Culture and art

Культура и искусство

Сассета Стефано Ди Джованни

Сассета Стефано Ди Джованни Св. Лаврентий Св. Стефан 1392(?) —1450. Дерево, темпера. Каждая 0,76X0,25

Сассета Стефано Ди Джованни Св. Лаврентий Св. Стефан
1392(?) —1450. Дерево, темпера. Каждая 0,76X0,25

Сассета Стефано Ди Джованни Св. Лаврентий Св. Стефан

Сиенскую живопись кватроченто можно отнести к тем открытиям в области старого искусства, которыми так богато XX столетие. Действительно, вплоть до 1930-х годов сиенская школа фигурировала в общей картине развития итальянской живописи только в период XIII—XIV веков, когда она противостояла тосканской живописи как живое и важное явление.

Считалось, что с начала XV столетия Сиена сходит с арены художественной жизни Италии, и все, что создавалось затем в искусстве этой школы, расценивалось как отсталое, лишенное оригинальности. Сейчас картина изменилась, и можно даже говорить о том, что интерес к искусству сиенских кватрочентистов в какой-то степени превосходит интерес к их предшественникам. В этом есть некоторое нарушение пропорций, объяснимое новизной и свежестью вводимого в научный обиход материала. Сассета занимает в сиенской живописи кватроченто важное место. Современник Мазаччо и Филиппо Липпи, обнаруживший в своих ранних работах несомненное влияние их новаторского искусства, Сассета проделывает затем как бы обратную эволюцию, становясь все более плоскостным и тем самым все более готическим сиенским мастером. Большинство сохранившихся произведений Сассеты представляют собой полиптихи, то есть архитектурно-живописные ансамбли, предназначавшиеся , для интерьеров капелл и церквей.
Две картины Сассеты, хранящиеся в музее, тоже являются частями разрозненного ансамбля. Существует предположение, что фрагменты большого алтаря были выполнены художником для церкви Сан Франческо в Борго Сан Сеполькро в 1444 году. До 1810 года этот алтарь находился в церкви, а затем был разобран и распродан по частям, после чего он на многие годы исчез из поля зрения. Постепенно отдельные доски стали появляться в Национальной галерее в Лондоне, в Берлинском музее, в Лувре, в музее Конде в Шантильи. Три доски хранятся в частной коллекции в Италии и две доски — в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Живопись этих досок характерна для зрелого Сассеты и обнаруживает его увлечение готическим искусством, и в первую очередь готикой Франции. Обе картины поступили в музей из Государственного Эрмитажа в 1924 году.