Culture and art

Культура и искусство

Село Шанц

Село Шанц

Село Шанц. Интерьер дома — комната для гостей. Постель и полка с уложенными на ней шерстяными одеялами

Село Шанц Район Нэсэуд Область Клуж Дом конца XIX века (1876)

В северо-восточной части Трансильвании горные массивы Родна и Кэлимань образуют коридор, где встречаются два старых пути, проложенных руслом Родны, текущей вдоль долины Сомешул-Маре, и руслами Дорны и Сучавы, проходящих через ущелье Тихуцы и долину трансильванской Бистрицы. В горах, покрытых необъятными хвойными, буковыми и дубовыми лесами, с природными пастбищами и лугами на прогалинах и полянах, жители занимаются, главным образом, животноводством, лесозаготовками и — в меньшей мере — возделыванием зерновых и технических культур. Территория города Бистрицы была расширена в 1475 году и распространилась на долину Сомеша. Позже — с 1547 года — она упоминается в податных реестрах под названием Vallis Valachis. Затем, с 1762 по 1851 год, Нэсэуд был милитаризован.

Село Шанц

Село Шанц, район Нэсэуд. Дом из тесаных сосновых бревен на высоком каменном фундаменте

Здесь был сформирован второй румынский пограничный гарнизон, охватывающий 44 села этого края. Его суровые, но сопряженные с рядом материальных привилегий и преимуществ устои проявляются и ныне в некоторых чертах жизни местного населения: в укладе их общественной жизни с прочной семейной организацией, в их психологии, отличающейся высоким чувством независимости и в то же время — дисциплины; в их материальной культуре, в строгой планировке и чистоте улиц, в зажиточности домов.
Бывшая пограничная зона Нэсэуда представлена в музее большим домом из села Шанц, относящимся к концу XIX века. Выстроенный из сосновых оттесанных с четырех сторон брусьев с угловыми соединениями в ласточкин хвост, на высоком каменном фундаменте, дом с трех сторон окружен широкой крытой верандой с перилами и гладко выструганными столбами со стесанными гранями.
Над широкой и просторной деревянной лестницей посредине фасада высится столб, срубленный в виде креста, — симметричная ось между двумя другими изогнутыми в верхней части внутрь столбами — двумя половинами одного и того же кривого ствола ясеня. Несколько резных украшений с мотивами крестов, солнца и треугольников дополняет обрамление этого монументального фасада с двумя близко расположенными дверьми. Обе двери открываются в одни и те же сени и свидетельствуют о хозяйственной предусмотрительности: в случае вступления в брак одного из детей, до сооружения нового дома, старый можно легко разделить внутренней деревянной перегородкой на два отдельных жилища.

Село Шанц

Село Шанц. Интерьер доли. Деталь сеней с ведущей на чердак лестницей, с различными орудиями труда и деревянной утварью

Село Шанц

Село Шанц. Интерьер дома. Полка с цветочной росписью, вышитые полотенца, миски с синей кобальтовой росписью и писанные по стеклу иконы

Дом состоит из сеней и двух высоких просторных боковых комнат с четырьмя большими окнами каждая. Две меньших комнатки служат подсобными помещениями: кладовая для продуктов находится рядом с жилой комнатой, где имеется также и плита; клеть для запасной одежды — рядом с парадной комнатой.
Сени напоминают по своей форме древнее жилище пастухов: четыре стены без потолка и крутая четырехскатная крыша. Здесь еще стоит старый курной очаг, дым которого, поднимаясь под крышу, предохраняет строительный материал от порчи и позволяет коптить окорока, подвешенные вверху на деревянных крюках.
Отсутствие дымовых труб говорит о стремлении местных жителей уклониться от налога с «дыма», которым они облагались во времена феодализма.
Небольшая дверца ведет из сеней в находящийся под домом погреб, а прибитая гвоздями лестница — на чердак; там же стоит ткацкий станок и предметы домашнего обихода, большей частью из дерева.
В жилой комнате внимание привлекает, главным образом, угол, где находится белая, изящной формы печь. Она поддерживается спереди двумя художественно выкованными витыми железными столбиками и дополнена красивым деревянным шестиком.

Село Шанц

Село Шанц. Интерьер дома. Угол комнаты со столом и постелью; на стенах развешаны шитые полотенца, керамика и деревянные полки с цветочной росписью и ргсставленными на них писанными по стеклу иконами

Убранство парадной комнаты состоит из лавок, посудного шкафа, сундуков и стола между двумя постелями, покрытыми шерстяными тканями с вытканными на них геометрическими или цветочными мотивами. Высоко на стенных балках висят деревянные полки с расписным цветочным мотивом. На полках и ниже на стенах — иконы, писанные по стеклу, декоративные кувшины и большие блюда с двумя ручками, на которых преобладает синий рисунок на белом фоне. Полотенца с линейным узором и цветочным или животным орнаментом, напоминающие по технике гобелен, дополняют богатый и разнообразный декоративный ансамбль.
Женские передники из легкой фабричной шерстянки розового и оранжевого цвета в полоску с цветочной вышивкой, бахромой и орнаментом из золотой бити; белые узкие крестьянские штаны, высокие черные сапоги, белая мужская рубаха, шитая цветным нитками и бисером, которую носят навыпуск и стягивают широким кожаным поясом с металлическими украшениями и карманчиками; безрукавки и кожухи с цветочными узорами и длинными кистями из ярких шелковых ниток; павлиньи перья на шляпах и меховых шапках парней — таковы лишь некоторые детали богатого и нарядного местного костюма.