Culture and art

Культура и искусство

Ульяна Бабкина

Ульяна Бабкина

С. И. Рябов. Крестьянин с гармонью и крестьянка. 1976

Ульяна Бабкина. Потомственная мастерица каргопольской игрушки

На выставках народного искусства раздел игрушки один из самых популярных. Тут всегда толпятся и взрослые и дети. И не удивительно. Обобщенность силуэта, подчеркнутость деталей превращают игрушку в настоящую народную скульптуру, а яркая орнаментальная роспись делает ее понятной и близкой каждому. Мы не раз будем говорить об этом виде народного творчества — очень древнем и одновременно всегда юном. Сегодняшний рассказ о прошлом русской глиняной игрушки и об одной замечательной мастерице наших дней.

У. И. Бабкина. Олень. 1966

У. И. Бабкина. Олень. 1966

Чаще всего это были звонкоголосые свистульки. Отцы и матери покупали их своим ребятишкам. А те, собравшись стайкой, брали глиняных петушков да утушек и отправлялись за деревню. И там что есть мочи дули в свистульки, чтобы скорее уносила ноги злая старуха зима.
В те далекие времена глиняная игрушка была не только детской забавой или украшением жилища. Образы ее отражали народные представления о мире, были тесно связаны с исконным занятием русского человека — земледелием.
Теперь понятно, почему так часто в народном искусстве встречаются глиняные женские фигурки. Одни стоят подбоченясь, другие кормят младенцев или просто держат их на руках. Все они были когда-то образом родной земли, ее животворящих сил.
Присмотримся повнимательнее. В иных краях игрушки, как и глиняная крестьянская посуда,
покрыты зеленой глазурью, в других — цветным лаком с «серебром» и «золотом». И очень часто украшены нарядной росписью. Орнамент несложен, но расположение его элементов строго определенно. Например, на юбках глиняных баб, на спинах и боках коней и птиц встретим мы один и тот же рисунок: красные круги, яркие кино варные кресты. Что они значат?

У. И. Бабкина. Крестьянка с муфтой,«Кадриль» Кормилица (Гармонист с собакой, с младенцем).

У. И. Бабкина. Крестьянка с муфтой,«Кадриль» Кормилица (Гармонист с собакой, с младенцем).

Наступал Новый год. По народным преданиям, вновь нарождалось солнце. Эти дни праздновались очень торжественно. Во многих северных деревнях бабушки пекли внукам узорные пряники с разноцветной сахарной поливой, лепили из ржаной муки козули — игрушки, изображавшие лошадей, оленей, коров, птиц… А солнце разгоралось все ярче и ярче. Наконец день равнялся с ночью. Солнце побеждало тьму и холод, а вместе с ними болезнь, несчастье, смерть. Все ближе была долгожданная пора, когда крестьянин бросит в ниву первые семена… К дню весеннего солнечного равноденствия пекли из теста «жаворонков» и «тетерок». Только и разговоров было, что совсем уже скоро прилетят птицы и прогонят злую стужу дружным своим щебетом. И принесут на крыльях весну-красну!
Мы часто называем весну «утром года». Сегодня слова эти только метафора. Но для нашего прадеда-землепашца, жизнь которого была неотделима от жизни природы, весна и впрямь была утром года. Долгие века в народе жили поэтические представления о том, что молодое солнце выезжает в эту пору на небо в колеснице, в которую запряжены чудесные кони.
Такие узоры рисовали не только на птицах и конях, непосредственно связанных с образом дневного светила, но и на женских фигурках. Рисуя, словно сказку сказывали, как солнце своими лучами согревает землю и дает ей силу плодородия…

