Culture and art

Культура и искусство

Терентий Васильевич Аммосов

Северная резная кость

Охота на моржа.

Северная резная кость Терентий Васильевич Аммосов

Народное искусство обработки кости на Крайнем Севере бережно сохранено. В наше время оно поддерживается и плодотворно развивается. Сегодня мы расскажем о трех наиболее значительных промыслах в Якутии, Тобольске и на Чукотке.

Чекисты Якутии. Мамонтовая кость. Якутия.

Чекисты Якутии. Мамонтовая кость. Якутия.

Такие произведения создаются на основе глубоко изученных и прочувствованных народных традиций. Скульптурные формы и узор гармонируют между собой, прекрасно используются свойства материала. Непревзойденный мастер изготовления чоронов — народный художник РСФСР Т. В. Аммосов. Терентий Васильевич тонко чувствует пропорции чоронов, хорошо знает особенности традиционной фризообразной композиции, умело сочетает в ней растительный орнамент и изобразительную рельефную пластику.
Такая скульптура перекликается с якутской станковой графикой. Вспомним хотя бы творчество Афанасия Мунхалова, в работах которого в монументальных обобщенных образах решается тема революции и становления Советской власти в Якутии.

К. Герасимов. Ликвидация безграмотности. Мамонтовая кость.

К. Герасимов. Ликвидация безграмотности. Мамонтовая кость.

В скульптуре из кости мастер учитывает специфические законы искусства малой пластики. Темы, одинаковые для разных видов искусства, по-новому отражаются художником в зависимости от того, в каком жанре и в каком материале они решаются. В данном случае мы видим компактную композицию, в которой уравновешены все части, подчеркнуты выразительные свойства материала — кости, которая не терпит мелкой разделки, дробящей ее красивую поверхность.
Искусству резьбы по кости якутские дети учатся в художественной школе под руководством опытных мастеров. И прежде всего они постигают народные основы, традиции мастерства.
Оба вида резьбы существуют в уэленской косторезной мастерской «Северные сувениры», которая была организована в 1931 году.
Уже третье поколение пришло учиться народному искусству в уэленскую мастерскую. Сохраняя традиции прекрасного национального творчества, молодежь привносит и свое, отражая меняющийся окружающий мир в формах древнего искусства.
Третий центр косторезного народного творчества находится в Тобольске. Если якутские мастера занимаются творчеством на дому и объединены Якутским Союзом художников, а чукотские косторезы работают в мастерской народного искусства, то в Тобольске речь идет о целой фабрике.

Сценки из народного быта. Моржовая кость. Тобольск

Сценки из народного быта. Моржовая кость. Тобольск

Русский косторезный промысел возник здесь в конце XIX века. У его истоков стоит фигура сибирского художника М. Знаменского. Интересные альбомы рисунков этого художника — этнографа и бытописателя хранятся в Москве, в Государственном историческом музее. Он сам занимался резьбой по кости и увлек ею других художников. Некоторые из тобольских мастеров получили широкую известность.
К началу XX века косторезный тобольский промысел совсем было угас. Только в 30-е годы при поддержке художников и специалистов косторезное искусство получило свое второе рождение и, окрепнув, превратилось в один из центров советского декоративно-прикладного искусства.

Моржовый клык с цветной гравировкой. Чукотка.

Моржовый клык с цветной гравировкой. Чукотка.

Lо революции здесь не было не только книг, но и письменности. Эти грандиозные перемены, когда из патриархально-родового строя местные народы сразу перешли в социализм, под силу только нашему государству. Новая жизнь этих народов стала основной темой тобольской народной скульптуры. И древнее искусство резной кости отражает сегодня стремительный взлет и развитие народов Советского Севера.

Сценки из народного быта. Моржовая кость. Тобольск.

Сценки из народного быта. Моржовая кость. Тобольск.

Т. Аммосов. Чорон. Мамонтовая кость. Якутия.

Т. Аммосов. Чорон. Мамонтовая кость. Якутия.