Culture and art

Культура и искусство

Татевос Геворкян

Татевос Геворкян (фото)

Татевос Геворкян (фото)

Скульптор Татевос Геворкян

Со стороны кажется, что этот молчаливый, застенчивый парень постоянно углублен в свои мысли, сосредоточен и собран, будто решает большую и сложную задачу. О себе, о своем творчестве рассказывает неохотно. Говорит скупо, не сыплет словами, вкладывая в каждую фразу Смысл и значительность. Столь же немногословно, но выразительно творчество скульптора Татевоса Геворкяна.

Т. Геворкян. Сестричка. Бронза. 1975

Т. Геворкян. Сестричка. Бронза. 1975

Посмотрите на его «Портрет архитектора Мамикона Фарсяна». Взгляд скульптора будто проникает в самую душу натуры. В характеристике лица героя ощущается сильное движение мысли. Сколько благородства, духовной энергии в спокойных внешне чертах. Портрет вырастает в обобщенный образ нашего современника — личности творческой, страстной, мыслящей. За эту работу Татевос Геворкян получил премию Ленинского комсомола за 1977 год и первую премию Академии художеств СССР в области скульптуры.

Т. Геворкян. Сопротивление. Гипс. 1973.

Т. Геворкян. Сопротивление. Гипс. 1973.

В искусство он пришел нелегко. И не сразу. Родился Том — так зовут его друзья — в Ереване, в семье железнодорожного рабочего. И хотя с детства любил рисовать, мысль о том, чтобы посвятить себя искусству, не приходила в голову. Однако искорка творчества, тлевшая где-то в глубине его души, не давала покоя. Она постоянно тревожила и требовала выхода, заставляя Тома метаться в поисках места в жизни, призвания. После девятого класса он перепробовал несколько профессий — казалось, все не то. Было время — всерьез увлекся летным делом: привлекла необычность и романтика профессии летчика. Правда, поступить в летное училище не удалось. Но со временем он научился видеть красоту здесь, на земле, в самых обыденных на первый взгляд вещах. В нем созревал художник, Геворкян подал документы в Ереванское художественное училище имени Паноса Терлемезяна, на отделение живописи. О скульптуре он тогда не думал. Но так уж получилось, что поступил он именно на отделение скульптуры, ибо только там оказалось свободное место. Надеялся, что при первой же возможности переведется на живописное, но… остался. «Это, наверное, здорово, — признался он как-то, — работать с разными материалами, искать пути пластического решения темы. Любопытное чувство овладевает тобой: с одной стороны, ты подчиняешь материал своему замыслу, а с другой стороны, в какой-то момент материал, не выходя из-под власти скульптора, сам начинает подсказывать дальнейшее направление работы…»

Татевос Геворкян

Т. Геворкян. Портрет архитектора Мамикона Фарсяна. Бетон тонированный. 1977.

Годы учебы в училище пролетели как один. Потом — художественно-театральный институт в Ереване. На лекциях и во время студийных занятий учился Том ремеслу скульптора. Основательно и вдумчиво изучал творчество любимых им ваятелей. Задумывался над тем, как это могли древние греки и римляне так почувствовать материал, чтобы открыть в нем жизнь. Нигде не расставаясь с блокнотом, делал множество зарисовок. Настойчиво вырабатывал в себе культуру труда скульптора, стремился работать так, как учила Анна Семеновна Голубкина, — «чтобы каждое прикосновение к глине было настоящим, серьезным, правдивым».
И вот дипломная работа Геворкяна — «Песня», сразу привлекшая внимание лиризмом авторского мировосприятия. За ней последовала «Сестричка» — удивительно точный, проникнутый романтичностью юности образ девочки-подростка. Хрупкая и трепетная, вся она словно излучает нежность. Так искренне и убедительно автор сумел выявить свежесть и непосредственность чувства.
Поэтичностью овеяны многие композиции Геворкяна. Главное в них — тонко уловленное настроение, переданное в предельно обобщенной форме, чуждой стилизации. «Стремление», «Ожидание», «Мечта» — названия работ Геворкяна говорят сами за себя. О чем они? О том, что ближе всего автору, — о молодости, о радости жизни.
Все у него подчинено одной цели — творить, наблюдать жизнь, чтобы полно и весомо раскрыть в своих произведениях внутренний мир человека. Достигнутое не успокаивает, а лишь поддстегивает Тома Геворкяна на поиски новых тем, новых решений.