У. И. Бабкина. Потомственная мастерица каргопольской игрушки

У. И. Бабкина.
Потомственная мастерица
каргопольской
игрушки

Прошли века. Люди по-иному стали представлять себе мир. Уважение хлебопашца к земле осталось прежним. А вот связь народной игрушки с крестьянским календарем, с древними земледельческими обрядами постепенно ослабевала. Все чаще мастера присматривались к окружающей жизни, в ней искали темы для творчества.
Как развивается искусство игрушки в наши дни? Об этом мы узнаем, познакомившись с Ульяной Ивановной Бабкиной.
Имя это составило целую эпоху в развитии русской глиняной игрушки. О творчестве замечательной северной мастерицы рассказывали газеты и журналы, радио и телевидение. В родную ее деревню Гринево, расположенную неподалеку от Каргополя, часто приезжали художники и просто любители народного искусства.
На столе появляются все новые и новые игрушки. Вот баба с пирогами в старинном северном наряде, приветливая, хлебосольная, чем-то похожая на хозяйку. Закружились в кадрили пары: статные бородатые мужики и бабы в кокошниках, безусые парни и девушки, Чуть поодаль — кормилицы с младенцами на руках, хозяйки с корзинами, деревенские модницы с муфтами, в широкополых шляпах. Бабы все улыбчивые и прибранные, мужики опрятные, бороды расчесаны. Один за другим выступают вперед «вершники». Кони под ними зеленые, синие, а на боках алые кресты. Смотришь на разноцветные Ульянины игрушки, и перед глазами праздник.
Начнут гости расспрашивать Ульяну Ивановну, как такие игрушки она делает.
А просто делаю, — отвечает она. Ногами ее потопчу, руками помну да камни выну — она мягонькая будет. Тогда и леплю. Потом на полочку поставлю сохнуть. Через дня два в печь ставлю. Печь затоплю и обжигаю. А простынут — красить примусь.
Интересно увидеть, как рождаются ее чудо-игрушки. Возьмет Ульяна Ивановна комок глины, как бы приноравливаясь, впору ли вымешена, и начнет лепить лишь одной ей ведомую зверушку. Носик небольшой, глаза что угольки. Сказывает потом, что Полкан-богатырь давным-давно жил, о нем еще бабушка ей говорила…
Игрушки Ульяны Ивановны почти по-детски непосредственны. Работать она любила под песню или сказку, частушку или прибаутку. И игрушки, так рождавшиеся, были для нее словно живые существа. С ними она даже разговаривала. И лишь вдоволь натешившись, складывала в бурачок.

У. И. Бабкина. Собака с гармонью в санях и возница. 1960-е гг.

У. И. Бабкина. Собака с гармонью в санях и возница. 1960-е гг.

Человеком Ульяна Ивановна была удивительным. Маленькая, подвижная, с веснушчатым, морщинистым, словно печеное яблоко, лицом. Это чувствовал каждый, едва только заговаривал с ней.
Родители мастерицы, не знали крепостной зависимости. Нелегким трудом добывали кусок хлеба, ведь округ Гринева каргопольская сушь: поля нехлебородные, вода далеко. Одной землей здесь не прожить. Вот и приходилось крестьянам искать дополнительный заработок. Большая часть гриневцев занималась гончарством.
Шли годы, она сено косила, ходила в лес за грибами и ягодами, гончарила. Деревенская ребятня только и выжидала случая, когда бабушка Ульяна примется за игрушки. Лепит и красит она сказочные фигурки, а мальчишки и девчонки вокруг толпятся — домой их не зазвать. Рассадит Ульяна Ивановна их вокруг стола, даст кому глины, кому кисточку с красками и рассказывает, как и что делать.
На всю жизнь сохранила она верность родной земле, труду отцов и дедов. Именно ей обязан каргопольский гончарный промысел тем, что донесла она старую традицию, что всеобщий интерес к ее творчеству побудил и других вспомнить прежнее ремесло.
Среди ее глиняных фигурок встречаются и трагические «сказы». Ими она как бы напоминала, что есть на свете и зло, и дети об этом тоже должны знать.
Игрушки бабушки Ульяны говорят об исключительной ясности ее творческого мышления, о поэтическом восприятии всего, что окружало мастерицу. Глиняные человечки приземисты, коренасты, круглолицы. Роспись совсем проста: белой краской покрывала Ульяна Ивановна открытые части тела, большими цветными пятнами обозначала одежду. Оттого бороду у мужичков наводила мастерица киноварью, которую оттеняла росчерками синей краски. Рисовала аккуратно, чтобы вышла борода словно расчесанная. Прическа, опрятность — очень важная черта образов.
Ульяна Ивановна Бабкина прожила большую жизнь. Умерла она в прошлом году. А в нынешнем любители народного искусства отметили девяностолетие со дня рождения мастерицы.
Игрушки бабушки Ульяны учат нас видеть в самом обычном прекрасное. Жить чисто и без утайки. Любить свой родной край и уважать простого человека труда. И еще работать всю жизнь не покладая рук.
Сегодня в дымковской игрушке работают три­дцать мастериц разных поколений. Самые млад­шие учатся у старейших, приобретая навыки и опыт в совместном творчестве, как бы буквально из рук в руки.

У. И Бабкина. Вершник на олене. 1960-ые