Culture and art

Культура и искусство

Творчество народных мастеров Яворовщины

Творчество народных мастеров Яворовщины

Ю. В. Прийма, М. В. Пундяк за работой

Творчество народных мастеров Яворовщины

Яворовщина — один из значительных современных центров народного искусства Украины . Исторические и социально-экономические условия способствовали возникновению и развитию здесь местных художественных традиций. Широкое распространение получили такие виды народного искусства, как гончарство, ткачество, вышивка, художественная обработка дерева роспись, плетение лозы, рогозы, соломы. Все это обрело в новых условиях новую жизнь.

В настоящее время народное искусство Яворовщины развивается в двух основных формах: организованные народные промыслы, которые подчинены системам Министерства местной промышленности и лесного хозяйства УССР, Художественному фонду УССР, и неорганизованные. Ведущие мастера художественной обработки дерева трудятся в бригаде по изготовлению детских игрушек при промкомбинате, в сувенирных цехах мебельного комбината. Открытая в 1964 году яворовская школа художественных ремесел (теперь профессионально-техническое училище в поселке Ивано-Франково Яворовского района) ведет большую работу по подготовке кадров, внедрению технологических приемов декоративной обработки дерева.
В шести селах (Бердыхов. Лисновичи, Молошковичи, Пидлубы, Прилбычи, Старычи) организованы бригады вышивальщиц Львовской фабрики художественных изделий имени Леси Украинки. Произведения многих мастеров этих коллективов пользуются признанием и получают высокие оценки на областных, республиканских и всесоюзных выставках-конкурсах. Однако важной формой народного искусства на Яворовщине продолжает оставаться творчество мастеров в домашних условиях.
В течение веков на Яворовщине сформировалась своеобразная технология и приемы обработки разных материалов, а также принципы изготовления бытовых предметов. В них гармонически соединяются утилитарные и эстетические функции. Выработались общие для всех видов искусства художественные черты, сходные орнаментальные мотивы («вербивка», «кружки», «гильця»); из композиционных решений наиболее распространены незамкнутые концентрические построения; колорит сочетает красные, желтые, зеленые цвета. Часто одни и те же мастера изготовляли и плетеные, и деревянные, и тканые, и вышитые изделия.
Характерным для изготовления тканей на Яворовщине является введение в основу и «поробок» цветных ниток. Художественное своеобразие яворовских тканей состоит в неповторимых вариантах ритмики разных по цвету и ширине продольных и поперечных полос, в продуманности сопоставления многих цветов и их подчинения основным — красному или розовому цвету. Красный цвет раньше доминировал в тканях Яворовского района, выполняя двойную функцию — декоративную и символическую. Художественное ткачество Яворовщины — оригинальное живое явление. Если набойка вытеснилась окончательно промышленными тканями, то ткани орнаментированные изготовляются и сегодня народными мастерами. В домашних условиях мастерицы ткут из льняных, конопляных и фабричных нитей дорожки, салфетки и прочее.
Наиболее распространенным видом художественного творчества на Яворовщине в наше время считается вышивка. Ею занимаются чуть ли не в каждой хате. Работа одаренных мастериц в течение веков выкристаллизовала своеобразные методы технического, орнаментального, композиционного решения вышивок, пользующихся заслуженным признанием. По функциональным признакам вышивку можно разделить на две группы— украшающую одежду и украшающую интерьер. Интерьерной вышивкой в прошлом занимались меньше, фактически ее развитие началось только в советское время в связи с подъемом материального уровня жизни народа.

