразием орнаментальных мотивов и оригинальной манерой плетения, характерным элементом которого была вилюшка, обрамлявшая край. Это искусство не угасло и в наши дни. Сегодня Вологодское объединение «Снежинка», продолжая традиции народных мастериц, выпускает всевозможные кружевные изделия, в которых встречаются не только старинные, творчески переработанные узоры, но и современная тематика. Другим крупнейшим предприятием является елецкий Комбинат художественных промыслов.
С давних пор одним из излюбленных поделочных материалов в народе было дерево. Всего лишь с помощью топора и стамески создавали мастера прекрасные предметы. В Государственном музее этнографии народов СССР хранится одна из обширнейших в нашей стране коллекций русской бытовой утвари, резных и расписных изделий из дерева: от деревянной ложки до резных ворот. Художественный вкус, фантазия и умение мастеров-резчиков проявлялись в создании крестьянского жилища — олонецких и архангельских хором, нарядных поволжских изб, острогов и зимовий далекой Сибири. Мебель в них была очень малочисленна, но сработана добротно и на века.
В северных и центральных лесных районах России дерево наиболее широко использовалось для изготовления всевозможной посуды, утвари, орудий труда. Каждый предмет был любовно украшен. Обилие образцов крестьянского ремесла, хранящихся в фондах музея, позволяет проследить развитие многих центров резьбы и росписи по дереву. Особое внимание привлекают расписные прялки, коробья, туеса и лукошки северных районов России, среди которых выделяется комплекс деревень на Северной Двине. Богатейшие традиции этого давнего русского промысла, зародившегося на рубеже XVII—XVIII веков, живы и сегодня, развиваются в производственно-художественном объединении «Хохломская роспись» и на фабрике «Хохломской художник», лучшие произведения представлены в музеях Советского Союза, экспонируются за рубежом.
Весьма значительное место в крестьянском быту занимали изделия из глины, которую южная безлесая Россия шире и разнообразнее использовала в своем обиходе, чем Север и Центр. Ее применяли при постройке дома, при создании утвари, даже делали маски для игрищ. Тысячи расписных, покрытых поливой и чернолощенных глиняных горшков, мисок, кувшинов составляют коллекцию русской керамики. К ней относится и превосходное собрание печных изразцов, многие из которых датируются началом XVIII века. В России не было деревни, где бы ни работали гончары, безвестные для истории мастера, снабжавшие глиняной утварью близлежащую округу.
Существовали и крупные керамические центры, славившиеся своими изделиями на всю страну: таков ряд промыслов в Подмосковье, где наиболее знаменитой была Гжель, городок Скопин на Рязанщине, Дымково в нынешней Кировской области и ряд других мест.

Русское народное искусство

Прялка. Фрагмент. Середина XIX века. Нижегородская Губерния.

