Culture and art

Культура и искусство

Сокровища Российского государства

Брошь «Стрекоза»
Москва. Мастерская В. С. Агафонова. 1899 — 1908 гг.
Золото, серебро, алмазы, бриллианты, изумруды, рубины, шпинель, фенакит, жемчуг
1,3 х 6,2 х 6,8 см
Дар М. В. Кусакиной в 1985 г.

Сокровища Российского государства

Веками благородные металлы являлись объектом поклонения и вожделения. Солнечный блеск нетленного золота и лунное мерцание магического серебра убеждали человека в их божественном происхождении и предназначении, делали их символами небесного и земного могущества. Прославляли иконописцев, златокузнецов и серебряников, воспринявших византийскую художественную традицию. Одним из важнейших культурных центров Руси был Новгород Великий.

К числу уникальных экспонатов выставки относится массивная золотая панагия. Эта композиция была связана с почитанием новгородцами иконы XII в, считавшейся чудотворной. Центральная, древнейшая, часть панагии (дробница с изображением Богоматери) помещалась на сканом фоне, образованном орнаментом из утолщенной сканой нити. Данный декоративный прием характерен для новгородского ювелирного искусства XIV в. Попав в Москву, панагия, по-видимому, в XVI в. К сожалению, поздние декоративные элементы, связанные с почитанием памятника, фактически закрыли древний сканый фон.
Лучше других русских городов знакомый с памятниками раннесредневекового западноевропейского искусства, Новгород пользовался этим преимуществом и в своих творческих поисках часто обращался к достижениям западной культуры. Одновременно с орнаментом из «восьмерок» в новгородской скани получает широкое распространение орнамент из «крупных сердец» —наследие византийской традиции.
Яркой самобытностью и выразительностью отличались литые и резные серебряные детали, украшавшие оклады, нательные, наперсные и напрестольные кресты новгородской работы: у фигуры распятого Спасителя подчеркнуто крупные кисти рук, особое положение фигуры и ступней. Все перечисленные признаки выступают в качестве атрибутирующих при определении происхождения памятников мелкой пластики XIV — XVII вв. На протяжении столетий мастера-новгородцы умело применяли все основные техники художественной обработки серебра.
В XV — XVI вв. наряду с новгородскими, особой красотой и благородством выделялись изделия псковских серебряников. Дошедшим до нас в единичных экземплярах образцам церковной утвари, выполненным в этом древнерусском художественном центре, присущи выразительный облик, лаконичность деталей и многовариантность декорировки.
Выдающиеся достижения Новгорода и Пскова оказали большое влияние на ювелирное искусство Москвы, Северо-Восточной Руси и Русского Севера. Соединив богатейшие традиции с новыми достижениями в стилистике, орнаментике, технике обработки благородных металлов, московские мастера создали памятники эталонного значения. К их числу относятся серебряные позолоченные потир и кадило с верхней чашей в виде шатрового завершения православного храма.
Если вторая половина XVI в. считается одной из высочайших вершин русского ювелирного искусства, то начало следующего столетия было для него драматичным. Успешная борьба с врагами, основание новой царствующей династии, необходимость скорейшего восстановления храмов способствовали подъему всех видов художественного ремесла, в том числе и ювелирного дела. В больших количествах и так называемые «вкладные» кадила, потиры, напрестольные кресты, лампады, водосвятные чаши в память умерших родственников. К числу таких раритетов относятся водосвятная чаша и массивная лампада — вклады представите русской аристократии князя Ивана Шуйского в особо почитаемый, известный с XII в. Богородице-Роздественский монастырь во Владимире.
Первые цари из дома Романовых, царевна Софья, регентша при малолетних царях Иване и Петре, покровительствовали деятельности русских ювелиров, которые с середины XVII в. обратились к повышенной декоративности, «узорочью».
Конец XVII — первые десятилетия XVIII в. ознаменовались увеличением контактов России со странами Центральной и Западной Европы, что не замедлило сказаться на приемах декорировки драгоценных изделий как светского, так и церковного характера. Церковную утварь, а также сугубо светские изделия, например, массивные серебряные кружки нередко украшали библейскими сюжетами.
Преобразования Петра 1 в начале XVIII столетия имели целью вхождение России в круг просвещенных европейских государств. Упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Синода в значительной степени изменили привычный уклад церковной жизни.
Если во времена императрицы Анны Иоанновны в панагиях акцент делался на центральном эмалевом изображении, то теперь они нередко имеют роскошные бриллиантовые оправы, обрам- ющие скромные по площади основные композиции. Пример тому панагия «Воскресение Господне», украшенная почти тремя сотнями алмазов и бримиантов. С точки зрения стилистики, подбора камней, цветовой гаммы эмали этот памятник, несомненно, родственен роскошным окладам икон и богослужебных книг, дароносицам, потирам, наперсным крестам и панагиям эпохи императрицы Екатерины Великой.
Особую духовную и мемориальную ценность имеют экспонируемые на выставке памятники церковного искусства XIX в., связанные с Отечественной войной 1812 г . и освобождением славян Балканского полуострова от многовекового турецкого владычества.
Все известнейшие российские ювелирные фирмы, получившие широкое международное признание, уделяли значительное внимание изготовлению памятников церковного искусства. Наиболее яркими и своеобразными были изделия, создававшиеся в «новом русском стиле», основанном на творческом использовании национальной орнаментики, сюжетов и форм, характерных для XVII столетия и более ранних эпох.
