Culture and art

Культура и искусство

Фарфор Петра Леонова

Фарфор Петра Леонова

П. Леонов. Декоративный комплект «Суздаль». 1967—1968.

Фарфор Петра Леонова

Советское декоративное искусство невозможно представить без фарфора Петра у Леонова. Радостью жизни проникнуто все его творчество. Являясь почти 50 лет главным художником одного из крупнейших фарфоровых заводов страны — Дулевского, он стал основателем советской дулевской школы фарфора, создателем нового стиля.

П. Леонов. Декоративный набор «Кованый». 1967—1968.

П. Леонов. Декоративный набор «Кованый». 1967—1968.

В обычном понимании фарфор — это тонкий, хрупкий материал, покоряющий нас своей как бы светящейся белизной. И художники издавна стремились подчеркнуть эти особенности фарфора. Главной темой росписей были утонченные цветочные мотивы. Живопись — будь то пейзаж, жанровая сценка, цветы — подчеркивала форму предмета. Фарфор был изысканно-камерным искусством, дорогим и малодоступным.
Петр Леонов буквально перевернул представление об этом материале. Его фарфор раскрылся перед зрителем новыми гранями, крупно, масштабно. Живопись стала броской, яркой, буйной по цвету, подчиняющей себе конструкцию формы. Фарфор Леонова приобрел поистине гражданское звучание, стал массовым, народным, запел во весь голос…
Петр Васильевич Леонов родился в 1910 году в семье врача. Детство его прошло на Кубани. Бескрайние степи, синее небо, щедрая южная природа, красочный народный быт — все это оставило глубокий след в душе будущего художника.
Годы учебы, а затем в 1932 году 22-летний художник посетил Дулевский фарфоровый завод, расположенный в 80 километрах от Москвы.

П. Леонов. Сервиз «Сказка о рыбаке и рыбке». 1935.

П. Леонов. Сервиз «Сказка о рыбаке и рыбке». 1935.

Основанный в 1832 году крестьянином Кузнецовым завод славился своим нарядным, красочным фарфором. Дулевские мастерицы украшали его яркими цветочными росписями, обильно декорировали золотом. Писали они широко, иногда вместо кисти пальцем. Цветы-розаны стали называть «агашками» — одно из самых распространенных имен в Дулеве, а саму живописную манеру — «агашечной».
Однако ко времени приезда Леонова народный агашечный стиль был почти забыт. Завод выпускал продукцию, выполненную в духе манернослащавых мещанских традиций, господствовавших в русской художественной промышленности перед революцией. Попытки пролеткультовцев внести в фарфор чуждые ему приемы «индустриального» плаката, книжной графики с изображением машин и тракторов не выдержали испытания временем.
Заводу нужен был художник, который смог бы восстановить забытые традиции и создать советский дулевский стиль. Таким человеком и стал Петр Леонов.

П. Леонов. Сервиз «Золотой олень. 1957.

П. Леонов. Сервиз «Золотой олень. 1957.

Он сразу же взялся за серьезную задачу — создание нового массового фарфора. Началась огромная работа над эскизами, образцами для производства. Леонова вдохновляло все, что было созвучно времени: события последних дней и русская история, литература и народное творчество — сказки, частушки, новые советские песни и ткани. И все впечатления художнику хотелось перенести на фарфор!
Вскоре появились сервизы «Черные глаза» — в ярко-красном крытье с черными, мелькающими, как глаза, кружками-овалами, сине-морской «Братишки», лубочно-веселые «Маша выбирает жениха» и «Бабы рязанские», изящный сервиз «Москвичка» — на темно-синем фоне белый горошек. Леоновские работы напоминали цветистые русские ситцы, поэтому дулевский фарфор того времени получил название «ситцевый». Продукция завода сразу же нашла покупателя, а главный художник выдержал свой первый серьезный экзамен.
Всемирная парижская выставка 1937 года. «Дулевскому заводу, — вспоминал потом Леонов, — нужно было не просто выступить, но победить». С этой задачей дулевцы справились блестяще: 9 золотых и 7 серебряных медалей привезли они домой.
В сущности, условно-декоративными были и тематические росписи Леонова, когда он обращался к литературе, к фольклору. Сервиз «Сказка о рыбаке и рыбке» — не буквальная иллюстрация к произведению Пушкина. Тема решена по законам декоративной живописи, где главными художественными элементами являются орнамент и цвет. Роспись ложится аппликативно, плоскостно, как ковер. Внутренне композиция близка народным росписям прялок, туесов, вышивке, резьбе по дереву.

