Culture and art

Культура и искусство

Скульптор Андреев Николай

Н. Андреев. В. И. Ленин. Гипс, крытый лаком. Около 1929

Н. Андреев. В. И. Ленин. Гипс, крытый лаком. Около 1929

Скульптор Андреев Николай Андреевич

Облик Владимира Ильича Ленина давно привлекал к себе внимание художников. Много появилось портретов вождя Великой пролетарской революции в живописи, скульптуре, рисунке и гравюре. Многие среди этих портретов удачны. Однако на первом месте, бесспорно, здесь следует поставить все то, что было сделано скульптором Н. А. Андреевым.
Все это произведения скульптора Н. А. Андреева. Он родился в 1873 году, умер в 1932 году. Был сыном бедного московского служащего из крепостных крестьян. В детстве терпел большую нужду. Семья была много? численная, заработок малый. С огромным трудом, благодаря своей воле и таланту Андреев пробил себе путь к искусству, окончив в Москве два высших художественных училища. Он рано выдвинулся и стал в первом ряду мастеров русского искусства еще до революции.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Гипс тонированный. 1920.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Гипс тонированный. 1920.

С первых же дней Великой пролетарской революции Андреев бесповоротно стал на ее сторону. И происхождение, и большой, серьезный ум, и зоркая наблюдательность помогли ему правильно понять и оценить значение Октября.
Сильнее всего привлекала к себе внимание Андреева личность вождя революции. Художник настойчиво искал встреч с Владимиром Ильичем, неизменно бывал везде, где Ленин выступал публично: на митингах, собраниях, съездах, конгрессах? Зоркий глаз художника остро и внимательно изучал на далеком и близком расстоянии облик вождя, характерные формы его головы, выражение лица, движения рук, пропорции фигуры. А рука неутомимо набрасывала в больших и маленьких блокнотах, на случайных клочках бумаги драгоценные живые впечатления. Набрасывала быстро, нередко лишь намеками, понятными только самому автору. Наброски просты, деловиты. Они всегда открывают что-нибудь важное, существенное в облике Ленина.
Вот наброски головы в различных положениях, поворотах. Вот ленинское лицо с прищуренным глазом, с говорящими и с сомкнутыми губами. Десятки неповторимых выражений лица, почти неуловимых. Здесь — только очерк губ. Там — один только глаз с поражающей остротой и силой взгляда. Вот Ленин на трибуне — цельной фигурой, полуфигурой. Один и в окружении. То он внимательно и напряженно слушает, то произносит какое-то яркое, острое слово — одно из тех, которые покоряли, зажигали аудитории.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Гипс, крытый лаком. Первая половина 1920-х гг.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Гипс, крытый лаком. Первая половина 1920-х гг.

Как скульптор Н. А. Андреев работал над изображением В. И. Ленина
торию, заставляли ее восторгаться, негодовать, смеяться, сплачивали волю масс к действию, с необычной ясностью и простотой объясняли положение.
Просмотр этих беглых (черновых) андреевских набросков оставляет поразительный след. Перед нами неожиданно вырастает реальный образ, живой Ленин, с силой необычайной и неотразимой.
Художник продолжал свои зарисовки. По этим наброскам он закончил несколько замечательных портретов. Особенно хороши из них три. Первый подписан самим Владимиром Ильи- чем. В нем прекрасно переданы ленинское выражение глаз, мягкая, чуть-чуть насмешливая улыбка губ. Наклон головы подчеркивает колоссальный купол ленинского черепа, вместилище его гениальной мысли. Второй рисунок изображает голову Ильича в три четверти, сзади. То же преобладание мощного черепа. Улыбка профиля найдена с волнующим очарованием.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Мрамор. 1932.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Мрамор. 1932.

