Culture and art

Культура и искусство

Тревога Петрова-Водкина

Петров-Водкин

1919 год. Тревога

Картина Тревога Петрова-Водкина 1919 год

«1919 год. Тревога» — одна из последних картин большого мастера советского искусства Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878—1939). Она создавалась долго. Художник искал мотив для выражения идеи. Первый эскиз «Тревоги» появился в 1925 году, а закончено полотно только в 1934 году.

На картине представлена семья. Вечер, только что поужинали. Маленький уже спит, девочку укладывают. Вдруг что-то случилось на дворе: то ли крик, то ли выстрел послышался — и все переменилось в обыденном течении жизни. Отлетело покойное и привычное, взметнулось сердце. Тревога!
Образные средства реалистического искусства выявляют размышления художника о времени, когда «…ни возле человека, ни возле природы не было спокойствия». О времени, когда недавно свершившаяся революция требовала защиты.
Основная композиционная ось картины проходит из ближнего левого угла в дальний правый. Это сразу же вызывает у зрителя ощущение настороженности.
Каким же образом достигнута в произведении передача тревожного состояния людей?
Пластическое решение сюжета таково, что каждый из персонажей и предметов в пределах изображения имеет свой динамический характер. Художник заставил заговорить самые незамысловатые предметы. Табурет в левом углу поставлен неустойчиво. С него соскальзывает, раскрываясь, газета с призывом на борьбу с Юденичем. Стол, край кровати, подушка и цветной занавес резко отсечены рамой.
Все в картине пронизано явным и потенциальным движением. Мир комнаты, мир семейного уюта и мир за окном — мир большой и бурный.

К. Петров-Водкин. Первый эскиз картины «1919 год. Тревога». Разбавленная тушь. 1925

К. Петров-Водкин. Первый эскиз картины «1919 год. Тревога». Разбавленная тушь. 1925

В глубокий сон погружен ребенок. Настороженно смотрит девочка. В тревоге и ожидании мать. Отец, целиком поглощенный происшедшим, готов немедленно устремиться на помощь. Может ли кто-то остаться в стороне?..
В том же внутреннем ритме строится и цветовое состояние картины, подчеркивающее главное ее действие. Дробной цветности предметного мира противопоставлены большие цветовые вводы синего, врывающегося в окно, и красного в одежде женщины.
Весомостью и плотным цветом отличаются фигуры матери и отца, в котором угадывается сходство с самим художником. Устойчиво возвышается мать посреди комнаты. Голова с округлым подбородком и тяжелым узлом волос энергично повернута навстречу опасности. Широкий вырез кофты открывает сильную шею. Полными руками она бережно обнимает девочку. Во всем этом беспокойном мире незыблема ее фигура — залог надежды и успеха будущего. Она придает картине устойчивость не только в композиционном плане, но и в смысловом: выравнивается внутренний строй картины, уравновешивает тревогу, вселяет уверенность.

К. Петров-Водкин. Рисунок фигуры рабочего для картины «1919 год. Тревога. Карандаш. 1934.

К. Петров-Водкин. Рисунок фигуры рабочего для картины «1919 год. Тревога. Карандаш. 1934.

Конечно, легко связать этот сюжет с хорошо известными событиями гражданской войны. Однако здесь есть и более общий, социальный фон, который в начале 30-х годов, когда писалась картина, связан с приходом к власти германского нацизма. Можно говорить и о тревоге творческого плана самого автора.
Петров-Водкин чутко реагировал на глубинные перемены в культуре, сказавшиеся еще до революции, на проявления в искусстве рассудочного интеллектуализма, ухода от больших социальных тем. Вполне зрелым мастером он искренне принял Октябрьскую революцию. Она обострила в художнике высокую гражданственность чувств. Вместе с другими художниками он оформляет город к празднику первой годовщины Октября. Участвует на выставках страны и за рубежом. Студенческий совет приглашает его в качестве профессора живописи в Академию художеств. Трудящиеся Ленинграда избирают депутатом Ленсовета, а художники — первым председателем своего Союза. Правительство высоко оценило его труд — Петров-Водкин одним из первых удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Глубоко переживая напряженность революционных событий, Петров-Водкин стремился в своем искусстве показать грандиозность дел, свершавшихся на «планете Земля». Отсюда высокая его взыскательность к искусству живописи. Живопись, по его мнению, «не забава, не развлечение». В своих картинах художник стремился передать значительность происходящего, раскрыть философский смысл социалистической революции. И всегда для выражения идеи он находил мотивы в конкретных эпизодах реальной жизни. После грянувшей революции художник усматривал свою задачу в том, «чтобы посильно показать живой материал, из которого, — как говорил он, — строился я и мои однолетки». В картине «Тревога» художник философского склада К. С. Петров-Водкин нашел живописное решение одной из главных тем бурного времени первых лет Советской власти.

К. Петров-Водкин. Эскиз картины «1919 год. Тревога. Карандаш. 1934.

К. Петров-Водкин. Эскиз картины «1919 год. Тревога. Карандаш. 1934.