Горки с выполненными из благородных металлов кубками, стопами, чарками, стаканами и ковшами являлись самым распространенным украшением внутреннего убранства теремов русской знати. В записках любознательных иностранцев, посещавших Московию в XVI — XVII вв, имеются восхищенные рассказы о несметных сокровищах царей, бояр, именитого купечества.
Необходимо отметить, что при изготовлении светских изделий из благородных металлов использовались те же технологии, стилистические и орнаментальные приемы, что и в церковном ювелирном искусстве: резьба, гравировка, чеканка, литье, эмаль и чернь. Производство драгоценной питьевой и столовой посуды, разнообразных мужских и женских украшений было сосредоточено в основных средневековых художественных центрах: Новгороде, Москве, Ярославле. В мастерских Московского Кремля работали лучшие русские и иноземные мастера, что позволило столице занять главенствующее место в русском ювелирном искусстве. Именно здесь вплоть до начала XVIII в. изготовились царские чары, стаканы, ковши, тарели с владельческими надписями.
Особое место с XV в. отводилось созданию драгоценных ковшей, изначальная форма которых восходила к деревянной посуде конца III — начала II тыс. до н. э. Согласно письменным источникам первые золотые и серебряные ковши выполнили в XIV в. мастера Новгорода Великого. В глазах владельцев они имели огромную ценность: их отмечали в качестве «отчего» наследства в грамотах великих князей, завещаниях именитых бояр, в описях монастырских ризниц. До второй трети XVIII в. серебряные ковши изготовлялись преимущественно путем холодной проковки, позволявшей максимально выявить природную красоту серебра.
Так называемые «жалованные» ковши имеют рад отличительных черт: на стенках с внешней стороны помещается резная или рельефная, организованная по единой форме надпись, начинающаяся с полного титула правителя; далее называется имя награздаемого, указываются род его занятий и заслуги. Завершается надпись, как и положено в документах, датой. На таких ковшах всегда присутствует государственная символика в виде герба — двуглавого орла, который в качестве украшения может располагаться на носике или ручке ковша. На дне ковша находится герб большего размера, выполненный в различных техниках. В XVIII в. жалованные ковши имели на передней части тулова, либо на рукояти, либо внутри герба в особом медальоне изображения царственных особ-дарителей.
Жалованными ковшами отмечались представители различных сословий: купцы — за удачную торговлю, чиновники таможенной службы — за сбор пошлин, служивые Посольского приказа — за выполнение особых поручений, зодчие — за архитектурные постройки, служащие — за создание драгоценной утвари для крупнейших монастырей, верхушка казачества — за обеспечение спокойствия и порядка в столицах и т. д. Представленный на выставке массивный серебряный ковш был пожалован в 17581..
императрицей Елизаветой Петровной атаману Войска Донского Никите Родионову «За верные его и многие службы». Функцию «пожалования» иногда выполняли и богато декорированные стопы. Как и ковши, они являлись прообразом будущих наград — орденов и медалей.
Преобразования, осуществленные Петром 1 в начале VIII столетия, изменили весь жизненный уклад высшего сословия. Дошедшие до наших дней памятники характеризуются некой театральностью, наивностью, часто имеют амегорический, нравоучительный характер, что отражает попытки императора воздействовать на нравственное состояние общества с помощью зрительных образов. Примером может служить поднос, украшенный имюстрациями из популярной в России книги «Символы и эмблематы». Гравюры из этого издания широко применялись в VIII в. дда украшения питьевой посуды.
Петровское время характеризуется появлением такой массовой, разнообразной по декору продукции, как драгоценные табакерки. Нюхание и курение табака, за которое в правление отца Петра, царя Алексея Михайловича, следовало уголовное наказание, теперь было модно и вызвало создание табакерок различных величин и форм. Крышки украшались портретами монархов, монетами и медалями, гравированными географическими картами, изображениями планов городов и архитектурных памятников.
Именно в годы правления Петра 1, после открытия месторождений драгоценных металлов, в России начинает увеличиваться производство изделий из золота и серебра, особенно — крупных форм.
Экспонируемые на выставке московские изделия второй половины XIX в, выполненные в стиле национальной романтики с ее обращением к идеализированным картинам народного быта, русской истории и мифологии, соседствуют со строгими элегантными работами петербургских мастеров и произведениями так называемого «полкового серебра», связанного с историей элитных воинских подразделений.
К разряду уникальных относятся драгоценные предметы домашнего обихода, украшенные черневыми изображениями архитектурных сооружений, многие из которых уже не существуют.
Особый интерес представляют памятники светского ювелирного искусства, принадлежавшие историческим личностям.
Украшенная чернью табакерка с портретом сподвижника Екатерины II губернатора Сибири Д. И. Чичерина; коробочка с вензелем императора Павла 1 и т. д. К уникальным памятникам относится серебряная кружка данцигской работы, купленная в 1734 г. русским офицером, принимавшим участие в возведении с помощью российского оружия на польский престол коро 1 Августа III.

