Culture and art

Культура и искусство

Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов

Грачи прелетели

Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов женился на Софье Герц старше его на 4 года. Прибавление в семействе послужило тому, что Кондратий Артемьевич начал задумываться о том, как бы увеличить имеющийся капитал и расширить свое дело.
Этой же весной в город пришла холера, закрыли все общественные места, город был оцеплен. Холера косила беспощадно, но участь многих горожан Вшивую горку обошла стороной: здесь заболевших оказалось намного меньше. Умерло двое их детей. В эти годы семейство Кондратия Артемьевича жило по-затворнически, ютились в низеньких комнатках, изредка выходили из дома.

Алексей Кондратьевич Саврасов

Зима. 1873

Семейство Саврасовых пополнялось, а прибыль у купца все не росла. В скором времени Алешу отдали в городское трехклассное училище; учение давалось мальчику без особого груда, он быстро схватывал все науки. Алеша любил и замечал все многообразие природы, окружавшей его. Дома он отыскал несколько иллюстрированных журналов, которые пересматривал так много раз, что запомнил каждую картинку, — мальчика поражало сходство нарисованного с реальностью. Вскоре Алеша и сам начинает рисовать. Первое время, подражая, он срисовывал все подряд из журналов, но родители относились к его рисованию неодобрительно.
Однажды Алексей решил отнести свои рисунки на Никольскую, там было место торговцев предметами искусства. Мальчик набрался смелости и предложил одному из продавцов свои рисунки. Тот, просмотрев их, сказал, что может взять с дюжину, за каждый рисунок — полтинник. Такая цена изумила Алешу, он совершенно не думал, что его работы могут столько стоить. Незнакомец посоветовал Алеше поступать в художественное училище и отметил его незаурядный талант, так и познакомился Алеша с Александром Воробьевым, учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Алеша поступил на отделение живописи и ваяния. За обучение он платил сам, зарабатывая продажей рисунков.
Татьяна Ивановна отличалась спокойствием, добросердечием, рассудительностью и приветливостью. У Саврасовых началась новая жизнь, Кондратий Артемьевич начал ухаживать за собой, стал аккуратнее одеваться, похорошел.

Алексей Кондратьевич Саврасов

Пейзаж с рекой и рыбаком. 1859 год.

Пейзаж с рекой и рыбаком
В эти годы Саврасов пишет невероятно трогательные, по сравнению с последующими годами, пейзажи. «Пейзаж с рекой и рыбаком» — одна из таких картин, которая была восторженно встречена публикой. С этой работой позже Саврасов вместе с женой поехал на Всемирную выставку в Лондон, посетил Францию. Швейцарию, Германию.
Озеро в горах Швейцарии
Вдохновленный путешествием, художник пишет много картин, на которых мастерски запечатлены и величавые горы Швейцарии, и неброские виды европейских равнин. Полотно «Озеро в горах Швейцарии» проникнуто особенными эмоциями художника — здесь чувствуются умиротворенность и спокойствие, навеянные столь впечатляющим пейзажем.
Сельский вид
Именно в полотнах этого времени у Саврасова начинает формироваться стиль, который впоследствии станет его отличительным признаком.
«Зимняя ночь» — картина, полная таинственности и загадочности. В 1869 году, вдохновленный Гоголем, Саврасов пишет этот чудный пейзаж, стремясь передать атмосферу бессмертного произведения «Вечера на хуторе близ Ди каньки», и ему, без сомнения, это удается.

