Culture and art

Культура и искусство

Современный карельский костюм

Костюм Русский Север 2

Костюм Русский Север

Современный карельский костюм

Народное искусство это основа для творчества многих современных художников. Мотивы узоров резьбы по дереву, павловских платков, гжельской и хохломской росписи, жостовских подносов и многое другое нашли отклик в творчестве художников-модельеров и послужили ассоциативным источником при создании современного сценическог костюма. Среди первоисточников, располагающих огромным количеством интересного материала и предлагающих возможности для интерпретации, особое место занимает народный костюм.

В народном костюме соединяются функциональность, простота и логика форм с природной красотой и эстетикой крестьянской жизни, он является наиболее ярким отражением философских представлений крестьян об окружающем их мире, своеобразным «Символом мироздания».
Национальный костюм — это частица материальной и духовной культуры этноса, сложнейший творческий объект, соединяющий в единое целое различные виды декоративного искусства —вышивку и ткачество, лоскутное шитьё и вязание, плетение и кружево.
Особая заслуга в разработке современного костюма принадлежит замечательному художнику Надежде Ламановой, которая в 20-е гг. минувшего века создала первую коллекцию современного костюма на основе национального, открывшую миру подлинное богатство русского народного костюма и так называемый «русский стиль». И уже позже многие российские и зарубежные художники не раз обращались к традиции, используя и переделывая многочисленные идеи, заложенные в народном костюме. Одним из величайших последователей Надежды Ламановой стал художник-модельер Вячеслав Зайцев, чье творчество всегда строилось на трепетном отношении к народному искусству и национальному костюму, к его пластике и конструкции, к линиям декора, к фактуре и тканям к удивительным по форме и отделке головным уборам, к эстетике красоты и философии костюма как вершинам народного творчества.
Поэтому в основе конструкции народной одежды лежит уникальная система геометрического кроя, основанная на составлении деталей из простых геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, полученный из согнутого пополам или разрезанного квадрата, ромб, сложенный из двух равносторонних треугольников, и т. д.). Из этих фигур, несущих еще и важную смысловую нагрузку, составлены более сложные и символические фигуры кроя — крест (рубаха), трапеция (косоклинный сарафан, юбка), круг (душегрея, коротена). Интересно, что простейшие фигуры лежат в основе не только геометрических орнаментов, но и зооморфных и антропоморфных рисунков счетных техник вышивки, ткачества и кружева, которые вместе с цветовым наполнением создают декор костюма и, вместе с тем, выполняют магическую силу оберега от «нечистой силы», располагаясь по многочисленным линиям швов, вороту, низу рукава и рубахи, поясу, головному убору. Та же магическая геометрия лежит в основе формы народной одежды — в основном это прямоугольный, трапециевидный силуэты и их комбинация, и эта символика формы является базовой частью современных методик моделирования костюма.
Мода XX в. обозначила четыре основных направления в костюме — это классический, спортивный, романтический и фольклорный стили. Фольклорный стиль, основанный на проектировании одежды на основе народного костюма, был несколько обособлен и специфичен, и в разные десятилетия эта тема интерпретировалась по-разному — например, соединялись воедино народный крой и новые материалы, или, наоборот, линии современной конструкции обогащались элементами декора, заимствованными из народного костюма или различных видов народного искусства. В процессе изучения и творческого переосмысления художником богатейшего материала создавались стильные образные коллекции одежды, каждая модель которых была индивидуальна и неповторима, а также многочисленные сценические костюмы.
На рубеже веков получила иразвитие новая тенденция: исчезли в моде ограничения между основными стилистическими направлениями, появилось множество «микростилей», основывающихся на
новейших технологиях, уровне цивилизации, философии современного человека. Развитие моды космополитично — наступила эпоха эклектики и «многостилья», т.е. соединения и взаимопроникновения нескольких стилей в костюме. Сгладились все грани, и возникла опасность всеобщей похожести. Поэтому сегодня главной темой для вдохновения художников разных стран является этнография и мировая культура, возможность выразить себя через народное творчество. «Этнический стиль» как удачное соединение традиций и современности проявляется сегодня в совмещении подчеркнуто строгих линий новых форм и силуэтов делового костюма, спортивности и эклектичности молодежной джинсовой одежды, пластики и фактуры нарядного платья для романтического вечера с элементами геометрического кроя и декором крестьянского костюма.
Настало время новых тканей и материалов, в отделку которых художниками уже заложены различные стилистические решения. В результате фактура материала уже включает характерные этнографические элементы (ткачество, вязание, вышивку, кружево, лоскутную технику, складки, бахрому и стежки), варианты рисунков (набойку, роспись, клетку, полоску, кайму) и легко их комбинирует. Ассортимент современных материалов для творческого переосмысления художником народного костюма бесконечно разнообразен. Это и различные по плотности, переплетению, рисунку ткани «под старину» — льняное полотно, шерсть (габардин, сукно, кашемир), шелк (тафта, жаккард, парча, атлас), хлопок (ситец, репс, штапель, сатин, бархат), необходимые для грамотного повторения этнографических образцов одежды народов, исторически населяющих территорию Карелии (древнекарельского, южнокарельского, среднекарельского, северокарельского костюмов, одежды Русского Заонежья и Поморья, вепсского костюма, финского и ингерманландского комплексов). Эти материалы необходимы также для разработки приближенных к ним так называемых «современных» традиционных костюмов, сохраняющих основы формы, кроя, технологий изготовления, цветовой гаммы и рисунков ручной отделки старинного крестьянского костюма того или иного района Карелии, но выполненных с учетом современных ширин тканей (75—80 см и 145—150 см), характеристик отделочных материалов и усовершенствованных технологий. Эти костюмы могут представлять наш край на республиканских, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и праздниках, культурных форумах.
Появилось большое разнообразие т. н. смешанных тканей, где натуральные волокна соединяются с искусственными и синтетикой или I полностью заменяются ими (вискоза, габардин, шифон, креп-сатин, кружевное полотно, костюмные ткани), сохраняя при этом рисунок и фактуру полотна. Обогатился ассортимент фурнитуры, и к традиционным пайеткам, бисеру, стеклярусу, тесьме и кружеву добавились всевозможные металлические пряжки, цепочки и застежки, готовые фрагменты отделки костюма, выполненные под ручные вышивку, кружево, вязание и ткачество, уже расшитые тесьма и декоративные детали. Все эти материалы пластичны, функциональны, декоративны и, что немаловажно, экономичны, поэтому они могут широко использоваться для создания сценических костюмов вокальным, фольклорным и танцевальным коллективам, а также театральных костюмов для этнических постановок с использованием творческой интерпретации народного костюма.
При проектировании сценического или коллекционного современного авторского костюма-образа художником осуществляется более творческий подход к знаниям о народном искусстве и костюме, который требует не только тщательного изучения исторических материалов, но и умения выбрать из всего многообразия информации одну тему, творчески ее переработать, стилизовать и средствами костюма как визуального пространственного объекта добиться раскрытия заданного образа. Удачное решение этой задачи зависит от выбора сочетания новейших тканей с идеей костюма. Из разнообразия материалов, которые нам сегодня предлагает мода, — это металлизиюванная и цветная сетка и искусственная кожа, джинсовая ткань «в цветочек», органза, кристаллон, вышитые, вязаные и кружевные полотна, ткани с жатой и комбинированной фактурой, вельветы в полоску, с «ситцевым» и «платочным» рисунками, шерстяные ткани с набойкой, всевозможные слетки «шотландки», стеганые и расшитые многослойные полотна, гобелены и ткани со сложным жаккардовым рисунком. В сочетании с оригинальными отделочными материалами и фантазией художника-модельера и появляются авторские модели или тематические коллекции современного костюма, которые иллюстрируют неугасаюций интерес к крестьянскому костюму России и Карелии и по-новому открывают наше национальное искусство далеко за их пределами.
Лаконичность, созвучие декора неброссим краскам северной природы и в то же время большое разнообразие форм — эти черты характерны для костюмов народов Карелии, много веков живущих бок о бок на одной земле. Необходимо изучать, сохранять все то, что оставили нам наши бабушки и прабабушки, и, создавая сегодня праздничный, сценический или современный костюм, знать и уважать традиции того народа, образец народного костюма которого стал первоисточником для современного художника. И тогда связь поколений не прервется.
Хочется верить в то, что в Карелии и в будущем сохранится интерес к национальному костюму как к части истории. Жителей нашей республики и гостей музеи пригласят на новые экспозиции из старинных одежд и предметов крестьянского быта, перекочевавших из деревень на тесные полки запасников, а мастерам по костюму и модельерам откроются двери музейных фондов. Появятся информационные центры для тех, кто создает новые сценические образы, а молодежь сможет познакомиться со своей историей на сайте национального костюма Карелии. Будут проводиться фестивали и конкурсы, где центром внимания станет традиционный костюм. И люди оденут его с удовольствием и гордостью не только для выступления на сцене или фольклорном празднике, а и на самый высокий прием. А еще появится много красочных изданий от открыток до альбомов с фотоматериалами подлинных народных костюмов, необходимых для современного художника, мечтающего сохранить эстетику красоты, духовное богатство и философию национального костюма Карелии в традиционном праздничном и современном костюме.