Сокровища Российского государства

Ковчег-ставротека «Спас на престоле» Новгород. в. Серебро, дерево, ткань; басма 12,6 х 10,9 см Куплено на Торгу в 1906 г.

Ставротека — ковчег для мощей и частиц Истинного Креста. Крышка, поля и торцы покрыты басмой. Изображение Спаса аналогично литому изображению Спасителя из Деисуса новгородского бронзового хороса конца в. из Софийского собора. Каждая деталь изображения отличается особой выразительностью, характерной для аналогичных памятников новгородского происхождения.

Сокровища Российского государства

Блюдо церковное «БЫСТЬ ЧРЕВО ТВОЕ СВЯТАЯ ТРАПЕЗА… »
Псков. в. Серебро; чернь, резьба. Диаметр 30,6 см Куплено у Е. И. Силина в 1926 г.

Сосуды для «богородичного хлебца» относятся к малоизвестным видам древнерусской литургической утвари. Упоминания о них встречаются в текстах с XI в. Согласно византийским толкованиям, известным на Руси с в., частицы богородичного хлеба раздавались на монастырском обеде как воспоминание явления Богоматери апостолам при их трапезе по вознесении Ее на небо. Одним из ранних примеров изображения на эту тему является композиция «БЫСТЬ ЧРЕВО ТВОЕ СВЯТАЯ ТРАПЕЗА”.» Это — шедевр древнерусского среброделия, одно из лучших произведений псковских мастеров. Фигуры апостолов на блюде сопоставимы с резными изображениями середины в. Особенности композиции, разнообразие поз указывают на развитую художественную культуру того времени.

Сокровища Российского государства

Кадило
Россия. 1597 г.
Серебро; позолота, резьба, литье Высота 33,5 см
Дар М. Веневитинова в 1890 г.

Кадило относится к редчайшим памятникам золотого и серебряною дела средневековой Руси. Известны только два кадила, крышки которых являются прямым отражением в ювелирном искусстве самобытнейшего архитектурного сооружения — православного храма с шатровым покрытием (первой на Руси каменной постройкой такого типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, возведенная в 1533 г.).
Кадило 1597 г. имеет несомненное сходство с хранящимся в Оружейной палате кадилом из Спасо-Песношского монастыря, датированным по нижней части и отдельным деталям 1469 г. , а шатровое завершение — первой третью XVI в.
На венце нижней части кадила вязью выполнена надпись: «Лета 7105 ( 1597 г.) марта в 11 день при благоверном царе и великом князе Федоре Ивановиче всея Руси Каменного монастыря архимандрита Сергий переделывал кондило казенное серебряное старое прибавил из государевой дачи двадцать лжиц серебряных».
Спасо-Преображенский ККдменный монастырь, расположенный в 50 км от Вологды на острове в Кубенском озере, относишь в числу древнейших на Русском Севере. По преданию, записанному в конце XVв., он был основан около 1260г. князем Глебом Васшьковичем, первьш самостоятельного Белозерского княжества. Время не пощадило монастырь и его культурные ценности: после первого упразднения монастыря в конце XVIIIв. многие хранившиеся здесь иконы, книги, драгоценное шитье, «мелькая шамика, церковная утварь бьылиутрачены.