Ю. В. Прийма за работой

Ю. В. Прийма за работой

Вышивка в Яворовском районе выделяется постоянными традиционными местными приемами технического исполнения, своеобразной орнаментикой, композицией, колоритом, которые эволюционируют в русле общего развития украинской вышивки. Характерно введение цветного фона — черного, синего, желтого, розового. В целом, в вышивке Яворовщины господствует растительно-цветочный орнамент. В нем два истока: главный —
природа, наблюдения из жизни, все это переводится мастерами в декоративный план; а также впечатления от фабричных тканей, но опять-таки в интерпретации народного мастера.
Художественной выразительностью, образностью отличается яворовская вышивка, выполненная гладью в яркой краснооранжевой гамме. Она получила название «яворовка». Значительный интерес представляет художественное решение вышивки головных платков — «бавниц», завершающих народный костюм. Высокое художественное звучание получила вышивка в декоре женских сорочек, фартуков, головного убора и прежде всего верхней одежды. Такого декорирования одежды разноцветной вышивкой не знает ни один район Украины.
Современная яворовская вышивка обогащается новыми мотивами и композициями, смелым радостным колористическим решением. Ее достижения творчески используются художника- ми-профессионалами, вышивальщицами соседних районов. На областной выставке народного искусства (1976) всеобщее внимание привлекли сорочки, вышитые по яворовским мотивам И. Ярош из Нового Роздола и О. Дракус, Г. Надвирной, Л. Фроловой, М. Калыняк из Львова. Особенно интересные образцы новой трактовки орнаментики «бавниц» разработала Е. Костив в рушнике и дорожке. Все эти произведения отличались новизной композиционного решения и эффектным звучанием красновато-оранжевой гаммы.
Ведущее место в творчестве яворовчан занимает художественная обработка дерева. Изделия из дерева разнообразны по формам, техническим приемам выполнения и декорирования. Бытовое назначение деревянных изделий определило характер художественно-технических способов их изготовления. Своеобразны приемы в столярном, токарном и в бондарном деле.
Художественное мастерство яворовских столяров особенно ярко проявилось в изготовлении знаменитых в этом крае сундуков. Конструктивное и декоративное решение сундуков, мебели всегда осуществлялось на основании четких традиционных принципов. Об этом свидетельствует характер архитектоники и росписи сундуков. Их расписывали на тонированном темнозеленом или коричневом фоне. Доминирующие мотивы — «цветы», «листочки», «качечки», «гиллячки», «веночки». Композиции концентрические, вазонные, замкнутые. Колорит росписи сундуков чаще всего в зеленых, желтых и красных тонах. Роспись выполняется свободно, от руки, легко нанесенными мазками. В ней четко продумана гармоничность цветовых пятен, акцентов. В целом ее отличает живописность.
Роспись сундуков и детских игрушек на Яворовщине — важная отрасль художественного творчества. Она все время изменяется, обогащается новыми мотивами, новым содержанием. В советское время возникло новое направление в развитии яворовской росписи — разрисовка точеных изделий сувенирного и
бытового назначения. Этим промыслом занимаются сотни женщин. Роспись приобрела широкую популярность и быстро распространилась территориально. Теперь расписывают точеные изделия жители сел Наконечне, Чернилявы, Залужья и других. Постепенно выработалась своеобразная художественно-декоративная система, базирующаяся на традиционной художественнотехнической основе, обогащенной сегодняшней новаторской практикой. Своеобразна, неповторима технология росписи. Точеная поверхность покрывается лаком, потом красками — красной, черной или зеленой, затем повторно покрывается лаком, после чего на такой «грунт» наносятся орнаментальные мотивы анилиновыми красками, разведенными по специальному рецепту на ацетоновых белилах. Выработаны четкие этапы росписи в построении многочисленных орнаментальных композиций.
Хорошо владея приемами построения композиционных схем, мастера в то же время вносят в них нечто свое, оригинальное. Так, Юлия Михайловна Ференц тоненькими орнаментальными повторяющимися полосками обрамляет центральную полосу в поясных композициях деревянных писанок. Ю. М. Ференц и ее сын Богдан любят размещать орнаментальные мотивы в горизонтальных плоскостях, а Юлия Васильевна Прийма со вкусом «рассеивает» цветы по всей поверхности писанок. Ярослава Ивановна Турко часто вводит в роспись геометрические мотивы. Она разработала прием членения плоскости широкими геометрическими полосами или четырехлепестковыми розетами. Писанки с геометрическими полосами называют «вышиванками». .
