Culture and art

Культура и искусство

Творчество Федора Панфиловича Нестерова

Творчество Федора Панфиловича Нестерова

Ф. Нестеров. Побудка. Подмосковье. Из серии «Учителя, школьники, пионеры». Масло. 1935.

Творчество Федора Панфиловича Нестерова (1877—1966)

Картина, репродукцией которой открывается эта статья, называется «Побудка». Вглядитесь в нее внимательно. В изображенных на полотне мальчишках вы без труда узнаете пионеров, а вся обстановка говорит, что живут они где-нибудь в деревне или в лесу. То, что это отдых в пионерском лагере, вам, сегодняшним школьникам, угадать будет труднее» Картина написана в 30-е годы, и пионерлагеря того времени сильно отличались от нынешних. Например, не было постоянного места и помещения: снимали на лето несколько домов в деревне и отправляли туда детей. Кухней ведала какая-нибудь местная старушка, а все остальное они делали сами: кололи дрова, ловили рыбу, собирали в лесу грибы и ягоды, помогали мыть посуду и чистить картошку. Особой опеки не было, развлекали школьники себя сами. Пионеры тех лет были очень самостоятельные — посмотрите на их лица, какие они серьезные и даже самоуглубленные.

Ф. Нестеров. Автопортрет. Масло. 1953

Ф. Нестеров. Автопортрет. Масло. 1953

Автора этой картины звали Федор Панфилович Нестеров. Он работал учителем рисования в одной из московских школ, часто выезжал со школьниками в пионерлагеря и там рисовал их. К пионерской теме обратился одним из первых в советском изобразительном искусстве. Что можем мы сказать об авторе, глядя на его картину? Отметим прежде всего человеческие достоинства: не вызывает сомнения, что художник любил детей и сам обладал детски чистым взглядом на жизнь. Эта незамутненность видения, непредвзятость отношения к людям чувствуются во многих его работах, неизвестных, к сожалению, пока широкому зрителю. В них начисто отсутствует то, что принято называть «позой», порой кажется, что писал их человек, незнакомый с эффектными живописными приемами, которыми пользовались многие его современники, да и предшественники. А ведь это не так. Обратите внимание на прекрасное владение основой основ — рисунком. И в самом деле, выпускник Академии художеств, ученик П„ Чистякова, И. Репина, К Савицкого, Федор Нестеров был, конечно, знаком с достижениями живописи. Но недаром же говорят, что высшая степень искусства — безыскусственность, когда зритель видит прежде всего не ухищрения художника, а самый предмет изображения. К такой простоте Нестеров шел всю свою жизнь.

Ф. Нестеров. Барабанщик. Из серии «Учителя, школьники, пионеры». Масло. 1931 —1932.

Ф. Нестеров. Барабанщик. Из серии «Учителя, школьники, пионеры». Масло. 1931 —1932.

Вот несколько эпизодов из нее…
1918 год. Война, голод. Поздней осенью к московскому художнику Ф. Нестерову, отцу многодетного семейства, приехал друг из Питера, тоже художник. Посмотрел на осунувшиеся лица ребятишек и сказал: «Слышал я, что Луначарский дает
интеллигентам мандаты в хлебородные области. Надо уезжать, а то с голоду помрете».
Командированные Наркоматом просвещения в город Суджу Курской области в качестве учителей рисования, друзья отправились в путь. Однако добраться до места им в ту зиму не удалось — с транспортом было крайне плохо. Остановились по пути в деревне Лебедевке. Писали для крестьян прошения красивыми буквами, зарабатывая тем на кусок хлеба.
С первым теплом стали пробираться дальше. В селе Русское Поречное столкнулись с белыми, но после допроса «свободных художников» отпустили (мандаты Советской власти они успели спрятать). Вскоре в село пришли красные, а потом приехала и жена Нестерова с детьми, Она стала лечить крестьян, а Федор Панфилович писал с них портреты» Тем и кормились.

Ф. Нестеров Рядовой. Из серии «Беспризорники». Масло. 1925.

Ф. Нестеров Рядовой. Из серии «Беспризорники». Масло. 1925.

Не только ради хлеба насущного работал художник. Наиболее удавшиеся портреты он оставлял себе, а заказчикам делал копии — в те годы Нестеров был уже зрелым мастером. Картины никогда не говорят нам, в каком состоянии писал их художник: был ли он, например, голоден или болен. Зато мы всегда видим, вложил он в произведение душу или же работал бесстрастно, Ф. Нестеров писал портреты с искренним интересом к людям, их характерам и судьбам, и этот интерес чувствуется во всех работах того сложного времени.
Писал он просто, но не упрощал жизни. Вряд ли надеялся на то, что портреты на грубых холстах и карандашные рисунки на случайных листах бумаги попадут когда-нибудь в картинную галерею. Художник даже не был уверен, что искусство, каким он его себе представлял, какому служил столько лет, будет нужно новой России. Еще перед революцией стали возникать десятки «новейших» течений в живописи, но он не считал нужным гнаться за ними. Нестеров был твердо уверен в одном: в любых обстоятельствах художник должен оставаться верным натуре, правде жизни. Этому учили его великие учителя, Они были бы довольны, доведись им только узнать, как свято ученик выполняет их заветы. Ежедневно, при любых обстоятельствах, он работал.