Сокровища Российского государства

Кадило
Москва. 1645 г.
Серебро, медь; позолота, резьба, чеканка, литье Высота 26,5 см
Из музея Александровой Слободы в 1930 г.

Кадило имеет почти шарообразную форму. Тулово состоит из двух полусферических чаш, расчеканенных косыми ложками. Через одну, ритмически повторяясь, ложки покрыты четким и рельефным травным орнаментом по канфаренному фону. Кадило завершает цилиндрический барабан с прорезными оконцами, декорированный орнаментом «под кирпичную кладку». Барабан венчает главка луковичной формы, покрытая чеканным чешуйчатым орнаментом, с гладким восьмиконечным литым крестом. Коптильник круглый, с чеканным орнаментом трав, с гладкими кольцом. Поддон расчеканен более мелким растительным орнаментом, включающим отдельные элементы архаики. Во время литургии сжигавшийся в кадилах ладан создавал в храме атмосферу «райского благоухания».

Потир
Москва. Серебряная палата Московского Кремля. 1686 г.
Серебро; позолота, чернь, литье, резьба Высота 32,5 см; диаметр 16,4 см Происходит из ризницы Высокопетровского монастыря. Поступил из государственного учреждения в 1966 г.

Чаша потира украшена семью резными позолоченными изображениями деисусного чина и Голгофского креста в овальных рамах. По венцу идет резная надпись литургического характера в восьми прямоугольных клеймах, между которыми находятся изображения херувимов и серафимов. Фон покрыт густым черневым орнаментом мелких трав и цветов. Средняя часть потира сделана в форме грушевидной вазы с резным орнаментом из крупных цветов, завитков и гирлянд на черневом фоне. Поддон расчеканен широкими плоскими ложками, украшенными черневыми цветами на канфаренном фоне и резными позолоченными цветами на фоне мелкого черневого растительного орнамента.
Василий Васильевич Голицын (1643 — 1714) возглавлял Посольский и другие приказы (1676— 1689). К его успехам на дипломатическом поприще относится заключение в 1686г. «вечногомира» с Польшей. Образованный человек, Голицын выступал за углубление международных контактов России. Фаворит царевны Софьи. После воцарения Пшра1 сослан на Север.
Московский Высокопетровский мужской монастырь впервыеупоминается в летопи- с.ях в 1377г., хож, предание возводит его историю к временам московского кмзя Ивана Калиты и митрополита Петра, т. е. к 1330-м гг. В — начале XVIIIв. обитель пользовалась особьш вниманием царственных особ и знати.
По нижнему краю поддона — резная надпись о вкладе потира в церковь Вознесения Христова. Вкладчик — боярин, князь В. В. Голицын.

Икона «Спас в Славе» в окладе
Ярославль. Вторая половина ^^VII в.
Серебро; позолота, чеканка; дерево,
темпера
39.4 х 38,3 см
Из Госфонда в 1934 г.

Оклад иконы относится к редким по выразительности и художественным достоинствам памятникам церковного среброделия ярославской школы. Это классический образец окладов конца YII в., когда драгоценное убранство закрывало почти все изображение, оставляя открытыми лишь лики, руки, ступни ног. Пышный декор оклада демонстрирует исключительное мастерство ювелиров, использовавших в своем творчестве как народные традиции, так и стилистические мотивы западноевропейского и восточного декоративно-прикладного искусства.

Панагия на цепи
Москва. 1731 г.
Золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды, стекло, кварц, шпинель; эмаль, позолота
11,6 х 5,6 см; цепь — 112 см Из Донского монастыря при ликвидации Антирелигиозного музея искусства в 1935 г.

