Culture and art

Культура и искусство

Серов Петр I

Серов Петр I

В. А. Серов Петр I 1907. Холст, масло

В. А. Серов Петр I 1907. Холст, масло

Валентин Александрович Серов (1865—1911)— едва ли не самый глубокий,
умный и духовно ясный русский художник конца XIX — начала XX века.
Уже в ранних портретах он показал себя не только как большой художник-новатор, но как человек, сумевший провидеть, очистить от временной скверны сущность, главную ценность жизни. В портретах-картинах «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», удивительных но свежести, звучной силе и нежности живописи, явился зрителю простой, скромный, чистый, искренний человек как лучшая часть прекрасной мудрой природы.

В. А. Серов работал во многих жанрах искусства. Но всегда и везде он смотрел на мир, соотнося видимое с должным, истинным, человечным. В заказных портретах, исполненных В. А. Серовым, порой поражает выразившаяся в них беспощадная ирония, неприязнь к модели. В. А. Серов изучал историю, стремился постичь законы развития человечества. Он искал средства для передачи своих мыслей и переживаний.
Очень сильно повлияли на Серова, на его искусство события 1905 года, наглядно показавшие динамику истории, «связующую нить» времени. Вскоре В. А. Серовым была написана небольшая картина — «Петр I».
Петр I — великий преобразователь России — изображен на фоне строящегося Петербурга. Широко, стремительно шагает он по берегу бурной Невы навстречу резкому ветру, опережая свиту, которая постепенно от него отстает. Лицо Петра почти страшно в яростном волевом порыве. Образ его исполнен огромной энергии. Используя низкую точку зрения, подчеркивая графически четкие силуэты Петра и свиты на фоне холодного сурового неба, Серов достигает впечатления грандиозности происходящего, неудержимости движения, составляющих содержание воплощенного в картине события. Художник выступает здесь как прямой наследник пушкинской традиции в понимании образа великого преобразователя: Петр I не только грозный вершитель судеб России, он — олицетворение исторической необходимости, неумолимого движения человечества к прогрессу.