Culture and art

Культура и искусство

Суд Пилата

Суд Пилата

Суд Пилата Конец XV в. Московская школа Темпера. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева

Суд Пилата Конец XV века

Эта икона была написана для иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря близ Вологды.
Сюжет этот встречается в древнерусском искусстве чрезвычайно редко. На иконе изображен суд над Христом, который совершает Пилат, римский наместник в Иудее.

Композиция иконы очень продуманна и совершенна. Стройная женщина в алом плаще льет воду на руки Пилату. Лицо Пилата повернуто к суровому первосвященнику, который выразительным жестом руки как бы отталкивает последнее предложение Пилата о помиловании Христа. Рядом другой первосвященник, такой же жестокий и гордый, выслушивает нашептывания Иуды.
Вся группа судей восседает на скамье, стоящей на ступенчатом помосте. Помост расположен по диагонали от центра иконы к правому нижнему углу, что как бы предполагает скорое падение людей, вознесшихся сейчас так высоко. Неустойчивость, временность их положения еще раз акцентируется художником: ножка трона, самая дальняя ог зрителя и поэтому расположенная выше остальных, не стоит на помосте, а висит над ступенькой, как над бездной.
Иуда в красной рубахе палача замыкает композицию справа.
Слева она завершается и вместе с тем как бы вновь начинается стоящей фигурой Христа. Возникает композиционно-смысловая связь-противопоставление. Строгая, прямая фигура Христа, темно-вишневые его одежды—самое насыщенное пятно иконы — подчеркивают его весомость, незыблемость.
Христос не столько стоит перед судом, сколько противостоит людской суете и заблуждениям человеческой гордыни и злобы.