хМастерицы не успокаиваются на достигнутом и постоянно ищут новые приемы. «Это старомодные»,— говорит Мария Пундяк про писанки, изготовленные три-четыре года назад. Процесс совершенствования орнаментальных мотивов и композиционных решений не прекращается.
На пути нелегких поисков выделяются творческими удачами мастерицы росписи Юлия Прийма, Мария Пундяк, Катерина Прийма — дочери известного мастера игрушек В. М. Приймы. Не случайна такая филигранность, тонкость линий, богатство орнаментальных мотивов в их росписях. Навыки работы они приобрели еще в детстве. «Наш отец добр, но требователен к нам, детям. С 9-10 лет мы помогали ему расписывать игрушки,— рассказывает Юлия Прийма.— Он научил нас рисовать, выполнять разные технические процессы изготовления игрушек как столярные так и токарные работы». Юлия Прийма виртуозно вытачивает изделия на токарном станке. Отец научил дочерей создавать прекрасное и понимать красоту. Особенно тонко они умеют чувствовать линии росписи и цвет. Разработанные ими мотивы переходят в творчество других мастеров. Произведения Ю. В. Приймы и М. В. Пундяк часто экспонируются на областных, республиканских и всесоюзных выставках.
Используя общие композиционные схемы, каждая из мастериц росписи разрабатывает их по-своему, то есть каждая из них имеет свой индивидуальный почерк. Постоянное усовершенствование орнаментальных мотивов и композиционных решений, поиски нового прослеживаются в творчестве Ю. В. Приймы, Г. Ю. Гдули, Ю. М. Ференц, Б. И. Ференц, Г. В. Лопачак, М. В. Пундяк и др.
Колористическая система росписи построена на контрастах желтого, красного, фиолетового, синего, зеленого и черного цветов. Все сделано, чтобы заострить, усилить контраст, яркость росписи, это общая тенденция современного народно-декоративного искусства Яворовщины.
Яворовские резчики по дереву в совершенстве владеют художественно-техническими навыками рельефной, плоской, ажурной резьбы. Значительных успехов они достигли в обогащении традиционных приемов орнаментальной резьбы: плоской, трех- гранно-выемчатой и контурной. Выработан новый прием плоской резьбы, который получил название «яворовская резьба». Суть его состоит в том, что на тонированной темно-коричневой или зеленой поверхности выполняются контурной резьбой, при этом творчески используется орнаментика с росписи сундуков. Этот прием орнаментальной резьбы разработал мастер И. И. Станько, его поддержали другие резчики.
Поражает многообразие вариантов растительного орнамента в творчестве И. И. Станько и его учеников. Наиболее распространены композиции: ленточная, концентрическая, сетчатая. Способ нанесения и размещения орнаментальных мотивов на поверхность, система построения орнамента выделяют Яворовщину как своеобразный центр орнаментальной резьбы на Украине.
Создавалась и создается также мебель, основное направление в которой в поисках художественного решения связано с использованием традиционных принципов, состоящих в простоте и удобстве конструкций, декорированием росписью в основном на коричневом, зеленом, а также на природном фоне древесины.
В наше время развивается в Яворовском районе объемная резьба — круглая деревянная скульптура. Основные ее разновидности — детские игрушки, анималистическая и тематическая многофигурная скульптура. На протяжении длительного исторического периода круглая скульптура переживала определенные изменения в содержании и форме. В XVIII веке особенное распространение получило производство детских игрушек, а со второй половины XIX века — изготовление анималистической скульптуры (как правило, изображения домашних животных).
Художественная ценность яворовских игрушек общепризнанна. Местные мастера издавна изготовляли в основном такие изделия: лошадки, возики с одной или двумя лошадками, погремушки; мебель для кукол, детскую посуду; музыкальные инструменты — сопилки, скрипки, пищалки, свистки. В процессе длительной практики выработалась стойкая композиционнопластическая система. В советское время традиционное искусство яворовских столярных игрушек нашло свое дальнейшее развитие в творчестве В. М. Приймы.

