Culture and art

Культура и искусство

Село Парос

Село Парос

Село Парос. Интерьер дома. Кровать и стол в горнице. На вешалке кувшины, на жерди — шерстяные и хлопчатобумажные декоративные ткани

Село Парос Район Хацег Область Хунедоара Крестьянская усадьба конца XIX века

Расположенная на юго-западе Трансильвании горная и лесистая Хунедоарская область скрывает в своем сердце древнюю Цара Хацегулуй — широкую ровную котловину, окруженную со всех сторон высокими вершинами. Здесь, в этой охраняемой горами крепости, уже с давних времен селились люди.

Село Парос

Село Парос, интерьер дома. Кровать, над ней жердь с декоративными тканями

Деревни Хацегского края — где леса уже давно вырублены, а население очень густо—обычно скученны, с кривыми улицами и домами, построенными посреди двора неправильной формы. Основное занятие местных жителей — животноводство и земледелие. Поля, нередко расположенные террасами, дают благодаря интенсивной обработке обильные урожаи. Такой профиль хозяйства отражается на структуре крестьянских усадеб, как это видно и на примере дома, перевезенного в музей из села Парос.
Хозяйственные постройки расположены по сторонам четырехугольника: жилой двухкомнатный дом, летняя кухня, навес с хлевами, свинарник, загон для овец и птичник. Они покрыты высокой крышей и выстроены из камня и круглых бревен или тесаных брусьев.
По фасаду дома — крытая веранда, поддерживаемая пятью столбами с перилами из сосновых досок.

Село Парос

Село Парос, район Хунедоара. Дом из толстых сосновых бревен под черничной крышей

Комнаты разделены продольной каменной стеной, у которой устроен открытый очаг. В каждую комнату ведет отдельный вход. Маленькие оконца закрыты снаружи решеткой из параллельно уложенных горизонтальных и вертикальных реек.
Сосновая мебель проста. Незатейливо и внутреннее убранство жилья: длинная, заменяющая кровать, скамья со спинкой; высокий стол между двумя кроватями, симметрично расположенными у стен; близ очага — шкаф для посуды, вокруг — глиняные горшки, кувшины и миски; солонки из бересты, сундук для приданого из буковых досок, с резьбой из пересекающихся линий; два-три стула дополняют картину. Богатым орнаментом украшены лишь прялки и веретена.
Над окном под балкой подвешены на гвоздях несколько декоративных муравленых кувшинов и блюд; на стене — небольшая, писанная по стеклу икона; у другой стены — жердь с развешенной на ней одеждой.

Село Парос

Село Парос. Интерьер дома. Угол с печью

Красное шерстяное полотнище 3—4 метровой длины с характерным геометрическим узором желтого, синего и зеленого цветов, подбитое другим полотнищем, вытканным из конопляной и шерстяной пряжи натурального цвета с коричневыми или серыми полосами, протянуто в длину на жерди для одежды. На ней развешены прямоугольные, вытканные из конопляных и из белых и цветных хлопчатобумажных ниток полосатые ткани с пестрым геометрическим узором.
Стол покрыт белой хлопчатобумажной скатертью в черную и красную или же — черную, темно-синюю и желтую полоску.
Одежда отличается большой оригинальностью и замечательным мастерством исполнения.

Село Парос

Крестьянское хозяйство конца XIX в. Село Парос, район Хацег, область Хунедоара. Вешалка с деталями женского костюма (рубаха, катринцы, безрукавка)

Геометрический орнамент украшает рубахи, «катринцы», которые жители называют и « опрегами » — род прямоугольных вытканных узором фартуков, прикрепляемых спереди и сзади на талии, поверх рубахи — и чепцы — ярких цветов у молодых и серого или черного — у пожилых женщин. Зимой здесь носят безрукавки, подбитые женские « шубы » (ныне исчезающие из обихода), длинные верхние одежды, украшенные узором из цветной тесьмы, чабанские пелерины из грубошерстной ворсистой ткани и капюшоны. Некоторые детали одежды сохранились еще со времен даков — в течение почти двух тысячелетий, — и их модели можно найти высеченными на Траяновой колонне в Риме.