На лицевой стороне панагии находится эмалевая дробница с живописным изображением Распятия. В обрамляющей изображение оправе, украшенной рубинами и изумрудами, помещены четыре миниатюрные дробницы с двумя предстоящими — Саваоф ом и Марией Магдалиной. На оборотной стороне панагии — дробница с надписью: «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА АННА ИОАННОВНА САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ СИЮ ПАНАГИЮ ПОЖАЛОВАЛА БОГОМОЛЬЦА АРХИМАНДРИТА ИЛЛАРИОНА В ЧЕСТЬ СВЯТЫЯ ОБИТЕЛИ, НАРИЦАЕМЫЕДОНСКИЕ 1731 ГОДУ АПРЕЛЯ 17 ДНЯ».
В декоре панагии ощутимо влияние церковного искусства Украины, в котором со второй четверти XVIII в. было широко распространено применение в оправах пышных барочных элементов и черного ф она для живописных эмалевых изображений.
Донской мужской монастырь основан в Москве в конце XVIв. в честь иконы Богоматери Донской, спасшей в 1591 г. город от нашествия войск крымского хана Клзы-Гирея. Обитель пользовалась покровительством Бориса Годунова, царевны Софьи, Петра I, русских аристократов, которые щедро одаривали монастырь.

Крест наперсный
Киев. Конец XVII — начало XVIII в.
Золото, серебро, алмазы, бриллианты, рубины, корунд (розовый сапфир), шпинель; эмаль, позолота 9,4 х 15,0 см
Из собрания П. И. Щукина в 1905 г.

Крест с четырьмя фигурно вырезанными, расширяющимися концами. По ажурной, декорированной драгоценными камнями, лицевой стороне украшен пятью эмалевыми дробницами с живописными изображениями: «Распятие», «Воскресение», «Моление о чаше», «Христос в терновом венце», «Христос в темнице». Крест относится к высокохудожественным памятникам церковного и ювелирного искусства рубежа ХII — ХIII вв. Мастер, использовавший западноевропейские приемы в декорировке, создал изделие, которое в следующих столетиях служило образцом для столичных мастеров при выполнении аналогичных заказов.

На оборотной стороне рукояти помещена запись о том, что крест создан повелением царя Федора Алексеевича для вклада «… В ЦЕРКОВЬ ИОАННА БЕЛО ГРАДСКОГО, ЧТО У НЕГО ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ВВЕРХУ». Декори- ровка креста имеет прямые аналогии в русской светской книжной гравюре второй половины XVII в. («Букварь» Кариона Истомина), что, вероятно, отражало личные вкусы заказчика.
Царь Федор Алексеевич (1661—1682гг., на престоле с 1676г.) — старший брат Петра I. Был незаурядным человеком, талантливым правителем, инициатором ряда важных внутренних реформ. Широко образованный человек, царь поддерживал идею создания в Москве Славяно-Греко-Аатинской академии — первого высшего учебного заведения в России (1687г.). К числу несомненных успехов во внешней политике можно отнести, в частности, установление мирных отношений с Турцией.

Сокровища Российского государства

Крест напрестольный
Москва, 1679 г.
Серебро; чернь, резьба
36,5 х 20,2 см
Куплен у А.А. Конюшковой в июне 1939 г.

Живописное на перламутре изображение Богоматери «Знамение» в золотой с бриллиантами, изумрудами, крупным жемчугом оправе. Место прикрепления цепи к панагии выполнено в виде скульптурного литого изображения херувима, сплошь покрытого мелкими бриллиантами и алмазами. Оправа в стиле историзма с преобладанием элементов московского барокко относится к лучшим памятникам этого направления в церковном ювелирном искусстве Москвы середины XIX в.

Сокровища Российского государства

Панагия «Богоматерь Знамение» с цепью
Москва. 1847 г.
Золото, алмазы, бриллианты, изумруды, жемчуг, перламутр; литье
13,6 х 6,5 см; цепь — 100,7 см
Из Государственной библиотеки им. В. И. Ленина в 1939 г.

В христианской церкви с XI в. епископская митра стала восприниматься как подобие императорской короны и получила символическое значение, напоминавшее о терновом венце Христа. В России со времен Церковного собора 1667 г. золотые и серебряные митры жаловались не только епископам, но и архимандритам. Митры высших духовных иерархов венчались драгоценным крестом. В художественном решении митры мастера фирмы Оловянишникова соединили элементы национального романтизма и модерна, что позволяет отнести ее к уникальным памятникам церковного искусства начала ХХ в.

Сокровища Российского государства

Митра
Москва. Фирма П. И. Оловянишникова. 1908 — 1917 гг.
Серебро, изумруды, аквамарины, аметисты, турмалины, жемчуг, перламутр, текстиль; эмаль, позолота Высота 19,5 см
Из старых поступлений. Занесена в Инвентарь ГИМ в 1933 г.

Церковные изделия из драгоценных металлов, изготовленные фирмой П. И. Оловянишникова, отличаются ярким, своеобразным обликом, обусловленным использованием мотивов раннехристианского искусства, московского «узорочья» ХVII в. и отдельных орнаментальных элементов русского модерна рубежа веков.