Фарфор Петра Леонова

П. Леонов. Агитационный фарфор. Декоративная тарелка «Вся власть Советам!». 1967.

Леонов с самого начала понял, как важно сохранить в дулевском фарфоре его национальные, самобытные черты. Все новое в искусстве обязательно должно опираться на традицию. Для Ду- лева такой традицией была свободная кистевая живопись. Не случайно лучшая работа «ситцевого» периода — сервиз «Красавица» был исполнен в старой дулевской манере. Она узнается сразу: размашисто написанные цветы, сияние золота, обрамляющего букет, обнимающее почти всю плоскость синее крытье, контрастирующая с ним белизна фарфора.
Но много здесь и нового, неожиданного. Впервые художник располагает рисунок не на поверхности чашек, а внутри, рассматривая фарфор не как музейный экспонат, а динамично, в действии. Мазок стал крупнее, обобщеннее, цветовые контрасты насыщеннее. Ярко-синий цвет, доминируя в гамме, выступает открыто, более активно, чем это было прежде. Да, фарфор Леонова многим казался вызывающе смелым.

П. Леонов. Сервиз «Песня». 1952.

П. Леонов. Сервиз «Песня». 1952.

А художник продолжал поиски… В сервизах 50-х годов «Песня», «Золотой олень», «Розовая птица» появились черты, определившие затем лицо дулевской продукции: напряженность пластики, яркая декоративность живописи.
На огненно-оранжевом фоне, как птица, взвился к небу золотой олень — символ солнца, победы,, счастья. Фигура его скользит по поверхности чашек, чайника, как бы огибая их, двигаясь по кругу. При рассмотрении ансамбля создается впечатление бесконечного движения. Золотой цвет делает композицию лик у ющера достойной.
Художник использует красные, зеленые, золотые краски. Эти цвета трудно гармонируют друг с другом. Но Леонов — прекрасный колорист. Он умеет согласовывать самые, казалось бы, несовместимые цвета. В фарфоре до него таких дерзких решений не было.
Интересно, что сервизы «Золотой олень», «Красавица» и «Розовая птица» выпускаются сегодня со Знаком качества. Свободная, раскованная живопись Леонова дает заводским копиистам возможность полнее выразить и свою творческую манеру, свое настроение.

П. Леонов. Сервиз «Красавица». 1937.

П. Леонов. Сервиз «Красавица». 1937.

В последние годы фарфор Леонова стал монументально-декоративным, украшающим не только домашний интерьер, но и огромные пространства выставочных залов, дворцов, учреждений. Художник видит свои произведения в ансамбле — сериями, сюитами. Так появляются большие циклы: «Русь»; историко-тематический фарфор, посвященный 50-летию Великого Октября.
В работе Леонов обходится уже без эскизов, пишет сразу по фарфору. Мазок его, уверенный, широкий, ложится на плоскость необыкновенно гибко, ритмично, музыкально. Да и сама живопись
сродни музыке. Вот сюита «Русь». Она как-то особенно певуча. Художник создавал ее под впечатлением, навеянным русским искусством, древней архитектурой Москвы и Новгорода, входящий в эту сюиту, по-народному устойчив, солиден. Роспись открытая, выразительная.
В другом ключе решает Леонов тему революции. Он выступает как историк, изображающий события точно и драматично. Используя главные лозунги того времени — «Вся власть Советам!», «Мир хижинам — война дворцам!», художник раскрывает тему по-плакатному емко, используя минимум цветов. Невольно на память приходят набатные строки Маяковского — любимого его поэта…
Ответственна его деятельность как главного художника завода — творческого руководителя дулевских фарфористов. Сам мастер уже много сделал и немало, наверно, сделает еще. Особая притягательность его искусства — в соединении давних традиций народного фарфора и того нового, что приносит с собой время.

Фарфор Петра Леонова

П. Леонов. Декоративные штофы. 1967—1968.