Culture and art

Культура и искусство

Село Кымпаний-де-Сус

Село Кымпаний-де-Сус

Село Кымпаний-де-Сус. Дом. Фасад со стороны улицы

Село Кымпаний-де-Сус. Район Лунка-Васкэулуй Область Орадя

Село Кымпаний-де-Сус КРЕСТЬЯНСКАЯ УСАДЬБА КОНЦА XIX ВЕКА

На северо-западе Румынии, между горными цепями Мунций-де-Арамэ, Пэдуря-Крайулуй и Мунций-Кодрулуй, лежат две низменности — Вадул и Беюш, тянущиеся с запада на восток вдоль русла рек Кришул-Репеде и Кришул-Негру. На востоке эти низменности упираются в массив Бихария (1800 м), отделяющий Трансильванию от района Цара Кришурилор. На западе они широко раздвигаются и соединяются с равниной Тисы.

Село Кымпаний-де-Сус

Крестьянское хозяйство XIX века из Села Кымпаний-де-Сус Район Лунка-Васкэулуй Область Орадя

На холмах высотою до 300 м и в более низких местах у подножия гор сохранились красивые дубовые рощи — остатки простиравшегося здесь некогда огромного леса Сильвания, отделявшего венгерскую «пушту» (низменность) от западной части Трансильвании. У более высоких гор склоны поросли буковыми и выше хвойными лесами; высокогорные пастбища начинаются на высоте 1500 м. Местные жители занимаются, главным образом, животноводством, что отражается на структуре крестьянских усадеб, с загонами для скота. Та же черта характеризует и хозяйство, перевезенное в музей из села Кымпаний-де-Сус. Оно создано в XIX веке и состоит из крытых сосновой дранкой деревянных построек, образующих четыре замкнутых фасада по сторонам четырехугольника: дом, хлев с навесами, сараи и свинарники. Бревенчатый дом стоит на высоком каменном фундаменте; стены его оштукатурены и побелены.
План дома простой: средние внутренние сени с двумя комнатами по сторонам, крытая веранда и крыльцо со столбами спереди. Орнаментация крыши сводится к остроугольной, как зубья пилы, резьбе на рядах дранки у конька, у стрех и на досках фронтона. Привлекают внимание широкие ярко-синие полосы, тянущиеся вдоль цоколя, обрамляющие фронтон и окружающие оконные рамы, где к ним добавлены волнистые линии и точки. Этот красочный декоративный элемент дышит свежестью и чистотой и оставляет приятное впечатление.

Село Кымпаний-де-Сус

Село Кымпаний-де-Сус. Интерьер дома. Угол комнаты со столом, сундуком и кроватью

Этнические особенности этого старинного румынского края представлены предметами, собранными внутри дома. Дом залит светом и нарядно украшен, хотя в нем и нет излишнего нагромождения предметов. В сенях находится печь для хлеба, с подпечкой и ведром для варки, низкая лохань из деревянных клепок и различная глиняная посуда: горшки, кувшины, миски, крышки и украшающие стены тарелки самой разнообразной формы (некоторые напоминают римскую керамику) красного и коричневого цветов, для получения которых глина смешивается с окисью железа и марганцем. Роспись утвари рожком, пером или ложкой чрезвычайно разнообразна. Для нее употребляется зеленая медная глазурь и красная окись свинца.
Мебель в обеих комнатах сделана из соснового и букового дерева. Буковые сундуки с выжженным орнаментом, со слегка выпуклой крышкой напоминают по форме римские саркофаги.
Крестьянское хозяйство конца XIX в. из села Кымпаний-де-Сус, район Лунка- Васкэулуй, область Орадя. Окна в декоративном обрамлении на фасаде дома Стулья на четырех слегка расходящихся к основанию ножках с чуть-чуть вогнутыми сиденьями и закругленными углами, с выпиленным на спинках сквозным орнаментом из кругов и крестов, удобны. Маленькая комната служит одновременно кухней, спальной и рабочей комнатой. Здесь стоит печь, облицованная керамическими изразцами с цветочным рельефным узором, покрытыми блестящей зеленой глазурью, постель и ткацкий станок с другими орудиями домашнего текстильного производства.

Село Кымпаний-де-Сус

Село Кымпаний-де-Сус. Интерьер дома. Очаг с изразцовой печью

Устройство парадной комнаты почти такое же: стол между двумя постелями с высокими рядами подушек в вышитых наволочках, две лавки со спинками, два сундука у изголовья и два шкафа для посуды в углах. Комнату украшает множество декоративных тканей, придающих ей праздничный вид.
Маленькие и большие полотенца, занавеси, салфетки, скатерти и простыни, расшитые черными, красными и синими узорами, на которых между цветными полосами преобладает мотив коз и бараньих рогов; женские шерстяные передники темно-синего цвета, гладкие в верхней части, со множеством вышитых геометрических фигур у подола; безрукавки, украшенные ярками цветочными мотивами, зипуны из грубошерстной ткани с изящными вышивками и многоцветными суконными аппликациями — все это создает разнообразный и богатый декоративный ансамбль.