Culture and art

Культура и искусство

Теодор Жерико Этюд Натурщика

Теодор Жерико Этюд Натурщика Холст, масло. 0,64 Х 0,53

Теодор Жерико Этюд Натурщика Холст, масло. 0,64 Х 0,53

Теодор Жерико Этюд Натурщика

Теодор Жерико (1791 — 1824) прожил короткую жизнь и оставил мало вполне законченных произведений, однако вклад его в искусство XIX столетия очень значителен. Он первым обозначил в своем творчестве перелом от академического классицизма — искусства отвлеченных правил и идеальных норм — в сторону прямого изображения событий современной жизни, окрасив свое вйдение окружающей действительности романтическим вдохновением и бунтарским пафосом.

«Этюд натурщика» — единственное в Советском Союзе произведение Жерико, дает весьма яркое представление о его творчестве. Страстный темперамент художника, его свободное от академических штампов мастерство преображают обычную штудию натуры в подлинно художественный образ. Нисколько не отступая от достоверности в передаче модели, не приукрашивая и не идеализируя ее, Жерико выявляет в ней черты современного героя — личности, находящейся в драматическом конфликте с окружающей средой, мужественно противостоящей враждебному окружению. Исходным движущим моментом этого процесса преображения модели в образ становится в картине эмоциональное начало. Пластическим выражением его является резкий разворот фигуры вправо и рассечение ее светом и тенью, при котором освещенными остаются только часть лба, щеки и развернутые плечи. Падающий слева свет мощно лепит объемы. На затененном лице с большим напряжением и выразительностью проступают жестко очерченные скулы, впадины глаз, упрямый выпуклый лоб. Взгляд, остро фиксирующий исходящую извне угрозу, поднимающееся как бы для обороны левое плечо, разметавшиеся волосы — все говорит о намерении отразить надвигающуюся опасность. Этюды Жерико очень высоко ценились современниками. После смерти Жерико па распродаже его произведений, находившихся в мастерской, Делакруа в числе восемнадцати полотен мастера покупает также и некоторые его этюды.
Картина поступила в музей из Государственной Третьяковской галереи в 1925 году.