Сокровища Российского государства

Икона «Святой Николай Чудотворец» в окладе
Москва. Фирма П. И. Оловянишникова. 1908 — 1917 гг. Серебро; позолота, чеканка; дерево, темпера
38,0 х 29,3 см
Дар Л. А. Бережной в 1970 г.

Сокровища Российского государства


Складень
Москва. Фирма П. Овчинникова. 1899 г.
Серебро; эмаль, позолота; масло
39,6 х 44,8 см
Из Военно-Исторического музея в 1930 г.

Уникальный памятник русского ювелирного искусства последних десятилетий XIX в., трехстворчатый складень был создан мастерами всемирно известной фирмы П. Овчинникова. Декор, живописные изображения, эмалевые композиции и отдельные детали орнаментального убранства соответствуют эстетическим принципам стиля национального романтизма — нового русского стиля. Икона «Преображение», находящаяся в среднике складня, особо почиталась в гвардейском Преображенском полку, участвовавшем во всех важнейших баталиях XVIII — XIX вв. Складень изготовлен в ознаменование боя у селения Кульм (на дороге из Праги в Дрезден), в котором союзнические войска под командованием генерала М. Б. Барк- лая-де-Толли разгромили французский корпус генерала Д. Вандама. Важнейшую роль в победе сыграла русская гвардия — Измайловский, Семеновский и Преображенский полки. Вокруг иконы размещена надпись «За оказанные подвиги в сражении 17-го августа 1813 года при Кульме».

Сокровища Российского государства

Братина
Москва. XVII в.
Серебро; позолота, чеканка, резьба Высота 9,3 см; диаметр 7,5 см Куплена у В. Я. Кондратьева в 1892 г.

Форма братины восходит к древнему типу питьевой посуды, применявшейся славянами в быту и в ритуальных целях. На Руси известна с XII в. Первые письменные упоминания о русских драгоценных братинах относятся к XVI в. По венцу братины резана надпись «братина боярина и дворецкаго и оружейничего Богдана Матвеевича жены его боярыни Марии Ивановны Хитрово».
Хитрово Богдан Матвеевич — видный дютель второй половины XVIIв. Много лет возглавлял Оружейную палату Московского Кремля.

Чарка мерная императора Петра Великого
Россия. Начало XVIII в.
Серебро; позолота, ковка, резьба
5,0х 11,0 х 7,0 см
Из собрания П. И. Щукина в 1905 г.

Скромность декора и строгая форма изделия соответствуют его утили тарному назначению и вкусу владельца — императора Петра Великого.

Сокровища Российского государства

Стакан
Москва. 1721 г.
Серебро; резьба, гравировка
12,2 х 10,8 х 10,8 см
Из собрания П. И. Щукина в 1905 г.

Стакан в виде опрокинутого усеченного конуса имеет надпись по венцу «ВИВАТ ВИВАТ ВИВАТ ЦАРЬ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ » и резные изображения: с одной стороны — двуглавый орел между пальмовых ветвей, с другой — в круглом медальоне под короной — Самсон, раздирающий пасть льву. Стакан относится к группе аналогичных, отличающихся вариантами декора, памятников, созданных по случаю победы России в Северной войне (1700 — 1721). Библейский герой Самсон олицетворял русского правителя, а поверженный Лев — государственный герб Швеции — символически обозначал ее поражение.

Сокровища Российского государства

Поднос с эмблемами и символами
Россия. Первая половина XVIII в.
Серебро; резьба, чеканка
Диаметр 27,4 см
Куплен у М. И. Тюлина в 1909 г.

Уникальный памятник русского ювелирного искусства, в котором отразилась попытка государственного влияния на нравственное состояние общества, приобщение его к европейской культуре, где символы и эмблемы широко применялись для выражения чувств и их «смягчения».

Стакан
Москва. Начало XVIII в.
Серебро; позолота, чернь, резьба
8,1 х 7,0 х 7,0 см
Из собрания П. И. Щукина в 1905 г.
Инв. ГИМ 3414щ ОК 1096

На тулове стакана в трех картушах в обрамлении стилизованного растительного орнамента расположена черневая надпись, свидетельствующая о его принадлежности «Благородному Царевичу и Великому Князю Алексею Петровичу». Стакан является одним из наиболее ранних памятников русского ювелирного искусства, в декор которого включен российский герб в новом начертании: двуглавый орел с расправленными крыльями. Такая трактовка герба была характерна для правления Петра 1 и с тех пор закрепилась в государственной символике России.
Алексей Петрович (1690 —1718), царевич, старший сын Петра / от брака с Е. Ф. Лопухиной. Воспитанный в среде оппозиционно настроенного духовенства и боярства, царевич Алексей не понимал и не поддерживал реформы отца, что вызывало ответное недоверие и враждебность. Обвиненный в государственной измене, находился под следствием, был приговорен к смертной казни, умер при таинственных обстоятельствах в Петропавловской крепости.