Ф. Нестеров. На колхозном гумне. Масло. 1936.

Ф. Нестеров. На колхозном гумне. Масло. 1936.

А обстоятельства менялись чрезвычайно быстро. И вот уже Нестеров отозван из деревни на художественное оформление городка Суджи. Началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. Художник пишет плакаты для первых советских праздников, оформляет местный театр и летний сад. Из-за отсутствия материалов работает тертым мелом и сажей на клею. В свободное время по-прежнему ходит на натуру — пишет пейзажи и церквушки, заинтересовавших его людей. И вновь героями его этюдов становятся крестьяне. Ведь сам он вышел из крестьян.
Интерес к их жизни возник еще в годы учебы в Пензенском художественном училище. Художник- передвижник К. Савицкий прививал ученикам уважение к труду простого человека. Именно тогда были заложены у Нестерова основы реалистического мировоззрения. А любовь к рисунку привили в Петербургской академии художеств, куда он поступил без экзаменов. Впоследствии Нестеров скажет: «Первый человек, который научил меня с уважением относиться к натуре, любить рисунок, был Чистяков».
Безусловно, на творчество Ф. Нестерова наложили отпечаток и годы учебы в иконописной мастерской крупного подрядчика Пашкова, и многолетняя работа по росписи и реставрации храмов. У мастеров иконописи почерпнул он многие секреты техники, композиции и колорита. Его неброская, истинно русская живопись пленяла чистотой и непосредственностью взгляда на жизнь. В ней чувствовалась душевная гармония.

Ф. Нестеров. У гумна. Из серии «Чуваши». Масло. 1935.

Ф. Нестеров. У гумна. Из серии «Чуваши». Масло. 1935.

Эту самобытность в творчестве Нестерова сразу заметили предприимчивые иностранцы, 10 жанровых работ с Весенней выставки петроградских художников были куплены и увезены в Копенгаген, Впоследствии зарубежные коллекционеры приобрели еще около 40 полотен, которые находятся сейчас в частных собраниях Многие работы погибли в годы гражданской войны.
Однако сохранившаяся часть наследия дает полное представление о художнике. Радуют взор пейзажи— осенние поля с золотистыми снопами, написанные в теплой, спокойной цветовой гамме. Хороши полевые цветы в его многочисленных натюрмортах — ромашки, васильки, иван-чай. Их спокойная красота сродни творческой манере самого художника: человек суетливый, падкий на внешние эффекты, пройдет мимо, а вдумчивый, чуткий обязательно остановится надолго О портретах Нестерова можно написать целую книгу. Художник, проживший большую жизнь (он умер в возрасте 12 лет), оставил галерею портретов, с которых каким-то особым взглядом смотрят на нас люди не повгоримых 20 х и 30-х годов, да и не только они Особое место в этой галерее занимает детский портрет.

Ф. Нестеров. Пионервожатый. Из серии «Учителя, школьники, пионеры». Масло. 1934.

Ф. Нестеров. Пионервожатый. Из серии «Учителя, школьники, пионеры». Масло. 1934.

В Судже Нестеровым была создана серия рисунков, акварелей и живописных полотен, назван- ная «Беспризорники», Работы эти представляют сегодня не только художественную, но и историческую ценность как документы эпохи Однажды художник работал на улице К нему подошли ребята из губернского дома для беспризорных детей Они долго глядели, как на холсте появляются стены дома, загораются блики солнца Самый смелый, коренастый, с угрюмым лицом, вдруг спросил: «А меня сможешь нарисовать?» — «Могу» Так появился этюд «Вожак», одно из первых произведений советского изобразительного искусства на эту тему.

Ф. Нестеров, Первоклассница» Из серии «Учителя, школьники, пионеры». Масло. 1936

Ф. Нестеров, Первоклассница» Из серии «Учителя, школьники, пионеры». Масло. 1936

Сегодня, когда мы смотрим этюды и рисунки Нестерова, запечатлевшие обездоленных ребятишек, нам трудно представить, что это было на самом деле Беспризорничество — одно из самых тяжких последствий гражданской войны и разрухи Тысячи сирот сбивались в уличные ватаги, воровали, бесцельно колесили по стране Но ведь это были дети* Часто под внешне грозным их видом скрывались добрые сердца, и Нестеров сумел передать это Беспризорники ценили доброе отношение художника, доверяли ему свои тайны и мечты Нестеров слушал их, пытливо всматривался в липа и думал: «Что же с ними будет?» Но, несомненно, верил в лучшее, Верой этой пронизаны работы из серии «Беспризорники».

Ф. Нестеров. Отречемся от старого мира… Масло. 1932.

Ф. Нестеров. Отречемся от старого мира… Масло. 1932.

Примерно в те же годы была создана и серия «Учителя, школьники, пионеры», с которой мы начали рассказ. Вглядитесь в эти лица, внимательно вглядитесь…
Творчество Федора Панфиловича Нестерова (1877—1966) еще ждет своих исследователей. Сегодня у нас есть возможность познакомиться с этим самобытным русским художником. Бережно сохраненная его сыном часть наследия собрана в передвижной выставке, которая путешествует по городам страны, всюду пользуясь большим успехом. Если она приедет в ваш город, обязательно посмотрите ее.