Culture and art

Культура и искусство

Скульпторы братья Веснины

Скульпторы братья Веснины

Бр. Веснины. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. 1931. (Ныне Дворец культуры автозавода имени Лихачева.) Фасад.

Скульпторы братья Веснины классики советской архитектуры

Уже исполнилось 135 лет со дня рождения Леонида Веснина. Все они обладали яркой индивидуальностью. Леонид много сил отдал созданию массового жилья. Виктор в основном работал в промышленной архитектуре. Александра увлекали художественные поиски. Безусловно, можно рассказывать о творчестве каждого из них отдельно. Но мы знаем, что Веснины в основном работали коллективно, были единомышленниками.

В. Веснин. Днепровская гидроэлектростанция. 2-й вариант. Соавторы C. Андреевский, Н. Колли и Г. Орлов. 1930.

В. Веснин. Днепровская гидроэлектростанция. 2-й вариант. Соавторы C. Андреевский, Н. Колли и Г. Орлов. 1930.

Поэтому прежде всего нужно рассказать о пути создания ими единого художественного метода и о крупнейших сооружениях, построенных по проектам братьев.
В 1908—1917 годы Веснины проектировали здания в стилях барокко и ампира, русского классицизма и модерна. Они изучали характерные для разных стилей пропорции, ритмы, метрические системы, постигали принципы построения пространства и то, как эти закономерности изменялись в течение столетий. Это подготовило их к серьезной и целенаправленной работе над созданием современной архитектуры. Веснины пришли к выводу, что основное в архитектуре XX века — не внешнее оформление здания, а организация жизни внутри его.

Бр. Веснины. Проект дома Сироткина в Нижнем Новгороде. 1913. Фасад. Проект осуществлен (ныне здание Горьковского художественного музея).

Бр. Веснины. Проект дома Сироткина в Нижнем Новгороде. 1913. Фасад. Проект осуществлен (ныне здание Горьковского художественного музея).

В первые послереволюционные годы Веснины участвовали в строительстве новых промышленных предприятий. В годы гражданской войны и преодоления экономических трудностей выбирались наиболее рациональные архитектурные решения. Нужны были особый лаконизм и продуманность. Впоследствии опыт такой работы оказался полезен для творческого метода Весниных. Одновременно Веснины разрабатывали проекты, где главной была образная сторона зодчества: памятник К. Марксу, оформление массового праздника в честь III конгресса Коминтерна и первомайских праздников.
К 1923 году архитектурные эксперименты братьев Весниных сложились в определенную систему. Отчетливо она выявилась в конкурсном проекте Дворца труда для Москвы. Для этого нужно было выявить функциональную и конструктивную основы здания. Иными словами, сформировать график движения людских масс внутри дворца, правильно определить взаимное положение помещений, рационально распланировать отдельные части, что вполне и удалось Весниным.
Выполняя эту работу, они использовали новый метод проектирования. В начале XX века архитектор обычно создавал последовательно план и разрез, а затем уже фасад. Веснины стали работать комплексно, одновременно, что принесло цельность, органичность, образность их произведениям.

Б. Свинин — скульптор, Г. Гончаров — архитектор. Скульптура-фонтан «Фархад». Бронза. 1972.

Б. Свинин — скульптор, Г. Гончаров — архитектор. Скульптура-фонтан «Фархад». Бронза. 1972.

Хочется остановиться на проекте здания московского отделения редакции газеты «Ленинградская правда».
Дом кажется удивительно легким. Башня из стекла и металла ритмично устремляется вверх. Архитектура как бы оживает, пульсирует. Движется лифт в прозрачной шахте. Загорается реклама. На наклонном световом табло появляются сообщения последних известий. Наверху, на башенке, горит прожектор. Великолепное своей образностью здание должно было удовлетворять и техническим требованиям времени. Предполагалось применить новые материалы. Планировка удобна и необычайно компактна. Основание здания — всего 6X6 метров, что имеет большое значение для тесных городов XX века.
Эти проекты не были осуществлены, но в последующие годы Веснины много строили: комплекс сооружений Института минерального сырья, сельскохозяйственный банк в Иванове, рабочие клубы в Ростокине, Обираловке, Михалкове. Веснины участвовали в конкурсах на проекты зданий Библиотеки имени В. И. Ленина, Дворца Советов в Москве, Наркомтяжпрома. Многие из этих проектов интересны. Но прежде всего нужно остановиться на одной из самых замечательных работ — Днепрогэсе, над созданием которого работала группа архитекторов во главе с В. Весниным.

А. и В. Веснины. Проект московского отделения газеты «Ленинградская правда». Перспектива, планы, фасады. 1924.

А. и В. Веснины. Проект московского отделения газеты «Ленинградская правда». Перспектива, планы, фасады. 1924.

Также нужно было построить город Запорожье, задуманный первоначально как рабочий поселок при Днепрогэсе. В. Веснин решил одновременно эти задачи. С одной стороны, размах и монолитность плотины, рядом камерность и уют рабочего поселка. Сама плотина выгнута. Ее дуга будто бы напряглась под сильнейшим напором массы воды. 52 мощных пилона членят ее тело, придавая ей жесткость. Они символизируют крупный масштаб той силы, что прерывает течение Днепра. Слева к плотине примыкает здание электростанции, которое поддерживают невысокие устои.
Для города Запорожья был разработан новый принцип размещения домов: не вдоль улицы, а по всей территории квартала. Не должно было быть задних дворов. Каждый квартал превращался в сад.

Бр. Веснины. Дворец культуры автозавода имени Лихачева. 1931. Фойе.

Бр. Веснины. Дворец культуры автозавода имени Лихачева. 1931. Фойе.

Днепрогэс стал воплощением лучших черт творческого метода братьев Весниных. Постараемся сформулировать некоторые из них. Это участие архитектора в создании новых типов зданий. Внедрение в архитектуру новейших научно-технических достижений. Рациональность планировки, соответствие конструкции и внешних форм. Борьба за индустриализацию строительства.
Высокий художественный уровень всех работ Весниных, стремление к новому делают творческое наследие зодчих ценнейшим для практики и теории советской архитектуры. А. Веснин писал: «Новое содержание нашей жизни требует новых форм: и задача архитектуры — их найти». Историческое значение творческого метода и всей архитектурной работы Весниных заключается в том, что они нашли эти новые формы и применили их на практике.

Бр. Веснины. Дом акционерного общества «Арнос». 1924. Конкурсный проект. Первая премия.

Бр. Веснины. Дом акционерного общества «Арнос». 1924. Конкурсный проект. Первая премия.

Бр. Веснины. Дом Сироткина в Нижнем Новгороде. 1913. Вестибюль.

Бр. Веснины. Дом Сироткина в Нижнем Новгороде. 1913. Вестибюль.

Бр. Веснины. Конкурсный проект здания Дворца труда в Москве. 1923. Перспектива. Вторая премия.

Бр. Веснины. Конкурсный проект здания Дворца труда в Москве. 1923. Перспектива. Вторая премия.