Кружка с подъемной крышкой
Польша. Гданьск. Мастер Иоганн Йоде. 1707 — 1734 гг.
Серебро; позолота, резьба, литье, гравировка Высота 23,0 см; диаметр венца 13,7 см Из собрания П. И. Щукина в 1905 г.

Тулово кружки украшено тремя композициями на библейские темы: «Три отрока в геенне огненной» с изображением «Поклонение кумиру» на заднем плане; «Даниил во рве львином» и «Даниил перед Навуходоносором». По широкому борту основания пунцирована надпись «ПОДПОЛУКОВНИКА СЕМ (Е) НА ХВОСТОВА. КУПЛЕНА ВО ГДАНЬСЦЕ 4 ОКТЯ [БРЯ] 1734 Г. ».
Кружка была приобретена русским офицером, участником осады и взятия Гданьска войсками под предводительством Ми- ниха в ходе военной кампании 1734 г., в результате которой на польском королевском престоле оказался Август III Саксонский.
Принимая во внимание, что среди работ Иоганна Йоде нет ни одной гравированной и, в тоже время, мастер неоднократно создавал изделия при участии других серебряников, можно предположить, что декор кружки — работа либо неизвестного нам гданьского мастера, либо — итог деятельности русского гравера в Москве или Петербурге, где эта техника получила максимальное развитие и широко применялась на рубеже ХII — ХIII вв.

Табакерка
Сибирь. Вторая половина ^YIII в.
Серебро; позолота, чернь, резьба, канфарение; холст, масло 6,3 х 9,7 х 6,0 см
Из собрания П. И. Щукина в 1905 г.

На крышке, стенках и исподе дна табакерки расположены черневые изображения планов крупнейших сибирских городов второй половины VIII в.: Тобольска, Енисейска, Тюмени, Тары, Томска, Туринска. В крышку с внутренней стороны вставлен писаный маслом погрудный портрет сибирского губернатора Д. И. Чичерина, что позволяет отнести табакерку к категории жалованных, предназначавшихся для награды за заслуги перед губернатором.

Табакерка выполнена в форме товарной упаковки — плетеного цибика, перевязанного веревками. В центре — черне- вой герб сибирского губернатора Д. И. Чичерина. На дне резана надпись в обрамлении завитков рококо: «Сия табакерка из милости пожалована его превосходительству господином сибирским губернатором и кавалером Денисом Ивановичем Чичериным в 1772 году января 1-го числа в Тобольску. В. К. » Уникальность табакерки — в надписи, существующей в единственном экземпляре и дающей представление о форме пожалования, исходящего от крупного чиновника, а не правителя государства.

Блюдо
Москва. 1770-е гг.
Серебро; позолота, чеканка Диаметр 34,5 см
Дар графа А. А. Бобринского в 1918 г.

Столовая посуда второй половины XVIII в. отличается разнообразием форм, пышностью чеканного рельефного цветочного декора на позолоченном фоне. Соответствующие эстетике стиля рококо, крупные миски и блюда, украшенные композициями из цветов на изящно изогнутых стеблях, связок плодов, листьев аканта, фигурок птиц, — определяют направление столичного среброделия 1770-х гг. В «блестящий век Екатерины» основными заказчиками и покупателями драгоценных изделий утилитарного назначения были царский двор, представители дворянства, богатого купечества. Блюдо являлось частью парадного сервиза графа А. Г. Бобринского, внебрачного сына Екатерины II.

Солонка
Великий Устюг. Мастер П. Жилин. 1797 г.
Серебро; позолота, резьба, литье, канфарение, чернь
9,2 х 8,9 х 7,4 см
Из собрания П. И. Щукина в 1905 г.

Прекрасный образец драгоценной столовой утвари эпохи классицизма. Выполнена в виде низкой вазы; по тулову украшена черневым орнаментом из гирлянд цветов, дополненных владельческой монограммой АР под короной и датой «1797 год». По нижней части тулова надпись «Губернский город Вятка». Солонка работы одного из лучших русских ювелиров конца YIII в. П. Жилина, по-видимому, относится к числу подарков, преподнесенных в конкретно обозначенном городе.

