Culture and art

Культура и искусство

Село Кымпул-луй-Няг

Село Кымпул-луй-Няг

Село Кымпул-луй-Няг. Интерьер дома. Очаг с кухонной утварью в жилой комнате.

Село Кымпул-луй-Няг Район Петрошань Область Хунедоара

Крестьянская усадьба с закрытой оградой первой половины XIX века

В долине, раскинувшейся между двумя лесистыми горными цепями — Ливезень и Петрошань,—вдоль по течению Западного Жиу, направляющегося к подошве Ретезата, селения зарождались в прошлые века в результате постепенного оседания чабанов, приходивших сюда через горы из старых хунедоарских деревень в поисках хороших пастбищ для коз и овец. Переселенцы из Ливедии основали село Ливезень, из Петросу — Петрошань, из Валя-Лупулуй — Лупень, из Урика — Урикань и т. д. Их занятие обусловило и стиль жилищ, сохранивших характер старых чабанских поселений, приспособленных для защиты отар от нападения диких зверей.

Село Кымпул-луй-Няг

Село Кымпул-луй-Няг. Крестьянское хозяйство с закрытым загоном и внутренним двором

Крестьянская усадьба с закрытым загоном и внутренним двором, перевезенная в музей из села Кымпул-луй-Няг, состоит из жилого дома, клети для одежды и орудий, кладовой для продовольствия, свинарника, телятника и зчгона для домашних животных. Все они расположены в четырехугольном дворе под общей крышей. Усадьба напоминает небольшую деревянную, изолированную и защищенную крепость, какие рубили 150 лет назад из сосновых стволов на месте их валки животноводы, оседавшие на лесных полянах в глубине долины Западного Жиу.
Это — ценный памятник не только по своей своеобразной архитектурной форме, но и по многим деталям своей внутренней распланировки и по своеобразию предметов домашнего обихода внутри дома, в котором все говорит о жизни овцеводов на уединенных горных полянах.

Село Кымпул-луй-Няг

Село Кымпул-луй-Няг. Интерьер дома, угол с иконой.

Низкий очаг с широким дымоходом, в котором жгли целые стволы; бурдюк из телячьей или козьей шкуры для муки или соли; замечательно украшенные мельчайшей резьбой кизиловые посохи, служившие порой и серьезным боевым оружием; одеяла из овечьей шерсти натуральных цветов, чаще всего белые, иногда с черными полосами — ими покрывают постель поверх подстила из мелкого сена; много различной одежды из овчины; многочисленные «опреги», « катринцы » и передники, вышитые цветной шерстью и золоченой битью — все эти предметы служат человеку и украшают его жилище. Они развешаны на трех жердях, прикрепленных параллельно трем стенам комнаты за средней потолочной балкой, и украшают дом в праздничные дни, особенно во время свадеб, придавая ему своей красочностью нарядный вид. Не менее своеобразны и неожиданны « тиндеи » — шарфы с тонкой двусторонней вышивкой, которые женщины накидывают поверх прически с вплетенной для пышности и подобранной под цвет волос натуральной овечьей шерстью, большие переметные сумы, емкостью до 100 кг для лошадиного вьюка (единственного средства транспорта, которым здесь пользовались прежде). В них перевозили шерсть из кошары домой и на рынок.
В целом усадьба представляет собой интересный памятник простой и суровой жизни местных крестьян. На центральной балке рядом со свирелью, на которой люди изливали свои житейские невзгоды и радости, еще сохранилась длинная ясеневая бирка с зарубками: на этих бирках условными архаическими знаками отмечались цифры, указывавшие размер податей, которые должно было платить каждое хозяйство деревни.

Село Кымпул-луй-Няг

Крестьянское хозяйство первой половины XIX в. Село Кымпул-луй-Няг, район Петрошань, область Хунедоара. Постель, над ней жердь с развешанными «опрегами», «катринцами»», передниками и женскими рубахами.

Село Кымпул-луй-Няг

Село Кымпул-луй-Няг. Интерьер дома. Угол с кроватью и ткацким станком в жилой комнате.