Расписные ложки. 1980-е гг.

Расписные ложки. 1980-е гг.

Родился Василий Матвеевич Прийма в 1897 году в семье бедного крестьянина. Он вспоминает: «Жить было тяжело. У нас в городе многие делали игрушки. И я с 9 лет начал вырезать лошадок. Вырезал, как дед, как другие соседи, но лошадки были будто живые, и их покупали для детей». Так начался большой творческий путь Приймы. Он много работал, можно сказать, круглый год, ненадолго отрываясь от любимого занятия в летние месяцы для выполнения хозяйственных работ. «Помню дни,— говорит Прийма,— когда в 1920 году скупщики игрушек приезжали вечером, ложились спать, и я ночами доделывал заказанную продукцию и все старался делать игрушки такими, чтобы дети им улыбались».
Прийма очень работоспособный, мягкий, добрый человек. Это мастер с большой фантазией, прекрасным чувством цвета. Его игрушки выполнены в традиционных формах, но оживлены индивидуальной манерой росписи. Среди многочисленных изделий Приймы преобладают лошадки, птички, мебель, создавал он также скрипки, сопилки, погремушки, тележки. Важно, что главная черта всех игрушек с лошадками — это обобщенность формы, прямые угловатые срезы.
Обобщенности пластической формы соответствует и роспись, характеризующаяся своеобразной декоративностью, не имеющая прямых аналогий в других видах яворовского искусства. Натуральный цвет древесины Прийма покрывает желтыми прямыми или волнистыми полосами, создавая таким образом «сетку», по которой наносятся орнаментальные мотивы («вер- бивка», «кружки») зеленой и красной красками. Эти традиционные мотивы Прийма обогащает введением новых розеток, листьев, ростков, крапинок. Мотивов в росписи игрушек не так уж много, но они трактуются и сочетаются по-разному. В одних случаях изогнутая веточка «вербивка» размещена на туловище и тянется к шее коня, в других — на туловище размещен круг с вписанной розеткой, а листья «вербивок» — на шее и ногах коня. Колеса тележек В. М. Прийма иногда обводит красными кругами с вписанными листочками, чаще же оставляет их не- орнаментированными.
В этой системе росписи доминируют живописные принципы. На натуральном фоне дерева эффектно проявляется роспись, созданная в трех цветах — красном, зеленом, желтом. Тональность звучания их различна. Наблюдаются оттенки от темно- до светло-красного, иногда красный цвет заменяется розовым.
Прийма расписывает игрушки кисточками из тонкой мягкой кошачьей шерсти, пучок которой вставляется в конец гусиного или утиного пера и привязывается к деревянной круглой ручке. Круги («колка») мастер рисует с помощью циркуля, к одному концу которого прикреплена кисточка, другие мотивы выводит от руки.
Мастер приготовляет краски для росписи игрушек в определенной последовательности. Анилиновые красную, розовую, и зеленую краски он всыпает в горячую воду, добавляет столярный клей и сосновую живицу («смолку»), к желтой же краске клей не добавляет, объясняя, что она «тогда станет темной и утратит свою красоту». Декоративные эмоциональные качества игрушки усиливает роспись, выполненная на природном фоне дерева.
Новое направление в развитии яворовских игрушек было обусловлено обращением мастеров к изготовлению точеных игрушек сюжетного, тематического характера. В 60-е годы в творчестве яворовских резчиков проявилась тенденция к объемному изображению людей и животных, в отличие от плоскостных и чрезмерно обобщенных форм традиционных столярных игрушек. Прийма имеет многих последователей. В первую очередь в лице своих дочерей, развивающих традицию семейного мастерства.
Богатство, внутренняя сила народного искусства Яворовщины создается активной художественной жизнью разных видов народного творчества. Им свойственна взаимосвязанная художественная система определенных форм, средств и образов, выработанных народными мастерами в конкретных условиях. Безграничны варианты их художественного решения в каждом виде искусства.