Ансамбль танца Созвездие

Ансамбль танца Созвездие

Веппский танец

Веппский танец

Вепсский танец

Вепсский танец

Карельский государственный краеведческий музей

Карельский государственный краеведческий музей

Карельский сценический костюм

Карельский сценический костюм

Коллекция Калевала

Коллекция Калевала

Костюм из коллекции Древняя Корела

Костюм из коллекции Древняя Корела

Костюм из коллекции Ладожская Карелия

Костюм из коллекции Ладожская Карелия

Костюм из коллекции Олонецкий хоровод

Костюм из коллекции Олонецкий хоровод

Костюм из коллекции Россия

Костюм из коллекции Россия

Костюм исполнительницы народных песен

Костюм исполнительницы народных песен

Костюм Петрушка

Костюм Петрушка

Костюм Русский Север

Костюм Русский Север

Костюм Северная жемчужина

Костюм Северная жемчужина

народный сценичкий костюм

народный сценичкий костюм

Олонецкий национальный музей

Олонецкий национальный музей

русский народный костюм

русский народный костюм

Современный народный костюм

Современный народный костюм

Танец Кассарекка

Танец Кассарекка

Танец Ланцы

Танец Ланцы

Танец Лебедушки

Танец Лебедушки

Танец Маанитуус

Танец Маанитуус

Танец Полюшко

Танец Полюшко

Танец рыбаки

Танец рыбаки

Танец Святая Русь

Танец Святая Русь

Фольклорный ансамбль Красная горка

Фольклорный ансамбль Красная горка

Экспозиция музея-заповедника Кижи. Зарисовки Порошина

Экспозиция музея-заповедника Кижи. Зарисовки Порошина

Эскизы народных костюмов Карелии Порошин

Эскизы народных костюмов Карелии Порошин