Алексей Кондратьевич Саврасов

Лосинный остров в Сокольниках. 1869 год

«Лосиный остров в Сокольниках»
Одна из самых грандиозных картин Саврасова, по мнению ряда искусствоведов, это полотно «Лосиный остров в Сокольниках».
Эту картину художник рисовал трижды — в 1869 году художником были выполнены три варианта, но самым успешным стал второй. Именно здесь критики усмотрели особенно точную передачу настроения.
Зима
Этот дворик, кстати, очень интересно сравнить с другой картиной художника — «Зимняя дорога». Обе работы обладают похожей колористикой и перекликаются с мрачными российскими настроениями той эпохи и печальным настроением самого автора.
В «Дворике…» — темные бревна угла дома, сероватый фон, не слишком детальные мазки. А на «Дороге» — мрачное небо, одинокая, пустынная дорога, чахлая растительность… В это время картины Саврасова приобретают какое-то новое настроение — печальное, немного унылое. Цветовая гамма, выбранная художником, становится более сдержанной и темной.
«Лунная ночь. Болото»
В числе прочих в этот период Саврасов пишет и картину «Лунная ночь. Болото». Эта картина проникнута определенным мистицизмом, детали пейзажа заставляют зрите,ля вглядываться вдаль, пытаясь выхватить все новые и новые подробности.

Алексей Кондратьевич Саврасов

Дворик. Зима. 1870-е

Дворик. Зима
«Дворик. Зима» — еще одна экспрессивная работа с настроением, присущим только работа получается просто и в то же время выразительно, а небольшой размер дворика подчеркивает дерево, размещенное посреди полотна. Жизненная правда в средствах выражения делает эту композицию очень естественной.
Зимняя дорога
Бескрайняя белая пустыня с торчащими кое-где кустами и негустой березовой рощицей навевает светлую печаль. В то же время на картине с дорогой явно виден горизонт. В это время ситуация в семье Саврасовых осложняется еще и личными проблемами.
Печерский монастырь под Нижним Новгородом
В 1871 году Саврасов начинает рисовать серию картин, посвященных Волге. Одно из первых в этой серии — полотно «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».
Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» пронизана спокойствием и умиротворением, а мягкая цветовая гамма позволяет донести это ощущение до зрителя.
На другой картине этого периода, также похищенной Волге, художник изобразил характерное для реки состояние, которое, впрочем, передает и эмоции самого автора полотна.
В1871 году Алексей Саврасов создает свою самую знаменитую работу — картину «Грачи прилетели».
Как уже было отмечено, с Поволжьем связано и создание главной картины Саврасова. Именно здесь ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания «врачующего простора», весенней, словно пробуждающейся ото сна и воскресающей природы, из-под кисти Саврасова наряду с исполненными душевной боли этюдами появляются наброски к картине «Грачи прилетели», а позднее, уже в Москве, художник дорабатывает свое знаменитое полотно. Саврасов продолжает работать в столице, где в 1873 году появляется картина «Зимний пейзаж. Москва».

Алексей Кондратьевич Саврасов

Зимний пейзаж. Москва. 1873


Зимний пезаж и Москва

Это полотно проникнуто совершенно иным настроением — осознанием красоты зимы, которая явно поражает живописца. Глядя на него, невольно задумываешься о том, насколько удивительно пишет Саврасов иней. Деревья будто бы закованы в невероятную по своей белизне пелену. Таким же волшебным настроением пропитана и картина «Зима».

Весенний день
Следующая работа мастера изображает начало весны, только-только встряхнувшуюся после зимней спячки природу. Картина Саврасова «Весенний день» трогательна, ведь на ней изображается начало оттепели. Используя охристую гамму, художник смог перебороть состояние грусти и передать приподнятое настроение.
За изгородью стоят несколько еще обнаженных деревьев с уже ставшими визитной карточкой художника замысловато изогнутыми ветвями, на которых теснятся птичьи гнезда, вокруг поле, на котором еще лежит снег.

К концу лета на Волге
На этом полотне вновь оживают волжские воспоминания художника. Август, урожай собран, все дела завершены. Саврасов стремится передать покой и удовлетворенность хорошо потрудившегося человека, и благодаря использованию теплых тонов в этой небольшой по размерам картине ему это удается. По сравнению с работами двухлетней давности видно, что настроение у художника приподнятое. Природу он воспринимает как позитивную силу и замечательно передает это ощущение зрителю.
Но вскоре ситуация снова меняется — в конце года братья супруги Саврасова и его добрые друзья Костя и Карл переезжают сначала в Италию, потом — в Германию и Австрию.
В этот же период семья испытывает нужду. Грустные раздумья художника о жизни находят отражение в полотнах, написанных в этот период.