Мастерство художника и здесь полно и убедительно. Но мы хорошо знаем, что это зрелый плод не только таланта, но и большой, тяжелой предварительной работы художника над собой.
В третьем портрете Андреев показывает великого вождя пролетарской революции. Решительно и мощно движение поднятой вверх головы. Черты лица строги, суровы. Властный взор смотрит из-под сдвинутых бровей вперед, в бесконечные дали, открываемые революцией. Продольные глубокие складки легли над переносьем. Выпуклости высокого лба подчеркнуты, как бы отражая движение мысли. Сомкнутые губы полны силы. В них непреклонная воля. Это портрет героический. Идея портрета отразилась в манере рисунка — в его обобщенных и строгих приемах.
Рядом с зарисовками шла и работа скульптора. С небольшим куском мягкой мастики Андреев наблюдал Ильича за работой, ловил пластическое сходство. Это было трудно. Владимир Ильич не позировал, поглощенный своей огромной работой. Он был в постоянном движении! Многие неудачи_и Ттерёделки для художника были неизбежны Они и дали Андрееву» возможность позднее представить фигуру Ленина в любом положении. От этой поры сохранилась в Музее Ленина маленькая голова из мастики — первичная завязь, из которой позднее выросла вся андреевская скульптурная поэма о Ленине, его Лениниана.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Сангина, итальянский карандаш, пастель. 1924.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Сангина, итальянский карандаш, пастель. 1924.

Дальше наступила длительная полоса творческой работы над образом уже в мастерской.
В течение первых пяти лет Андреева занимал образ Ильича за работой. Появилось несколько небольших скульптур, поражающих сходством. Самая удачная — 1920 года — изображает Лёнина за письменным столом. Он работает, склонившись к столу над рукописью. Правая рука с пером на бумаге, левая касается мизинцем губ. Сам художник, требовательный к себе, ценил эту скульптуру. Перед нами как бы простой и теплый рассказ о трудовых буднях великого человека.
Выполнил художник и ряд других вариантов на ту же тему. Они разнообразны, и каждый по-своему очень хорош. Их можно видеть и в Музее Ленина, и в Третьяковской галерее.
Второй период в развитии андреевской Ленинианы развертывается после смерти Владимира Ильича, с 1924 года.
Художнику был заказан скульптурный портрет для зала Совнаркома. Он принял заказ, но настоял на полной свободе во времени. Он избегал торопливости. Новая работа заняла пять лет — до 1929 года. Художнику помогали также советы людей, близких Владимиру Ильичу и хорошо его знавших.
За это время появились десятки произведений с различной степенью законченности, поражающие разнообразием замыслов. О характере работы Андреева много говорит находка в его мастерской после смерти художника. Были открыты тридцать семь вариантов скульптурного портрета головы Владимира Ильича. Каждая с особым, неповторимым выражением. Все это — поиски такого характера образа, который мог бы художника вполне удовлетворить. Но он уже не доверял собственной памяти. Он стремился к тщательной проверке своих былых впечатлений: внимательно и математически точно измерил пропорции фигуры Ленина; изучал и зарисовывал его костюм, обувь, рабочее кресло. Обмеры и чертежи видны в альбомах и на отдельных листах.

Скульптор Андреев Николай

Н. Андреев. В. И. Ленин. Рисунки с натуры. Сангина, карандаш. 1920.

В 1929 году Андреев представил комиссии Совнаркома три варианта — из них две большие полуфигуры.
Так завершается второй период андреевской Ленинианы.
В третьем периоде захватывают художника поиски образа вождя. Он — оратор, выступаю­щий на мировой трибуне Октября. Эти поиски начались уже раньше, за несколько лет. Но теперь они привели к нескольким новым, большим, замечательным произведениям. Они завершаются выполнением крупной фигуры Ленина в самую последнюю пору жизни художника, в 1930—1932 годы. В этом замечательном произведении обобщилось все самое сильное и лучшее, к чему приходил художник за годы своих исканий.
Образ Ленина прост. Он выражается художником скупым и строгим языком, глубоко скромными художественными приемами. Поражающее сходство, живые, правдиво данные черты Ильича, характерный жест — все реально. Знакомые черты Ильича теперь приобретают новый смысл. Намек на него мы уже видели в «героическом» портрете-рисунке.
Стальная воля, гениальная мысль, ясно намечающая будущие пути человечества, — все это превращается в призыв вождя с мировой трибуны к массам человечества не только в настоящем, но и в будущем. Фигура полна огромной внутренней мощи. Особенно выразительна и хороша голова, высоко поднятая в сильном повороте, с глазами, обращенными вперед.
Вместе с этой работой неутомимый мастер оставил несколько произведений, в которых он хотел еще обобщеннее выразить идею Ленина-вождя. Лучшее — большая голова: Ленин в шапке и в шубе. Оно было предназначено для выполнения в граните.
Андреевская Лениниана была прервана смертью художника. Но и в этом виде она — небывалое явление в мировом искусстве. Лениниана Андреева — ценнейший вклад в дело коммунизма средствами изобразительного искусства.