Особенно ярко фантазия народных мастеров проявилась в создании скопинских квасников, имевших формы разных птиц и животных, отличавшихся своеобразием пластического решения и занимательностью лепных украшений. Сейчас лучшие традиции этого искусства продолжают М.М. Пеленкин, Н.К. Насонова и другие, работающие на Скопинской фабрике художественных изделий. Сосуды-скульптуры, изготовленные ими, занимают достойное место в экспозициях музеев.
Металл в крестьянском быту не был столь широко употребляемым материалом, как дерево и глина, но все же коллекция металлической утвари в фондах Государственного музея этнографии народов СССР значительна и разнообразна. Особенно интересны изделия XVIII века, сделанные в простой деревенской кузне, среди них — кованые светцы, ларцы и медные братины, жуковины — накладки на двери, распространенные в центральной и северной России, рукомои и дымники. Всевозможную металлическую галантерею вырабатывали в селе Павлово на Оке: причудливой формы ножнички, ножи, затейливые замки и другую мелочь. Очень высоко ценились изделия великоустюжских, сольвычегодских и красносельских мастеров.
Красносельский ювелирный промысел — один из старейших центров производства художественных изделий из серебра — чарок, солонок, серег, колец, браслетов. В системе художественных промыслов Российской Федерации Красносельская ювелирная фабрика является одной из ведущих.
Прежде чем закончить обзор видов русского крестьянского творчества, необходимо остановиться еще на одной яркой самобытной области народного искусства—игрушке. Ее делали из дерева, соломы, мха и шишек, тряпок. Сколько фантазии и юмора вкладывал мастер в каждое свое произведение! Игрушка — это сложный синтез. Ее истоки уходят во времена язычества, и в то же время она — объект, взятый из жизни, где подчеркнуто самое типическое. Так, в образах животных и птиц главным является пластическое решение, в образах людей подчеркиваются их наиболее типичные черты: чопорность барынь, дородность нянек, напыщенность франтов. Игрушечных центров в России было много, и каждый имел свой почерк, свои художественные особенности.
Очень известно село Богородское под Москвой, где резали фигурки птиц и животных из дерева, создавали нередко комические образы крестьян. Наиболее распространенной была подвижная игрушка (развод), в которой изображались целые сцены. Весьма своеобразна техника изготовления богородских маленьких скульптур. Их поверхность обрабатывалась с помощью стамески волнистой неглубокой порезкой, что придавало изделиям выразительность и живость. В годы Советской власти этот центр обогатился новыми произведениями талантливых мастеров. В 1940-е годы работал И.К.Стулов, использовавший сюжеты из русских народных сказок. И сегодня традиции богородских резчиков не исчезли, их произведения радуют детей и взрослых.
Другим популярным в России игрушечным центром был Троице-Сергиев посад (ныне Загорск). Ярко раскрашенные фигурки барынь, жеманных дамочек, лихих гусаров в юмористической, а подчас и сатирической форме представляют как бы галерею типов дореволюционной России.
Игрушку делали не только мастера-профессионалы. В глухих северных районах России ее рубили просто топором и не на продажу, а для забавы своих детей. Таковы топорные звери, коники, птицы, куклы-панки. Их формы очень лаконичны, подчас грубоваты и отличаются некоторой непропорциональностью. Забавными были фигурки из мха и шишек, которые изготавливались несколькими мастерами на Вятке.
За годы Советской власти, наряду с существующими старыми центрами народной скульптуры, возникли новые. Так, в Полхов-Майдане (Горьковская область) образовался игрушечный центр с уже сложившимися специфическими чертами. Его изделия — праздничные яркие игрушки, любовно именуемые «тарарушками», — привлекают внимание своеобразными приемами росписи, звучностью красок.
Особую группу дымковских игрушек составляли скульптурки животных и птиц — олени с позолоченными рогами, бараны в пестрых штанах, кони в яблоках. В наши дни мастерицы этого центра объединены в Художественно-производственные мастерские Кировского объединения Художественного фонда РСФСР. Их изделия пользуются огромной популярностью во всем мире. В последнее время значительно расширилась тематика образов, появились сюжетные композиции по мотивам сказок и басен.

Русское народное искусство

Туесс. Начало XIX века. северная Двина.

Иного характера были глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Круг их мотивов близок к вятской игрушке — те же звери, птицы, но форма их несколько иная. Главная же особенность изделий заключалась в полосатой раскраске, в сочетании контрастных тонов ярко-малинового, зеленого, желтого и синего цветов.
Заметно выделяется каргопольская игрушка, которую отличают архаичность образов и форм, простота, почти первобытность техники исполнения. Но именно эта наивность составляла главную прелесть каргопольских игрушек, в частности, работ мастерицы Ульяны Бабкиной, изделия которой хранятся в музее.
Представленные в издании области русского народного искусства — далеко не полный перечень того, что хранится в фондах музея. В такое общее издание невозможно вместить и охарактеризовать в нем каждый вид ремесла, промысла, искусства. Но непременно следует отметить, что богатство русской коллекции — не только старые образцы крестьянского творчества. Значительную часть составляют произведения современного народного творчества.
Развивая традиции, опираясь на богатое орнаментальное наследие, художники создают первоклассные предметы, которые являются украшением любой выставки и экспозиции. Среди них вышивка и кружево, керамика и дерево, яркие расписные жостовские подносы, искусные изделия из кости и серебра и папье-маше.
Особого расцвета достигли возникшие в годы Советской власти центры лаковой миниатюры Палех, Холуй, Федоскино, Мастера, традиции которых восходят к искусству древнерусской живописи. Сложнейшее искусство миниатюрной росписи с ее техническими особенностями передается из поколения в поколение. Многие из живописцев являются членами Союза художников СССР.
Каждый из центров лаковой миниатюры имеет свои издавна сложившиеся и устоявшиеся художественные особенности. Так, для палехских изделий важным элементом декоративности является черный фон, благодаря которому сильнее ощущается звучание красок. В произведениях мастеров Холуя преобладают теплые желтые и оранжевые тона. Мастерские живописцы работают в нежной голубоватой тональной гамме.
В произведениях современных народных мастеров бережно сохраняются местные художественные традиции, в то же время мы встречаем в них образы, навеянные событиями наших дней. Сейчас многочисленные художественные центры переживают новый подъем, чему способствует принятое в 1974 году постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», где с новой силой утверждается значение народного искусства. Отмечая бесспорные успехи в его развитии, Постановление ЦК КПСС по-новому определяет будущее народного творчества, являющегося неотъемлемой частью советской социалистической культуры.