Culture and art

Культура и искусство

Фёдор Емельянович Буров

Фёдор Емельянович Буров

Ф. Буров. Голова турка. Масло. 1873.

Фёдор Емельянович Буров

Кто же был этот Буров и чем мог привлечь внимание молодого Ленина?
Юношей шестнадцати лет отправился Федор Буров из далекого Приволжья в Петербург с мечтой попасть в академию, стать художником. Испытывая огромные трудности, бедствуя, ограничивая себя во всем, пробивал он дорогу к искусству. В академии у него были верные друзья — Илья Репин, Виктор Васнецов, Архип Куинджи. Их кружок всегда был в курсе животрепещущих событий художественной жизни. Собираясь вместе, они спорили о путях развития искусства, близкого и понятного народу, о высоких гражданских позициях, на которых обязан стоять передовой художник. Им был близок Н. Г. Чернышевский, проповедующий необходимость глубокого исследования явлений действительности. Они разделяли взгляды товарищей, ушедших с последнего курса академии в знак протеста против господствовавшей там рутины и создавших во главе с И. Н. Крамским свою художественную артель. Друзья искренне радовались образованию Товарищества передвижных художественных выставок, видя в нем силу, способную создать национальное по форме и гражданское по духу искусство.
Нам хорошо известно, как складывались творческие судьбы И. Е. Репина, В. М. Васнецова, А. И. Куинджи. Однако до последнего времени мы почти ничего не знали о четвертом участнике академического кружка — Федоре Бурове.
В крупнейшем волжском городе Куйбышеве, где с 1889 по 1893 год жил, работал и начинал свой эволюционный путь Владимир Ульянов, решено создать филиал Центрального музея В. И. Ленина. В мемориальный комплекс войдут исторические здания старой Самары, с которыми была связана деятельность молодого Ленина.

Одно из таких зданий непосредственно связано с художественной культурой того времени. Это бывший дом купца Жильцова на Заводской (ныне Венцика) улице, расположенный напротив здания окружного суда, где помощником присяжного поверенного работал В. И. Ульянов. В 1891—1895 годах в доме Жильцова снимал квартиру классный художник первой степени Федор Емельянович Буров (1845—1895). Здесь же размещались его бесплатные «Классы живописи и рисования», созданные для обучения художественно одаренных детей рабочих, ремесленников, крестьян.
Один из товарищей В. И. Ленина по революционной деятельности в эти годы, М. И. Семенов (Блан), вспоминал впоследствии, что Владимир Ильич посещал квартиру-мастерскую Ф. Е. Бурова и с интересом знакомился с его произведениями.
Уехав после окончания академии в Тифлис (Тбилиси), он учительствовал. Затем работал секретарем Общества поощрения художеств, иногда участвовал на выставках, главным образом портретами. Бывал в Париже. В 1885 году написал картину «Шлиссельбургский узник» («Посещение Иоанна Антоновича Петром III в Шлиссельбургской крепости»), за которую и получил звание классного художника первой степени. Последние годы художник жил и работал в Саратове и Самаре.
Сегодня, обращаясь к творческому наследию художника, мы можем утверждать, что на протяжении всей своей недолгой жизни Ф. Е. Буров, как и его товарищи по учебе, остался верен великим демократическим идеалам второй половины XIX века, идеалам служения народу.

Дом в Самаре, где находилась школа Ф.Е. Бурова

Дом в Самаре, где находилась школа Ф.Е. Бурова

В таких полотнах, как «Старик с портфелем» (Куйбышевский художественный музей) и «Брак по расчету» (Ленинград, частное собрание), художник сумел правдиво раскрыть существующие общественные пороки — нищету одних и богатство других. А в некоторых портретах — известного русского педагога Л. Н. Модзалевского, самарского живописца К. Н. Воронова — художник, следуя лучшим традициям национальной школы портретного искусства, достигает выразительной психологической характеристики.
Вторая половина XIX века знаменательна живым патриотическим интересом писателей, художников, музыкантов к национальной истории. Задумав картину «Шлиссельбургский узник» (Государственный Русский музей), Ф. Е. Буров также избирает для себя исторический сюжет. Героем его картины становится царевич Иоанн Антонович, имевший некоторые права на престол, но всю жизнь содержавшийся в строгой изоляции в Холмогорах, а затем в крепости Шлиссельбург.
Из истории было известно, что в крепости узника посетил царь Петр III. Этот момент и изображен на полотне.
Приезд царя и его сановников не мог принести узнику освобождения. Непокоренным и стойким встречает он своих врагов. Таким трактует своего героя художник, иносказательно возводя его образ к тем узникам — борцам за революционные преобразования России, которые томились в тюрьмах и на каторге.

Ф. Буров. Шлиссельбургский узник. Масло. 1885.

Ф. Буров. Шлиссельбургский узник. Масло. 1885.

Ф. Е. Буров высоко ценил возможности распространения искусства среди народа. Он был организатором первых художественных выставок в Тифлисе (1873), Самаре (1891), Оренбурге (1892), мечтал об открытии в провинциальной России музеев. Его как художника и гражданина радовало, когда «простой рабочий люд, утомленный тяжелым, непосильным трудом… идет отдыхать, дивоваться на не виданные им во сне чудеса искусств…».
Передовые взгляды на задачи искусства, личное знакомство с крупнейшими мастерами русской демократической художественной школы, посещение выставок и музеев в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Париже, участие в работе Первого съезда русских художников в 1894 году — все это делало Ф. Е. Бурова притягательной фигурой в самарском обществе. Таков был этот художник, человек с доброй душой и сердцем, открытым людям, которого встретил в Самаре В. И. Ленин.
Бывая в доме Бурова, Владимир Ильич, несомненно, видел известные теперь и нам произведения: «Шлиссельбургский узник», «Портрет художника К. Н. Воронова», иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Здесь же в апреле 1893 года была организована и выставка работ любительского кружка самарских художников, созданного по инициативе Ф. Е. Бурова. Знал наверняка В. И. Ленин и о художественной школе Бурова, в которой к этому времени занималось около пятнадцати человек и которую художнику приходилось содержать на собственные и без того ограниченные средства. Несмотря на неоднократные обращения его к управлению города о содействии развитию талантливой молодежи, помощи никакой не было.
Среди посещавших школу были очень одаренные молодые люди. У Бурова начинал учиться известный советский художник К. С. Петров-Водкин, оставивший прекрасные воспоминания о годах, проведенных в Самаре, а также талантливый куйбышевский живописец Г. П. Подбельский.
Самара периода пребывания в ней В. И. Ленина была богата интересными людьми. Это были и члены марксистского кружка, и писатели, и журналисты самарских газет, и юристы, работавшие в окружном суде, и общественные деятели, возглавлявшие различные городские комиссии — библиотечные, театральные. К таким людям относился и Федор Емельянович Буров, внесший заметный вклад в дело популяризации изобразительного искусства в Поволжье и развития художественной культуры города Куйбышева.