Ларец
Москва. Фирма П. Овчинникова. 1879 г.
Серебро, дерево, ткань; эмаль, позолота, резьба, скань, гильошировка 7,0 х 37,0 х 28,8 см
Из бывшего музея Старой Москвы в 1930 г.

Ларец, декорированный серебряными накладными украшениями в стиле национального романтизма, был вручен представителями французской колонии в Москве московскому губернатору князю В. А. Долгорукову по случаю его пятидесятилетия.

Чарка мерная императора Петра Великого
Россия. Начало XVIII в.
Серебро; позолота, ковка, резьба
5,0х 11,0 х 7,0 см
Из собрания П. И. Щукина в 1905 г.

Выполненный в стиле подражания старинным деревянным образцам, ковш вручался победителю скачек с преградами на дистанции две версты сто саженей. Приз был получен из рук императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, в Петегофе 1 июля 1886 г.

Кофейник, сахарница и молочник из чайно-кофейного сервиза
Москва. Фирмы П. Овчинникова, В. Семенова и М. Семеновой. Мастер М. Соколов. 1893—1894 гг.
Серебро, кость, перламутр; позолота, чернь, резьба, литье
Кофейник — 24,5 х 12,6 х 24,О см; сахарница — 17,5 х 18,0 х 12,2 см; молочник — 11,8 х 8,2 х 9,6 см Дар М. В. Глазина в 1967 г.

Кофе стал известен в Европе в конце VI в., а с чаем, напитком, происходившем из Китая, голландцы познакомили Старый Свет в начале УНв. В Россию чай попал в 1637 г, когда царь Михаил Федорович (1613—1645) получил его в подарок.
Драгоценная чайная посуда, производившаяся в Москве, Санкт-Петербурге, других городах с конца YIII в, была чрезвычайно разнообразна по формам и декору. Все ювелирные техники использовались при создании как больших чайных сервизов, так и отдельных предметов для чаепития. В соответствии с модой того времени чайно-кофейный сервиз из семнадцати предметов украшен изображениями московских храмов.

Медаль на смерть Александра 111
Санкт-Петербург. Медальер П. Стадницкий. Конец XIX в.
Серебро, дерево; литье, штамп
2,7 х 18,8 х 17,О см
Из музейных собраний и коллекций частных лиц, находившихся на хранении в музее и не взятых владельцами, в 1921 г.

Мемориальная медаль на смерть императора Александра 111 вставлена в спил дерева из крымского поместья императорской семьи. По легенде, дерево, использованное для обрамления медали, засохло вскоре после смерти императора.

Набор крюшона
Санкт-Петербург. 1904 г.
Серебро; чернь, штамп, резьба, ковка Из Военно-Исторического музея в 1930г.

Памятник относится к категории так называемого полкового серебра — предметам, отражающим в надписях и декоре историю и славные деяния элитных воинских подразделений. Сделан в виде солдатского котелка, подвешенного на таган из трех пик. Дополняют набор чарки в виде миниатюрных солдатских котелков. Нередко подобные памятники полкового серебра являлись подарком выходивших в отставку офицеров. Об этом обычае говорит имеющаяся в данном случае резная надпись «Старослуживой родной роте на добрую память».

Стакан
Санкт-Петербург. Фирма Фаберже. Мастерская А. Хольминга. 19 l 5 г.
Серебро; нефрит, позолота
9,8 х 7,5 х 7,5 см
Дар Э. А. Мулкиджана в 1982 г.

Памятники, созданные всемирно известной фирмой Фаберже в связи с Первой мировой войной, отличаются не просто сдержанностью, а суровостью облика, что позволяет говорить о возможности воплощения в предметах ювелирного искусства самых разнообразных человеческих чувств и переживаний.

Брошь-подвеска « Опахало»
Санкт-Петербург. 1899 — 1908 гг.
Золото, альмандины, пиропы 6,5 х 4,4 см
Из государственного учреждения в 1977 г.

Гранат, разновидностью которого являются альмандины и пиропы, — один из наиболее распространенных и популярных ювелирных камней. Украшения из этого камня известны еще с эпохи скифов (VI — IV вв. до н.э.). Считалось, что гранат способен оградить своего владельца от колдовства и врагов, приносит удачу в любви и развивает творческое воображение.